МОСКВА, 24 января 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса, посвященного отношению россиян к реализации национальных проектов.
Информированность о нацпроектах |
В 2022 году, несмотря на новые вызовы и обстоятельства, в России продолжалась реализация национальных проектов, запущенных четыре года назад. Декабрьский опрос ВЦИОМ показывает, что в целом о нацпроектах в среднем осведомлены 68% россиян.
За последние 12 месяцев наибольший прирост информированности населения зафиксирован в отношении национальных проектов «Наука и университеты» (+7 п.п. за последний год), «Туризм и индустрия гостеприимства» (+6 п.п.), «Образование» (+5 п.п.). По итогам декабрьского опроса в топ-5 самых известных нацпроектов вошли следующие: «Здравоохранение» (75%), «Безопасные качественные дороги» (73%), «Образование» (74%), «Экология» (69%) и «Демография» (69%).
Приоритетность отдельных нацпроектов |
Цифровая экономика и внутренний туризм остаются двумя ключевыми направлениями, рост государственного внимания к которым наиболее заметен населению (66% и 63% соответственно). При этом с июня более чем на четверть вырос процент тех, кто считает, что за последний год органы власти стали уделять больше внимания производству российской продукции (59%, +27 п.п.). В пятерку таких направлений также вошли забота о семьях с детьми (54%) и качество и безопасность дорог (54%).
Таким образом, ключевыми направлениями, рост государственного внимания к которым наиболее заметен населению, являются следующие:
- развитие цифровой экономики (66%);
- развитие внутреннего туризма (63%);
- рост производства российской продукции1 (59%, + 27п.п. к июню 2022 г.);
- забота о семьях с детьми (54%);
- качество и безопасность дорог (54%).
Наряду с приоритетностью данных направлений отмечается также эффективность их реализации. В частности, речь идет об отечественной туристической отрасли и импортозамещении.
Эффективность нацпроектов |
Положительные изменения в реализации национальных проектов в среднем отмечают 56% россиян (+6 п.п. за последний год). В пятерку наиболее заметных из них вошли:
- рост количества онлайн-сервисов в сфере госуслуг (89%);
- благоустройство городской среды (81%);
- увеличение производства российской продукции (78%);
- рост числа разнообразных туристических предложений (77%);
- увеличение объема понятной информации о туристических услугах и местах, которые можно посетить (76%).
Больше всего за последний год выросла доля тех, кто отмечает следующие изменения (топ-5 по приросту положительных ответов):
- повышение производительности труда на предприятиях (51%, +19 п.п.);
- увеличение числа компаний, продающих свою продукцию в дружественные страны2 (55%, +14 п.п.);
- увеличение числа предприятий малого и среднего бизнеса (46%, +14 п.п.);
- повышение квалификации персонала предприятий (59%, +13 п.п.);
- снижение уровня дорожно-транспортных происшествий (41%, +12 п.п.).
1 В июне 2022 г. вариант ответа звучал «Повышение производительности труда», корректировка формулировки могла оказать влияние на динамику показателя.
2 В июне 2022 г. формулировка была «Стало больше компаний, продающих свою продукцию в другие страны». Корректировка могла оказать влияние на динамику показателя.