МОСКВА, 14 марта 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о восприятии перспектив жизни в своем населенном пункте и основных сдерживающих факторах его развития.
Города надежд и разочарований |
Почти две трети россиян в целом позитивно оценивают тренды развития своих городов: по мнению наших сограждан, дела в них идут в правильном направлении. Такая уверенность в настоящем влияет и на восприятие будущего: 41% в трехлетней перспективе надеются на улучшения в месте своего проживания, и почти столько же думают, что комфорт как минимум не снизится. В лидерах социального оптимизма — Москва и Санкт-Петербург (49%). Это связано с тем, что люди видят эффект от множества программ, направленных на повышение качества взаимодействия жителей с городом и городским пространством. Можно сказать, что столицы — наиболее человекоцентричные населенные пункты нашей страны, несмотря на то что конкуренция между и за людей в них традиционно самая высокая.
Треть россиян не верят в то, что в их городе произойдут перемены к лучшему. Такого мнения придерживаются преимущественно представители поколений оттепели (40%) и застоя (42%). Вполне вероятно, это объясняется либо отсутствием значимых изменений, заметных именно для этих групп, либо общим жизненным скепсисом.
Молодежь куда позитивнее смотрит в будущее: более половины представителей поколения цифры скорее ждут перемен к лучшему. В то же время такой настрой характерен для молодых людей в крупных городах. При уменьшении размера населенного пункта доля оптимистов среди поколения цифры и младших миллениалов снижается: если в городах-миллионниках это 53%, то в средних городах — 38%, а в малых городах — уже 33-35%. С этим вызовом можно — и, главное, нужно! — работать, ведь в ближайшей перспективе именно эти поколения будут все больше влиять на жизнь страны. Слом негативных установок в отношении родного города, возможно, позволит направить энергию молодых на созидание именно у них дома, что вдохнет новую жизнь в эти населенные пункты.
Угрозы для городов |
Негативных изменений в своем населенном пункте ожидают 14% опрошенных россиян. Действительно ли они видят плохие тренды? Скорее всего, их позиция связана с общим недовольством, и выраженное отношение к городу — просто способ сообщить, что им не нравится сложившаяся вокруг обстановка. К такому обычно склонны молодые люди, и данные подтверждают данную гипотезу: недовольство декларируют старшие и младшие миллениалы. Эта ситуация чревата рисками: именно молодежь чаще считает, что люди из их населенного пункта не хотят, чтобы их дети и внуки оставались там, отсюда возникает вероятность того, что наиболее перспективные жители покинут свою малую родину в поисках лучшей жизни в городах и регионах с большим комфортом.
Опрошенные россияне сформулировали возможные препятствия для комфортной жизни в населенном пункте:
- проблемы здравоохранения (51%) — вызов, более актуальный вне столиц;
- рост безработицы и сокращение зарплат (41%) — страх, доминирующий среди жителей городов с численностью населения до 100 тыс. человек и сельской местности; при этом он неожиданно стал «мостом взаимопонимания» для населения малых городов и столиц, которые боятся потерять существующие карьерные и зарплатные возможности;
- ошибки, неудовлетворительная работа местной власти (35%) — главное опасение жителей Москвы и Санкт-Петербурга, которые привыкли к высоким стандартам работы властей в столицах.
Отталкиваясь от обратного, мы можем наметить черты, свойственные комфортной городской жизни в представлениях россиян: развитые среда и инфраструктура, доступное и эффективное здравоохранение, возможность чувствовать себя финансово защищенным (наличие в городе или населенном пункте работы, достойный уровень заработной платы).
Кто важнее для развития городской среды? |
Подавляющее большинство опрошенных связывают комфорт проживания в своем населенном пункте с работой органов власти — местных (52%), региональных (37%) или федеральных (31%).
При этом бизнес и крупные предприятия, по мнению наших сограждан, не влияют на комфорт жизни в городе (12%), несмотря на существенные налоговые выплаты и программы корпоративной социальной ответственности. О значении бизнеса для населенного пункта лучше знают жители городов с населением от 100 до 500 тыс. человек, немного хуже — жители городов до 100 тыс. человек. Последнее парадоксально, так как для многих таких городов местные предприятия являются градообразующими. Корпорации продолжают искать новые подходы коммуникации и с обществом в целом, и с жителями территорий присутствия. Потенциально взаимосвязь между политикой корпоративной социальной ответственности и изменениями в населенных пунктах будет все более заметна населению.
На этом фоне фиксируется высокий уровень восприятия россиянами роли гражданского общества: люди понимают, что местные жители (19%) и общественные организации (6%) могут влиять на ситуацию в их населенных пунктах. Например, готовность выйти на субботник или принять участие в экологической или социальной акции — самый верный показатель неравнодушного отношения жителей к своему населенному пункту. При этом нельзя забывать, что активная позиция жителей помогает бизнесу и властям вовремя находить проблемные зоны, требующие внимания.
Важно помнить, что самый комфортной город — это человекоцентричный город. Однако человекоцентричность города не означает одностороннее получение благ жителями: они должны быть готовы сами улучшать свой населенный пункт. И, конечно, делать это в сотрудничестве с властями и бизнесом, а не вопреки им.
Автор: Иван Грузинов
«Заметна тенденция: оптимизма тем больше, чем крупнее населенный пункт, и присущ он скорее молодежи. Но оценки, данные даже молодыми людьми, становятся критичнее для всё более мелких населенных пунктов. Свою ответственность в развитии населенного пункта видит абсолютное меньшинство опрошенных. Это опасно для государства тем, что оно может остаться один на один с проблемами и не справиться с ними в одиночку. Пришло время подумать о том, как мотивировать граждан включаться в обсуждение и решение проблем наших городов и сел!»
Перейти к странице эксперта