Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Общество
Фото: Сергей Елагин/Бизнес Online/ТАСС

Красота по-русски

Вопреки известному выражению, красота пока неважно справляется с миссией спасения мира. Зато может помочь своему обладателю! Красивому человеку легче привлечь внимание противоположного пола, чувствовать себя уверенно, да что там — к привлекательному человеку даже официант быстрее подойдет принять заказ. С одной стороны, эти негласные взаимосвязи раздражают: они несправедливы, объективизируют внешность и в целом больше похожи на реабилитацию рабовладельческих практик. С другой стороны, в том числе в развитых странах женщины (а иногда и мужчины) с большой пассионарностью борются за совершенствование своей внешности. Что значит для россиян красота, на что готова женщина на пути к идеалу внешности и стоит ли оно того — читайте в аналитике ВЦИОМ.

Обаяние кумира и очарование фильтров

Самые красивые девушки живут в России — в этом убеждены респонденты ВЦИОМ. По данным недавнего опроса, так считают 8 из 10 россиян, то есть 81% наших сограждан. Любопытно, что в 2013 году этот показатель был чуть меньше — тогда в этом были уверены 76% россиян. Бьюти-патриотизм растет! Впрочем, красота — понятие субъективное: во-первых, она, как нам известно, прячется в глазах смотрящего, во-вторых, понятия о внешней эстетике образа действительно крайне неоднородны, могут зависеть от возраста респондента, предпочтений в сфере культуры, фактора урбанизированности… а могут и не зависеть. Действительно, идеал красоты, валидированный социумом, в такой большой и многогранной стране, как Россия, выбрать крайне сложно.

В 2021 году россияне, отвечая на вопрос о том, кого из наших современниц и соотечественниц можно было бы назвать настоящей женщиной, выделили Аллу Пугачеву (6%), Софию Ротару и Валентину Матвиенко (по 3%). В сегодняшних условиях на этом пьедестале могла бы остаться разве что Валентина Ивановна. Впрочем, важно другое: критерием женственности для большинства россиян является не соответствие модельным стандартам, а привлекательность, помноженная на созидательный, творческий и интеллектуальный бэкграунд женщины.

Нельзя забывать и о стандартах красоты российской молодежи, которые в немалой степени формировались под влиянием глобализации. Согласно опросу ВЦИОМ, у половины опрошенных девушек есть идеал красоты, на который они хотели бы быть похожими (55%). В 2020 году о наличии идеала говорили практически все участницы опроса 14-17 лет (98%). Среди таких идеалов 26% назвали известных личностей: Анджелину Джоли (5%), Зендею (5%), Кайли Дженнер (3%), Одри Хепберн (2%), Ариану Гранде (3%). Также опрошенные называли мужчин: блогера Диму Масленникова (7%), исполнителей корейской группы BTS (5%), Арсения Попова (3%).

Свой вклад внесла и цифровизация: фильтры в социальных сетях молодые россияне считают подспорьем для успешного восприятия собственной красоты. По данным ВЦИОМ, фильтры и эффекты для фотографий, изменяющие внешность, используют 46% девушек-подростков, которые выкладывают свои фотографии в социальные сети. В 2020 году девушки 14-17 лет использовали фильтры чаще — 53%. Впрочем, и молодые люди смотрят на такую практику по-разному: 44% опрошенных девушек заявили, что фильтры мешают разглядеть индивидуальность человека. Действительно, что за красота без индивидуальности?

На что готовы женщины ради красоты

К внешней привлекательности женщины стремились тысячелетиями: что дамы Древнего Египта, растиравшие ягоды шелковицы для получения прототипа современных румян, что гражданки СССР, в условиях дефицита поплевывавшие в тушь «Ленинградскую». Многие современные россиянки, испытывающие свой организм безлактозными и безглютеновыми диетами, не отстают от предшественниц.

По данным ВЦИОМ, каждая вторая женщина в России обращается к услугам косметологов и бьюти-мастеров. Предсказуемо, что наибольший интерес к этой сфере демонстрируют граждане 25-44 лет (по 43-44%). В старшей возрастной группе 75% никогда не обращались к косметологам. Показательно и отношение россиян к неформальным платежам и надомным услугам в этой сфере: если 11% предпочитают обращаться за услугами красоты только в лицензированные клиники, то 6% не против пойти к мастеру, работающему на дому, что несет в себе определенные риски: если что-то пойдет не так, будет сложно доказать даже сам факт оказания некачественной услуги. Четверо из десяти клиентов косметологов за последние три года оплачивали услуги не через кассу, а наличными или банковским переводом, без получения кассового чека (40%), в том числе каждый четвертый сталкивался с таким часто (25%). Среди тех, кто посещал частные кабинеты или косметологов «на дому», показатель еще выше — 52% и 60% соответственно. Сложно ожидать, что специалист, чье рабочее место расположено между кроватью, гладильной доской и лотком кота, сможет выдать отчетный финансовый документ. Возможно, не сможет он и показать сертификаты на используемые препараты, продемонстрировать соответствующие условия стерилизации и хранения рабочих инструментов. Вероятно, свою аудиторию домашние (читай — подпольные) кудесники красоты сохраняют за счет сниженной по сравнению с салонами и клиниками стоимости услуг. Видимо, часть россиянок по разным причинам не готова к серьезным финансовым жертвам ради красоты.

Равно как не готовы ради идеальных черт лица и форм тела ложиться под нож хирурга: если судить по данным ВЦИОМ, в обществе преобладает нейтрально-отрицательное отношение к пластической хирургии. 41% россиян нейтрально относятся к пластическим операциям с целью улучшения внешности; положительно — 15%, отрицательно — 43%. В то же время, как показал опрос, в окружении каждого третьего есть люди, которые прибегали к пластической хирургии для улучшения внешности. Есть ли среди этих «знакомых» и «знакомых знакомых» те, кто попал 43% отрицательно настроенных к пластике граждан? Полностью исключать позицию, при которой человек в целом считает пластические операции чем-то неправильным, но при этом «очень хочется новый нос», нельзя. Однозначно можно сказать одно: результаты опроса демонстрируют определенные границы наших сограждан в стремлении соответствовать стандартам привлекательности. Красота, высеченная скальпелем хирурга, воспринимается подменой понятия, ее ценность в глазах общества ниже, чем у естественной.

Не стыдно ли быть такой красивой?

Красота — ценность, но культа красоты в России скорее нет. Об этом говорит отношение россиян к конкурсам красоты. Как выяснил ВЦИОМ, сегодня, как и в 2013 г., значительная часть наших сограждан равнодушны к таким состязаниям (55%, 2013 г. — 53%). Чуть более четверти опрошенных декларируют скорее положительное отношение к подобным мероприятиям (29%), каждый седьмой — скорее отрицательное (15%). В то же время участницы таких конкурсов вкладывают много сил и личных ресурсов в состязание. Все ради демонстрации своей красоты как таковой?

Вовсе нет, считает известная телеведущая, победительница конкурса «Мисс Россия», посол Чемпионата мира по футболу в 2018 году Виктория Лопырева. «Участие в любом соревновании здорово стимулирует и помогает раскрыть свой потенциал, конкурсы красоты не исключение, это большой опыт и возможность сделать шаг вперёд. Подготовка к выступлению на конкурсе действительно требует времени и сил, но это отличный шанс поверить в себя, в свои силы, получить ценный социальный опыт. Участие в таком событии отлично прокачивает soft skills, и делает это получше любых тренингов. После конкурса я, прежде всего, поверила в себя, поверила в то, что девушке из Ростова могут аплодировать огромные залы, а ещё убедилась, как важна поддержка семьи. Всем этим я очень дорожу», — отметила Виктория в разговоре с ВЦИОМ.

По мнению Лопыревой, значение конкурсов красоты много шире, чем просто соревнование внешних данных участниц. «Конкурсы красоты — это большой челлендж, это испытание. Скажу со стопроцентной гарантией, что только внешних данных не хватит для того, чтобы победить. И, конечно, все мы очень разные. Да и у многих есть „синдром самозванки“ — так в женском лидерстве называют ощущение, когда женщина не верит в то, что заслужила собственный успех, считая любые свои достижения случайностью. Так вот честная победа в любом соревновании, будь то корпоративная спартакиада или конкурс красоты, — отличный способ от этого синдрома избавиться!», — подчеркивает телеведущая.

 «Объективация женщин на конкурсах красоты — лишь стереотип. Например, когда я стала ведущей ТВ-программы про футбол, а потом первой в истории девушкой — послом FIFA, чего только не говорили! Это мужской вид спорта, блондинка из России, да что она тут вообще делает. Но хорошо, что таких людей было немного. Кстати, опыт, который я получила на конкурсах красоты, мне очень пригодился: когда ты приезжаешь в другую страну (а мы при подготовке к Чемпионату мира в России объездили более 50 стран), ты должен очень быстро рассказать, почему стоит приехать в Россию на праздник футбола», — рассказала ВЦИОМ Виктория Лопырева.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07