Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
Культура

Красота (не) спасет мир

Самые красивые девушки мира живут в России — убеждены четверо из каждых пяти опрошенных. 4% опрошенных женщин хотели бы принять участие в конкурсе красоты, того же хотели бы для своих подруг 21% мужчин.
Фото:
Коротко о главном
  • 8 из 10 россиян считают, что самые красивые девушки живут в России (81%, 2013 г. — 76%).
  • 55% относятся к конкурсам красоты безразлично, 29% — скорее положительно, 15% — скорее негативно.
  • По мнению каждого второго, основной мотив участия девушек в конкурсах красоты — желание построить карьеру и пробиться в шоу-бизнес (47%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 8 из 10 россиян считают, что самые красивые девушки живут в России (81%, 2013 г. — 76%).
  • 55% относятся к конкурсам красоты безразлично, 29% — скорее положительно, 15% — скорее негативно.
  • По мнению каждого второго, основной мотив участия девушек в конкурсах красоты — желание построить карьеру и пробиться в шоу-бизнес (47%).

МОСКВА, 1 февраля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса об отношении россиян конкурсам красоты.

За красотой — в Россию!

Принято считать, что красота спасет мир. Несмотря на глубокий философский смысл этой крылатой фразы, сегодня ее скорее воспринимают слишком буквально. Широкая популярность конкурсов, где оцениваются внешние данные участниц, — явное тому подтверждение. Мероприятия подобного рода — хоть и зрелищные, но весьма противоречивые. И пока одни восхищаются модельными данными конкурсанток, вторые обвиняют общество в объективации женщин, третьи задаются вопросом, где живут самые красивые девушки в мире. Какими бы ни были результаты международных конкурсов, россияне убеждены — вся красота досталась нам. Согласно январским данным ВЦИОМ, за последние 11 лет мы лишь укрепились во мнении, что самые красивые девушки живут в России (81%, 2013 г. — 76%). Солидарность в этом вопросе выражают и обладательницы самопровозглашенного титула (79% женщин), и их почитатели (84% мужчин), «богатые» и «бедные» (82% и 73% соответственно), городские и сельские жители (72-84% и 86% соответственно), а также стар и млад (85% среди 60+ лет и 69% среди 18-24-летних).

В топ-3 стран, в которых проживают самые красивые девушки, по версии россиян, вошли также Украина (11%) и Белоруссия (5%), тем самым не оставив ни малейшего шанса США, Венесуэле и Филиппинам, уроженки которых чаще других побеждали в мировых конкурсах красоты: в народном рейтинге они попросту не вышли за рамки предельной погрешности, набрав не более 1%.

Битва за корону: за и против

Очевидность ответа на вопрос «кто на свете всех милее?», по-видимому, объясняет отношение россиян к конкурсам красоты: что сегодня, что в 2013 г., значительную часть наших сограждан они оставляют равнодушными (55%, 2013 г. — 53%). Чуть более четверти опрошенных декларируют скорее положительное отношение к подобным мероприятиям (29%), каждый седьмой — скорее отрицательное (15%).

В силу того, что подобные конкурсы можно считать частью мировой телевизионной культуры, максимум их сторонников приходится на тех, чье «медиаменю» состоит преимущественно из телесмотрения (41%). Россияне, предпочитающие интернет телевидению и гибридную модель медиапотребления, чаще остаются равнодушными к подобному развлекательному контенту (60% и 56% соответственно).

Еще один важный фактор — место проживания. Сторонников «битв за сомнительный титул» больше среди жителей сельской местности — 39%, противников — среди жителей обеих столиц (25%).

Реже нейтральный ответ звучал от представителей старшего поколения 60+ (46% vs. 55-63% в других возрастных когортах); каждый третий в этой группе скорее приветствует конкурсы красоты (32%), каждый пятый — не приветствует (20%).

 

Стоит ли игра свеч?

Возможность построить карьеру и попасть в мир шоу-бизнеса остается доминирующим мотивом участия в конкурсах красоты в представлениях наших сограждан (47%, 2013 г. — 45%). В то же время корыстные мотивы с годами кажутся россиянам менее убедительными: за последние 11 лет такого рода мероприятия стали реже восприниматься как способ заработать (29%, −12 п.п. к данным 2013 г.) или найти состоятельного мужа (22%, −8 п.п.) и чаще — как способ удовлетворить свои амбиции (24%, +8 п.п.). Каждому четвертому причина участия видится в возможности повысить свою самооценку (26%).

Таким образом, в российском обществе конкурсы красоты представляются своего рода социальным лифтом, скорость которого зависит от благосклонности зрителей и высоких оценок жюри. Практика также показывает, что многие титулованные красавицы нашли себя в киноиндустрии, бизнесе, музыке и мире моды. Стремительный карьерный взлет, очевидно, не остается незамеченным и у многих ассоциируется с результатами битвы за звание самой красивой женщины страны/мира.

Высокообразованные россияне, жители обеих столиц и активные интернет-пользователи чаще других видят в конкурсах красоты возможность удовлетворить амбиции (30%, 38% и 31% соответственно), а молодые люди 18-24 лет — шанс повысить самооценку (46% vs. 26% среди всех опрошенных).

 

О желании помериться красотой

Если конкурсы красоты — социальный лифт, то россиянки, пожалуй, пойдут пешком: в ходе опроса абсолютное российских женщин ответили, что не хотели бы принять участие в подобном соревновании (95%), в том числе 75% заявили об этом с полной уверенностью («точно нет»). Их нежелание может с одинаковым успехом объясняться как неуверенностью в своих силах, так и желанием преуспеть в жизни другими путями. Согласно ноябрьскому опросу ВЦИОМ, большинство наших сограждан считают реальным своими силами добиться высокого положения в спорте (88%), науке и образовании (84%) и бизнесе (80%).

Российские мужчины оказались не столь категоричными — каждый пятый из их числа совсем не против участия своей подруги или второй половинки в конкурсе красоты (21%). Заявили об обратном 7 из 10 мужчин (70%).

Интерес к конкурсам красоты обусловлен возрастом: каждая девятая девушка 18-24 лет хотела бы принять в них участие (11%), доля юношей, желающих увидеть свою избранницу или подругу на сцене конкурса, вовсе достигает 42%.

 

 

28 января 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 28 января 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7929; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0156; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,0987. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:  

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

В какой стране, по-Вашему, живут самые красивые девушки?

(открытый вопрос, любое число ответов, в % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и более)

 

2013

2024

Россия

76

81

Украина

6

11

Белоруссия

1

5

Везде есть / по всему миру

2

3

Другое

2

3

Затрудняюсь ответить

12

10

Как Вы в целом относитесь к конкурсам красоты?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2013

2024

Скорее положительно

31

29

В целом безразлично

53

55

Скорее негативно

15

15

Затрудняюсь ответить

1

1

Как Вы в целом относитесь к конкурсам красоты?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

2024

Активные телезрители

Активные потребители телевидения и интернета

Активные потребители интернета

Не пользуются интернетом и телевидением

Скорее положительно

29

41

28

23

29

В целом безразлично

55

40

56

60

53

Скорее негативно

15

13

14

16

18

Затрудняюсь ответить

1

6

2

1

0

Как Вы считаете, для чего девушки участвуют в конкурсах красоты? Вы можете выбрать до двух ответов

(закрытый вопрос, не более 2-х ответов, в % от всех опрошенных)

 

2013

2024

Сделать карьеру, попасть в мир шоу-бизнеса

45

47

Заработать денег

41

29

Повысить самооценку

23

26

Удовлетворить амбиции

16

24

Найти богатого мужа

30

22

Просто занять свободное время

4

3

Другое

1

5

Затрудняюсь ответить

2

7

Скажите, а Вы хотели бы принять участие в конкурсе красоты или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от женщин)

Точно да

2

Скорее да

2

Скорее нет

20

Точно нет

75

Затрудняюсь ответить

1

Скажите, а Вы бы хотели, чтобы Ваша вторая половинка, жена, подруга приняла участие в конкурсе красоты или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от мужчин)

 

2024

Точно да

5

Скорее да

16

Скорее нет

23

Точно нет

47

У меня нет второй половинки, жены, подруги

3

Затрудняюсь ответить

6

До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07