МОСКВА, 17 апреля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса об отношении россиян к субботникам.
Праздник чистоты |
Весна — традиционная пора наведения порядка и чистоты не только дома, но и на улицах своего города. Для последнего идеально подходят субботники — советская традиция, которая органично вписалась в жизнь современной России и как нельзя лучше соответствует набирающему обороты экотренду. Впрочем, несмотря на очевидную пользу субботников, они несколько утратили привлекательность для россиян — свидетельствуют результаты апрельского опроса ВЦИОМ. По имеющимся данным, чуть больше половины наших сограждан принимали участие в мероприятиях по уборке, озеленению и благоустройству территорий за последние год-два (56%), что на 12 п.п. меньше в сравнении с 2019 г. Доля россиян, у которых такой опыт отсутствует, соответственно, выросла за рассматриваемый период с 31% до 43%.
На фоне снижения общей вовлеченности в мероприятия по благоустройству территорий несколько ослабла готовность россиян участвовать и в предстоящем весеннем субботнике. Если пять лет назад в нем планировали принять участие 63%, то сегодня — 57%. Среди тех, кто уже был на подобных экомероприятиях за последние год-два, эта доля достигает 78%. Не планируют весеннее благоустройство 34% наших сограждан.
Активных участников субботников (принимали участие в последние годы и планируют это сделать весной), в общей сложности насчитывается 44%. Чаще всего речь идет о россиянах в возрасте 35 лет и старше (46-53% vs. 30-31% среди 18-34-летних), работниках бюджетных организаций (65%), а также жителях небольших населенных пунктов (до 100 тыс. человек) и сел (54% и 53% соответственно). Судя по тому, что «бюджетники» демонстрируют максимальную вовлеченность в корпоративные субботники (см. ниже), не исключено, что их участие может носить добровольно-принудительный характер. Жители Москвы и Санкт-Петербурга подобные мероприятия предпочитают игнорировать: 81% не были на субботниках и не собираются принимать участие в предстоящей весенней уборке территорий.
В последние годы субботник стал рассматриваться как элемент корпоративной культуры, общественно полезная разновидность тимбилдинга. В ходе опроса 55% работающих россиян ответили, что в их компании проводятся такие мероприятия: каждый второй принимает в них участие (49%), 6% — не принимают. Чаще всего о своем участии в корпоративных субботниках говорят работники бюджетных организаций — 73% (vs. 46% среди работников коммерческих структур).
Кто, если не мы? |
Несмотря на снижение вовлеченности в подобного рода экомероприятия, в российском обществе по-прежнему доминирует мнение, что субботники необходимы и в них должны участвовать обычные граждане (77%, 2019 г. — 78%). Чаще эту точку зрения разделяют женщины (81% vs. 72% мужчин), а также категории граждан, которые сами активно участвуют в субботниках — россияне 35+ лет (35-44 лет — 78%, 45-59 лет — 81%, 60+ лет — 84%), «бюджетники» (86%), жители сел и городов с населением до 100 тыс. человек (88% и 84% соответственно).
Еще 17% убеждены, что в подобных мероприятиях нет надобности, поскольку чистота и порядок — забота коммунальных служб (2019 г. — 19%). Сторонников этой позиции больше среди молодежи (18-24 лет — 28%, 25-34 лет — 30%), а также жителей обеих столиц и городов-миллионников (39% и 26% соответственно).
Отношение к субботникам как к форме низового объединения людей для достижения общих целей с годами претерпело серьезные изменения. Согласно результатам опроса, в 2024 г. россияне продемонстрировали интерес к участию в субботниках: несмотря на то, что такого рода активность россиян за последние годы уменьшилась, люди по-прежнему готовы вместе благоустраивать общественные пространства. Тем не менее для развития такого рода активностей, формат именно субботника нуждается в изменениях: молодежь все меньше готова участвовать в таких мероприятиях, предпочитая иные формы вовлечения в общественные инициативы, например, в виде волонтерства или благотворительности, а чаще готовы прийти на субботник люди старше 35 лет.