МОСКВА, 6 февраля 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса об отношении россиян к пластической хирургии.
Пластика: за и против |
Представления о красоте и идеальной внешности непостоянны, они подвержены влиянию времени, моды, прогресса индустрий. Чтобы соответствовать «стандартам», кто-то готов заняться спортом или сменить прическу, а кто-то — лечь под нож хирурга. В современном российском обществе преобладают нейтрально-отрицательные мнения относительно пластических операций с целью улучшения внешности: негативно к таким практикам относятся 43% наших сограждан, нейтрально — 41%; положительно — 15%. Гендерных различий в ответах на этот вопрос не обнаружено (против высказываются 43% мужчин и 44% женщин; за — 14% мужчин и 16% женщин). Разница мнений больше всего заметна среди разных возрастных групп, зачастую зависит от места проживания и предпочитаемого канала получения информации. Наиболее лояльна к пластическим операциям молодежь: среди 18-24-летних за и против высказываются по 18% и 19%, нейтральную оценку ставят 63%. С возрастом критичные оценки усиливаются, достигая максимума в старшей возрастной группе 60+, где за пластическую хирургию выступают только 9%, а большинство говорят об отрицательном отношении — 60%. Аналогичная ситуация складывается и с уровнем урбанизированности: жители обеих столиц в два раза чаще поддерживают пластические операции, чем жители села (21% vs. 11%). Еще один фактор отношения к пластике — модель медиапотребления: 23% активных пользователей интернета поддерживают пластические операции, среди активных телезрителей показатель составляет 6%, тогда как против в этой группе выступают 71% (vs. 26% среди предпочитающих интернет).
Мое тело — мое дело |
Доводы сторонников пластической хирургии (15% россиян) связаны не только с красотой, хотя именно на возможность стать красивее и улучшить внешность указывают 34% в этой группе, но и с медицинскими показаниями (23%), а также с возможностью устранить дефекты, изъяны (22%). Еще 18% убеждены, что операции помогают повысить самооценку и стать увереннее в себе, 15% указали на личный выбор человека распоряжаться своим телом; вариант «сохранение молодости» назвали 8%. Аргументы противников пластических операций (43% россиян) лежат несколько в иной плоскости, ключевым здесь стал вариант «каким родился, каким создала природа, Бог, таким и надо быть» — 32%. То есть определяющим в отношении к пластической хирургии является фактор «изменения или принятия себя»: сторонники пластики указывают на возможность таких трансформаций, а противники — на необходимость принятия себя. На втором месте восприятие результатов пластики как неестественного, некрасивого — 20%; 18% опасаются негативных последствий; 13% отметили, что поддерживают натуральную, естественную красоту, столько же указали на свою позицию против пластики.
Пластическая хирургия — для женщин? |
Современная индустрия пластической хирургии стала доступной и массовой, это стремительно развивающийся рынок, предлагающий самые разнообразные процедуры. Каждый десятый россиянин признается, что и сам хотел бы лечь под нож пластического хирурга — 10%, женщины говорят об этом в пять раз чаще (15% vs. 3% мужчин), против таких мер 89%. У каждого третьего есть знакомые, которые делали пластические операции, — 35% (3% говорят, что таких людей в окружении много, 32% — что мало). Еще 17% отмечают, что, возможно, такие люди среди их знакомых есть, но достоверно им неизвестно, делали они подобные операции или нет. Убеждены, что таких знакомых в окружении нет, 47% наших сограждан.
|
Чужой опыт пластических операций россияне оценивают скорее оптимистично — 59% указывают на положительные изменения во внешности своих знакомых, которые делали такие операции. Не заметили особых перемен 16% в этой группе, столько же указали на отрицательные изменения. В группе имеющих знакомых с опытом пластических операций положительно относятся к пластической хирургии 27% (vs. 15% среди всех россиян), отрицательно — 26%. Аналогичные показатели среди не имеющих таких знакомых составляют 8% и 57% соответственно. То есть личный, хотя и опосредованный, опыт пластической хирургии связан с положительным отношением к ней. Однако нельзя трактовать такую связь односторонне: возможно, наоборот, среди лояльно настроенных граждан выше осведомленность о том, кто делал операции, и просто выше интерес к этой теме.
«Пластическая хирургия как социальная практика в нашей стране не получила распространения. Главная причина — отсутствие интереса к ней со стороны массового потребителя. Позитивное отношение в какой-то мере проявлено в столицах и среди молодых россиян. Но и здесь мы имеем дело, скорее всего, с интересом, не подтвержденным реальными намерениями и платежеспособным спросом.
На формирование этого спроса не влияет ни экономическая сторона вопроса, ни, как ни удивительно, эстетическая. Даже среди тех, кто положительно относится к пластической хирургии, более распространены мнения о том, что она нужна для сокрытия врожденных и приобретенных изъянов и поддержания самооценки. И в сумме они побеждают задачу, которую может решить индустрия, — сделать «красоту».
В качестве примера общества, в котором пластическая хирургия стала важной социальной практикой, обеспечивающей успех и статус (или их видимость), да и вообще жизненные шансы, чаще всего приводят Южную Корею. Причиной успеха «индустрии красоты» в этой стране являются не технологии (они — следствие), а социально-психологические мотивы, побуждающие миллионы людей следовать за модой и стандартами красоты, формируемой звездами кино и музыки. У нас такой сценарий вряд ли возможен, так как этот путь усиливает риски неравенства и дискриминации, связанной с внешностью: для россиян, большинство которых обладает повышенным чувством справедливости, это вряд ли приемлемо».