МОСКВА, 1 февраля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса об отношении россиян конкурсам красоты.
За красотой — в Россию! |
Принято считать, что красота спасет мир. Несмотря на глубокий философский смысл этой крылатой фразы, сегодня ее скорее воспринимают слишком буквально. Широкая популярность конкурсов, где оцениваются внешние данные участниц, — явное тому подтверждение. Мероприятия подобного рода — хоть и зрелищные, но весьма противоречивые. И пока одни восхищаются модельными данными конкурсанток, вторые обвиняют общество в объективации женщин, третьи задаются вопросом, где живут самые красивые девушки в мире. Какими бы ни были результаты международных конкурсов, россияне убеждены — вся красота досталась нам. Согласно январским данным ВЦИОМ, за последние 11 лет мы лишь укрепились во мнении, что самые красивые девушки живут в России (81%, 2013 г. — 76%). Солидарность в этом вопросе выражают и обладательницы самопровозглашенного титула (79% женщин), и их почитатели (84% мужчин), «богатые» и «бедные» (82% и 73% соответственно), городские и сельские жители (72-84% и 86% соответственно), а также стар и млад (85% среди 60+ лет и 69% среди 18-24-летних).
В топ-3 стран, в которых проживают самые красивые девушки, по версии россиян, вошли также Украина (11%) и Белоруссия (5%), тем самым не оставив ни малейшего шанса США, Венесуэле и Филиппинам, уроженки которых чаще других побеждали в мировых конкурсах красоты: в народном рейтинге они попросту не вышли за рамки предельной погрешности, набрав не более 1%.
Битва за корону: за и против |
Очевидность ответа на вопрос «кто на свете всех милее?», по-видимому, объясняет отношение россиян к конкурсам красоты: что сегодня, что в 2013 г., значительную часть наших сограждан они оставляют равнодушными (55%, 2013 г. — 53%). Чуть более четверти опрошенных декларируют скорее положительное отношение к подобным мероприятиям (29%), каждый седьмой — скорее отрицательное (15%).
В силу того, что подобные конкурсы можно считать частью мировой телевизионной культуры, максимум их сторонников приходится на тех, чье «медиаменю» состоит преимущественно из телесмотрения (41%). Россияне, предпочитающие интернет телевидению и гибридную модель медиапотребления, чаще остаются равнодушными к подобному развлекательному контенту (60% и 56% соответственно).
Еще один важный фактор — место проживания. Сторонников «битв за сомнительный титул» больше среди жителей сельской местности — 39%, противников — среди жителей обеих столиц (25%).
Реже нейтральный ответ звучал от представителей старшего поколения 60+ (46% vs. 55-63% в других возрастных когортах); каждый третий в этой группе скорее приветствует конкурсы красоты (32%), каждый пятый — не приветствует (20%). |
Стоит ли игра свеч? |
Возможность построить карьеру и попасть в мир шоу-бизнеса остается доминирующим мотивом участия в конкурсах красоты в представлениях наших сограждан (47%, 2013 г. — 45%). В то же время корыстные мотивы с годами кажутся россиянам менее убедительными: за последние 11 лет такого рода мероприятия стали реже восприниматься как способ заработать (29%, −12 п.п. к данным 2013 г.) или найти состоятельного мужа (22%, −8 п.п.) и чаще — как способ удовлетворить свои амбиции (24%, +8 п.п.). Каждому четвертому причина участия видится в возможности повысить свою самооценку (26%).
Таким образом, в российском обществе конкурсы красоты представляются своего рода социальным лифтом, скорость которого зависит от благосклонности зрителей и высоких оценок жюри. Практика также показывает, что многие титулованные красавицы нашли себя в киноиндустрии, бизнесе, музыке и мире моды. Стремительный карьерный взлет, очевидно, не остается незамеченным и у многих ассоциируется с результатами битвы за звание самой красивой женщины страны/мира.
Высокообразованные россияне, жители обеих столиц и активные интернет-пользователи чаще других видят в конкурсах красоты возможность удовлетворить амбиции (30%, 38% и 31% соответственно), а молодые люди 18-24 лет — шанс повысить самооценку (46% vs. 26% среди всех опрошенных). |
О желании помериться красотой |
Если конкурсы красоты — социальный лифт, то россиянки, пожалуй, пойдут пешком: в ходе опроса абсолютное российских женщин ответили, что не хотели бы принять участие в подобном соревновании (95%), в том числе 75% заявили об этом с полной уверенностью («точно нет»). Их нежелание может с одинаковым успехом объясняться как неуверенностью в своих силах, так и желанием преуспеть в жизни другими путями. Согласно ноябрьскому опросу ВЦИОМ, большинство наших сограждан считают реальным своими силами добиться высокого положения в спорте (88%), науке и образовании (84%) и бизнесе (80%).
Российские мужчины оказались не столь категоричными — каждый пятый из их числа совсем не против участия своей подруги или второй половинки в конкурсе красоты (21%). Заявили об обратном 7 из 10 мужчин (70%).
Интерес к конкурсам красоты обусловлен возрастом: каждая девятая девушка 18-24 лет хотела бы принять в них участие (11%), доля юношей, желающих увидеть свою избранницу или подругу на сцене конкурса, вовсе достигает 42%. |