МОСКВА, 3 октября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса работающих россиян о трудовой мобильности.
Трудовая мобильность — новая реальность |
Еще недавно профессии на всю жизнь и пожизненная занятость на одном предприятии были нормой. Сегодня же подобная стабильность становится скорее исключением. Новая реальность современного мира — готовность работников меняться, осваивать новые навыки, переквалифицироваться, переезжать в другие города. Опыт переезда в другой населенный пункт сегодня имеет каждый второй (50%) работающий россиянин, 46% отметили, что никогда не принимали решений о переезде. Чаще других переезжали в другой населенный пункт 25–34-летние (56%), граждане со средним специальным, а также высшим или незаконченным высшим образованием (52–53% vs 31–37% в группе с образованием на уровне среднего полного и ниже), жители обеих столиц (55%), городов с численностью населения 100–500 тыс. чел. (54%), а также опрошенные в Южном федеральном округе (58%).
Ключевые причины переезда — это трудовая мобильность (переезд связан с работой — 17%), личные причины (переезд к партнеру/родителям/родственникам) — 13% и образовательная (переезд связан с учебой — 10%). Еще 5% уезжали в поисках лучших климатических условий, 3% искали более разнообразный досуг, а 2% — для улучшения жизненных условий.
Переезд, связанный с работой в большей степени характерен для следующих групп: мужчины (21%), молодежь в возрасте 25–34 года (24%), граждане с плохим материальным положением (20%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (23%).
|
Все дороги ведут в Москву |
Переезд в другой населенный пункт для получения лучшей работы допускают четверо из десяти (43%) работающих россиян, но большая часть (54%) не готовы к подобным переменам в своей жизни. Чем моложе опрошенные, тем более они «легки на подъем»: если среди 18–24-летних 68% допускают переезд, то в группе работающих старше 60 лет только 12%. Потенциал трудовой мобильности выше также у граждан со средним специальным образованием и выше (45% vs 28–34% в группе с полным средним и ниже). Горожане в целом чаще сельчан декларируют готовность к переезду в другой населенный пункт (40–50% vs 35%), при этом максимум приходится на жителей небольших городов и поселков (500 тыс. чел. и меньше) — 47–50%. География тоже влияет на готовность к переезду: наибольший процент отмечен в Дальневосточном (56%) и Северо-Кавказском (49%) округах, тогда как в Сибири и Южном округах, напротив, большинство исключает для себя такой вариант (60–63%).
Две ключевые «точки притяжения», то есть города, куда россияне допускают переезд, — это Москва и Санкт-Петербург (15%) и южные регионы (13%). Недалекие переезды (в соседний город, внутри своего региона и в соседний регион) допускают в общей сложности 14% опрошенных, на север готовы поехать 6%. Зачастую регион для переезда выбирается по принципу близости: в столицы чаще стремятся жители Центрального федерального округа (18%), на юг — жители федеральных округов, соседствующих с южными, — Приволжского (17%) и Северо-Кавказского (19%).
|
За «длинным рублем» |
Экономический фактор — ключевая причина переезда: 44% согласились бы переехать на работу в другой населенный пункт в случае получения более высокого дохода. На втором месте — профессиональная самореализация (возможности карьерного роста, содержание работы, самостоятельность в реализации идей) — 31%, среди работающих учащихся вариант набирает 67%. Далее идут причины, не связанные напрямую с работой, — климат (22%), социальная инфраструктура (сады, школы, садики) — 12%, социальное окружение (ближе к родным) — 11%. Чем моложе опрошенные, тем актуальнее для них профессиональная самореализация (66% в группе 18–24 лет и 12% в группе старше 60 лет) и высокие заработки (62% среди 18–24-летних и 18% в старшей группе). А близость к друзьям и родным в большей степени привлекает опрощенных старше 45 лет (16–18%).
|
Куда пойти работать? |
Привлекательность частных компаний как места работы для работающих россиян оказалась примерно такая же, как в государственных или бюджетных организациях вместе взятых: 44% опрошенных отметили, что готовы работать в коммерческой организации, а в государственной и бюджетной — 25% и 22% соответственно (в сумме — 47%). Еще 14% выбирают работу в муниципальном или государственном органе власти (14%). Текущее место работы определяет готовность к работе в той или иной сфере: те, кто работает в коммерческом секторе, чаще выбирают ее (55%), бюджетники — бюджетную сферу (57%).
На предпочитаемую сферу работы влияют пол и возраст респондентов: мужчины чаще женщин готовы работать в частных (46% vs 41% среди женщин) и государственных (27% vs 21%) компаниях, а женщины в 2 раза чаще, чем мужчины (30% vs 15%) готовы работать в бюджетной сфере (школы, сады, поликлиники), что, возможно, связано с представлением о данной работе как более стабильной и социально защищенной. Чем моложе опрошенные, тем выше для них привлекательность коммерческих структур (67% среди 18–24-летних и 20% в группе старше 60 лет), с возрастом же растет интерес к бюджетной сфере (34% среди опрошенных старше 60 лет vs 16% среди молодежи 18–34 лет).
О программах повышения трудовой мобильности |
Сегодня в нашей стране с целью создания привлекательных условий для переезда работников и закрепления их на рабочем месте реализуются специальные программы, федеральные, региональные, а также программы отдельных компаний. Четверо из десяти (41%) работающих россиян слышали о подобных программах, хотя большая часть (57%) ничего не знают об этом. Осведомленность напрямую связана с возрастом, если среди 18–24-летних о таких мерах поддержки наслышаны 26%, то в старшей группе уже 53%.
Среди тех программ, о которых знают опрошенные, наибольшей популярностью пользуется федеральные (29%), на втором месте региональные (15%), меньше всего знают о программах коммерческих компаний — 10%. При этом о федеральных программах чаще знают более старшие группы (45% в группе старше 60 лет), а о коммерческих — активные трудоспособные 25–44 года (10–12%). Федеральные программы лучше знакомы и работникам бюджетной сферы (36% vs 27% среди занятых в коммерческой сфере).
|
«Результаты опроса свидетельствуют о том, что трудовая мобильность в России по-прежнему остается умеренной и главным драйвером для переездов являются материальные стимулы.
Мотивация к переезду в разных социальных группах отличается: молодежь активнее в поиске профессиональной самореализации, в то время как для старших поколений важнее, помимо экономических, социальные причины – близость к родственникам, стабильность и социальная инфраструктура. Играет роль и гендер: женщины чаще переезжают по семейным причинам, тогда как мужчины ориентированы на материальные стимулы. Обращает на себя внимание факт низкой информированности о программах переезда, причём среди молодежи, обладающей наибольшим потенциалом к мобильности, она самая низкая.
В целом, миграционные настроения определяются не только экономикой, но и социальными и демографическими факторами, что подчеркивает сложность формирования единой программы поддержки трудовой мобильности в стране».