МОСКВА, 27 августа 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о социальной ответственности крупного бизнеса.
Бизнес и его ответственность |
Деятельность крупных предприятий неразрывно связана с регионами их присутствия. Социальная ответственность бизнеса предполагает, что компании, наряду с извлечением прибыли, должны учитывать интересы общества и вносить вклад в его развитие. Например, инвестировать в социальную инфраструктуру, защиту окружающей среды или поддержку социально незащищенных групп.
Осведомленность населения о социальной ответственности бизнеса в регионах остается умеренной, около половины граждан (47%) знают или что-то слышали о соответствующих проектах крупных предприятий. Показатель информированности примерно одинаков у мужчин и женщин (46% и 49% соответственно) и россиян разных возрастов (45-50%), но заметно выше среди жителей самого «промышленного» федерального округа — Уральского (65%). Жители населенных пунктов, вблизи которых расположены крупные промышленные объекты, в 1,5 раза чаще осведомлены о социальных инициативах местных предприятий по сравнению с теми, кто не проживает вблизи таких производств (54% vs. 36% среди тех, кто не живет вблизи крупных предприятий).
|
Наглядные инициативы |
Чаще всего те, кто в курсе социальной деятельности крупных предприятий своего региона, припоминали проекты в сфере развития социально значимых объектов и благоустройства — 69% ответов, в частности речь идет об обустройстве дворов, парков, детских площадок, скверов (27%), строительстве и ремонте дорог (14%), детских садов и школ (7%), спортивных объектов (6%), объектов здравоохранения, культурно-досуговых объектов (по 5%), а также домов (4%). Заметно реже опрошенные называли проекты в сфере социальной поддержки и досуга — 19% ответов, куда были отнесены социальная помощь, массовые культурные мероприятия, обучение новым профессиям и прочее. Еще реже в ответах звучали направления, связанные с экономикой региона, — 11%, а именно развитие промышленности, создание новых рабочих мест, развитие сельского хозяйства и животноводства, уплата налогов. 7% опрошенных отметили проекты, направленные на поддержку участников СВО и членов их семей: гуманитарную и волонтерскую помощь, развитие оборонных предприятий. Реже всего в числе социально ответственных проектов предприятий упоминались экологические проекты — 4% ответов (экология, субботники).
Таким образом, наиболее заметны для населения «осязаемые» социальные проекты, которые напрямую связаны с улучшением инфраструктуры и благоустройством городской среды.
Первым делом — медицина! |
Рейтинг запросов россиян на социальную деятельность крупных предприятий возглавляет поддержка медицины, об этом сказал каждый второй (51%). Второе место у варианта «поддержка образования, профессиональной подготовки» — 37%, третье — у благоустройства дворов, парков, улиц (31%), почти столько же набирает помощь нуждающимся, уязвимым группам населения (30%). Четверть опрошенных (27%) полагают, что наиболее полезными были бы экологические инициативы, еще 19% сделали акцент на популяризации здорового образа жизни. Реже в ответах звучали такие направления, как наука и технологии (15%), культура (12%).
Проведя сопоставление социальных проектов, о которых знает население, и запросов на деятельность крупных предприятий, можно выявить следующие расхождения:
- Наиболее заметные для людей проекты связаны с развитием социальной инфраструктуры и благоустройством (69% от числа тех, кто знает о такой деятельности предприятий), в то время как в запросах населения эти направления занимают лишь третье место (31%).
- Напротив, поддержка медицины и образования, которые являются приоритетными для большинства россиян (51% и 37% соответственно), гораздо реже упоминаются в качестве реализуемых предприятиями социальных инициатив.
- Запрос на экологические проекты можно назвать выраженным (27%), при этом такие проекты крайне редко фигурируют в ответах тех, кто знаком с социальной деятельностью компаний (лишь 4%).
- Помощь социально уязвимым группам, которую отмечает 30% респондентов, совсем не входит в число наиболее заметных для населения направлений корпоративной социальной ответственности.
Следовательно, существует расхождение между тем, на чем фокусируется социальная деятельность предприятий (или, точнее, какая деятельность заметнее), и запросами граждан. Этому возможны два объяснения: или предприятия действительно не «попадают» в запросы населения, или недостаточно освещают свою деятельность в медийном пространстве, из-за чего люди замечают только то, что у них «перед глазами», — инфраструктуру и благоустройство.
|
В фокусе внимания — местное сообщество |
Ожидания населения от социальной ответственности бизнеса носят ярко выраженный общественный, а не корпоративный характер. Большая часть россиян (61%) уверены, что социально значимые проекты крупных предприятий должны быть ориентированы прежде всего на всех местных жителей. Адресная помощь уязвимым группам звучит в ответах в два раза реже (28%), работникам предприятий и членам их семей — в три раза реже (21%). То есть социальная ответственность воспринимается как ответственность перед всем местным сообществом, а не только перед уязвимыми группами ли сотрудниками компании.
Более высокий запрос на помощь работникам предприятий и их семьям наблюдается среди граждан активного трудоспособного возраста (25-59 лет — 23-27% vs. 15% среди 18-24-летних и 14% среди граждан старше 60 лет). Это может объясняться более тесной идентификацией этой категории населения с предприятиями как работодателями. Это мнение также ближе тем, кто живет вблизи крупных промышленных предприятий (24% vs. 15% среди тех, у кого рядом нет таких объектов).
Молодежь до 24 лет, те, кто с большой долей вероятности еще не работает, а учится, чаще отмечают, что предприятия должны распространять социальную деятельность на всех местных жителей (72% vs. 61% среди всех россиян), то есть им ближе «общественный» вариант социальной ответственности бизнеса.
«Проекты в рамках корпоративной социальной ответственности (КСО) – по-прежнему важный элемент развития российского бизнеса. Забота о населении территорий присутствия (в число которых входят и сотрудники предприятий) включает инициативы по поддержке социальной инфраструктуры и незащищенных слоях населения, развитию общественных пространств и благоустройству, продвижению культуры и спорта. Все они важны, но некоторые проекты должны находиться в приоритете – и здесь взгляды собственно бизнеса и населения могут расходиться. Предприятиям важно слышать голоса жителей территорий присутствия. В противном случае «непопадание» в ожидания приведет к росту негатива по отношению к предприятию, деградации его HR-бренда и снижению привлекательности территории в целом».