Национальные проекты России реализуются уже не первый год, многие из них — такие как «Здравоохранение», «Образование», «Безопасные качественные дороги», — хорошо знакомы нашим согражданам: люди следят за развитием этих инициатив, возможно — возлагают на них надежды.
Сегодня национальные проекты России реализуются в условиях внешних шоков и санкционного давления. С одной стороны, в этих условиях стала очевидной важность смыслов, заложенных в нацпроекты изначально, с другой стороны, вероятно, национальные цели смогут получить обновленную общественную оценку. Такое мнение высказали участники заседания Экспертного совета Ассоциации менеджеров по национальным проектам на тему: «Развитие национальных проектов в условиях западных санкций». Как национальные приоритеты воспринимаются россиянами сегодня — в комментарии директора по работе с органами государственной власти ВЦИОМ Кирилла Родина.
Мудрость большинства
Голос бизнеса как участника единого общественного конгломерата пока звучит довольно тихо. Впрочем, следует учитывать, что бизнес во многом существует ради конечного благополучателя, то есть населения, которое в большинстве своем озвучивает цельное, сформулированное видение национальных целей. Мудрость большинства еще никто не отменял.
Сегодня восприятие национальных приоритетов тесно связано с видением россиянами санкционных явлений. Эти темы сейчас неразрывные: сама реализация нацпроектов во многом противостоит внешнему давлению. Получается, ожидания граждан тоже формируются с учетом такого санкционного детерминанта.
В начале 2022 года, когда мы наблюдали массовый исход иностранных компаний из России, ВЦИОМ провел опрос о влиянии санкций на жизнь россиян. Половина респондентов тогда ответили, что никак не переживают из-за ухода иностранных компаний с российского рынка, 12% затруднились ответить, 8% вообще ничего не слышали о таких изменениях. При этом некоторые опрошенные назвали ряд иностранных компаний, уход которых заставляет их сожалеть: среди них были ожидаемые IKEA, MacDonalds, автопроизводители.
Уверен: если бы мы провели подобный опрос сейчас, процент «сожалеющих» был бы еще меньше. Многие бренды успели вернуться в Россию, прикрываясь названиями других торговых марок, кроме того, нельзя не отметить усилия по импортозамещению в самых разных отраслях. Первый вывод, который можно сделать: цели, заложенные в национальные проекты задолго до внешнеполитических изменений, были абсолютно верными. Кто тогда мог предположить, что импортозамещение и достижение технологического суверенитета будут критически важны для страны? Однако именно так и произошло.
Корректировка приоритетов
ВЦИОМ проводил опрос, который показал достаточно устойчивое мнение россиян относительно того, каким отраслям сейчас уделяется наибольшее внимание властей. 66% считают, что стали больше внимания уделять развитию цифровой экономики, 63% видят усилия, направленные на развитие внутреннего туризма, 59% отмечают рост производства российской продукции, 54% видят заботу государства о семьях с детьми. Положительные изменения в реализации национальных проектов отмечали 56% россиян, что на шесть пунктов больше, чем годом ранее. В тройку наиболее заметных изменений вошли: рост количества онлайн-сервисов в сфере госуслуг (89%); благоустройство городской среды (81%); увеличение производства российской продукции (78%). Тренды, доказывающие актуальность «цифровой повестки», по данным ВЦИОМ, были актуальны и в 2021 году, но тогда в общественной дискуссии вокруг нацпроектов значительно больше внимания уделялось нацпроекту «Здоровье» и темам здравоохранения в целом: использование сервиса «Мое здоровье» на портале Госуслуг в рамках нацпроекта «Здравоохранение» вошло в тройку рейтинга осведомленности россиян, при этом в общей сложности четыре позиции из десяти касаются здравоохранения.
Мы видим, как меняется оценка национальных целей развития России. Еще большую важность наши сограждане стали придавать параметру «достойный эффективный труд и успешное предпринимательство»: если в июне 2021 года этот показатель как ключевой отмечали 81,6% населения, то в июне текущего года — 84,4%.
Все большую важность в качестве опорной точки в трудные времена в глазах россиян приобретает промышленность. Россияне уже не страшатся, как это было раньше, появления новых производств в местах своего проживания — конечно, при условии, что это будут современные высокотехнологичные производства. С 2021 года, по нашим данным, снижается число россиян, негативно оценивающих влияние промышленных предприятий на экологию своего населенного пункта: в этом году 26% опрошенных считают, что такие предприятия приносят больше хорошего — появление новых рабочих мест, развитие социальной инфраструктуры, повышение уровня жизни и снижение оттока молодежи из региона. Еще в 2021 году таких промышленных оптимистов было только 8%.
Тройка самых «знаменитых» среди россиян национальных проектов пока остается неизменной: «Здравоохранение», «Образование», «Безопасные качественные дороги», но мы все же видим определенное изменение паттернов оценки национальных целей развития. Можно сказать, что от гуманитарных приоритетов россияне переходят к инфраструктурным и технологическим — именно эти пути развития страны видятся нашим согражданам основной магистралью в условиях внешнего давления. Этот тренд, пожалуй, вскоре позволит нам говорить о новом духе времени — времени технологического гражданского вдохновения. Таким оно, возможно, и запомнимся истории.