МОСКВА, 2 февраля 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с брендом Dove представляет данные исследования об использовании девушками-подростками фильтров для фото в социальных сетях.
Опрошенные девушки в возрасте 13-17 лет в целом оценивают свою внешность на 7,05 балла из 10, что является умеренно высоким показателем. Более половины из них дают своей внешности высокие оценки от 7 до 10 баллов (63%), 28% — средние (4-6 баллов), низкие оценки внешности дают 8% девушек, принявших участие в опросе.
Большинство девушек хотели бы изменить что-либо в своей внешности (82%). В 2021 году среди опрошенных девушек 14-17 лет о таком желании говорили чаще — 94%. Стремление что-то поменять в своем внешнем облике чаще всего имеют опрошенные 15 лет (90%), реже всего декларируют это желание 17-летние девушки (74%).
Девушки, которые хотели бы что-то изменить в своей внешности, чаще всего говорили, что изменили бы живот (41%), талию (40%), бедра (30%), ноги (29%). Каждую четвертую не устраивают нос (25%) и ягодицы (24%), еще 23% — грудь, 22% сказали, что в изменениях нуждаются волосы. Исследование 2020 года показало подобные предпочтения девушек в плане желаемых изменений.
У половины опрошенных девушек есть идеал красоты, на который они хотели бы быть похожими (55%). В 2020 году о наличии идеала говорили практически все участницы опроса 14-17 лет (98%). Среди таких идеалов 26% назвали известных личностей: Анджелину Джоли (5%), Зендею (5%), Кайли Дженнер (3%), Одри Хепберн (2%), Ариана Гранде (3%). Также опрошенные называли мужчин: например, блогера Диму Масленникова (7%), исполнителей корейской группы BTS (5%), Арсения Попова (3%).
Фильтры в соцсетях: норма или мода
Фильтры и эффекты для фотографий, изменяющие внешность, используют 46% девушек-подростков, которые выкладывают свои фотографии в социальные сети. В 2020 году девушки 14-17 лет использовали фильтры чаще — 53%. Не выкладывает свои фото в соцсети — каждая пятая опрошенная (19%). Чаще не делятся своими изображениями в интернете 13-летние (29%) и девушки с низкой самооценкой собственной внешности (1-3 балла — 35%).
Девушки, которые используют фильтры, сообщали, что делают это для улучшения собственной внешности (38%), 36% опрошенных — для улучшения качества снимка. На вопрос о том, почему другие люди используют фильтры, большинство дает ответ «из-за неуверенности в себе» — 54%.
Отношение самих девушек и их окружения к фильтрам для фотографий — умеренно позитивное. К использованию фильтров и масок в постах девушки-подростки относятся чаще нейтрально (58%) или положительно (39%). Более половины опрошенных девушек, использующих фильтры и маски, сообщили, что их окружение безразлично относятся к тому, что они выкладывают фото с фильтрами (54%), треть сообщили, что близкие относятся к этому положительно (37%). Среди родителей девушек отношение к использованию фильтров для публикации фотографий также чаще безразличное (62%) и позитивное (25%).
Большинство девушек считает, что выкладывать фото с фильтрами — это норма (85%). Реже публикацию фото с фильтрами нормой считают 17-летние (77%).
О том, что фильтры мешают разглядеть индивидуальность человека, сообщили 44% опрошенных девушек, 32% согласны с противоположным утверждением — фильтры помогают подчеркнуть красоту человека и раскрыть его индивидуальность. Каждая четвертая опрошенная затруднилась с ответом (24%).
Мнение девушек об использовании фильтров: результаты онлайн-дискуссии
Как показали результаты онлайн-дискуссии, возраст начала использования фильтров и масок — в среднем 10-11 лет. Наименьший названный возраст — 8 лет. А наиболее распространенные ситуации первого знакомства с фильтрами — регистрация в Instagram или Snapchat, либо рассказы или рекомендации друзей.
В ходе онлайн-дискуссии девушки обсуждали известных личностей, на которых они хотели бы быть похожими, своих идеалов. Участницами неоднократно озвучивалось мнение о том, что для них идеал не всегда связан с внешней красотой. Люди, на которых они ориентируются, мотивируют их в различных жизненных ситуациях, являются моделями поведения.
«Миссия бренда Dove — помочь девушкам и женщинам повысить самооценку и раскрыть истинный потенциал их красоты. Dove более 15 лет запускает значимые для всей индустрии кампании, чтобы изменить стереотипные представления о красоте. Мы ежегодно инициируем в обществе диалог на тему формирования самооценки среди молодых девушек и женщин. Данные, полученные благодаря двум нашим последним исследованиям, подтверждают, что мы движемся в правильном направлении. Если в 2021 году 94% девушек хотели что-то изменить в своей внешности, сейчас девушки отвечают так несколько реже (82%). Мы продолжим поднимать тему самооценки через наши кампании, чтобы и далее снижать этот процент. Наша глобальная цель — помочь 250 миллионам подростков по всему миру стать увереннее в себе до 2030 года».