Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Сергей Карпухин/ТАСС
Экономика

Давай, до свидания? Будут ли россияне скучать по западным брендам

Россияне в большинстве своем пока считают, что отечественные производители смогут заместить продукцию ушедших с российского рынка иностранных компаний.
Фото:
Коротко о главном
  • Половина россиян не сожалеют о приостановке деятельности западных компаний в России (50%).
  • По мнению россиян, отечественные производители в той или иной степени смогут заменить продукцию ушедших компаний (85%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Половина россиян не сожалеют о приостановке деятельности западных компаний в России (50%).
  • По мнению россиян, отечественные производители в той или иной степени смогут заменить продукцию ушедших компаний (85%).

МОСКВА, 11 апреля 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования об отношении россиян к приостановке деятельности иностранных компаний в России.

Скучать не будем?

К приостановке деятельности иностранных компаний в России на фоне специальной военной операции России в Украине половина россиян отнеслись безразлично (50%).

В первую очередь равнодушными остались граждане, не ожидающие никаких перемен в жизни из-за ухода западных брендов с российского рынка (68%). Скучать не будут и те, кто уверен в готовности отечественных производителей заменить продукцию ушедших компаний (56% vs 16% среди скептиков).

Россияне, сожалеющие об уходе иностранного бизнеса, чаще называли конкретные бренды (IKEA — 6%, Макдоналдс — 5%, Apple — 3%, Renault, Procter & Gamble и H&M — по 2%), а также вид деятельности компании (автомобильные — 6%, фармацевтические, производители электроники, авиаперевозчики — по 2%).

Уход иностранного бизнеса: оценка последствий

Более половины россиян полагают, что уход зарубежных компаний из России так или иначе скажется на их жизни: о сильном влиянии заявили 12%, 23% сообщили, что скажется умеренно, почти такая же доля считает, что скажется, но слабо (21%). Уверены, что уход западных компаний не отразится на их жизни, 39% россиян.

Граждане назвали изменения, которые могут произойти в их жизни или жизни их семьи из-за приостановки деятельности иностранных компаний: рост цен (14%), снижение уровня жизни (6%), безработица (5%), также называли недоступность и дефицит товаров (4% и 3% соответственно) и отдельных товарных категорий (автозапчастей — 6%, электроники — 4%, лекарств — 3%). Не ждут никаких изменений после ухода западных компаний с российского рынка 41%. Такого мнения чаще придерживаются представители старшего поколения (47% и 52% соответственно) и жители сел (46% и 53% соответственно).

Держим курс на импортозамещение

В успех импортозамещения верят 85% наших сограждан. Каждый пятый считает, что отечественные производители смогут полностью заменить продукцию ушедших компаний (20%), смогут по большинству товаров и услуг — 48%, по меньшинству — 17%.

Альтернативного мнения придерживаются 9% опрошенных. В способности российских производителей заменить импортную продукцию чаще сомневаются молодые люди 18-34 лет (18-24 лет — 16%, 25-34 лет — 14%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (16%).

26 марта 2022 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.

Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

После объявления 24 февраля специальной военной операции на Украине ряд иностранных компаний заявили о приостановке работы в России. Скажите, Вы знаете, слышали об этом или слышите впервые? Если знаете, то о приостановке работы каких компаний лично Вы сожалеете сильнее всего?

(открытый вопрос, до пяти ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы от 2%)

 

Все опрошенные

IKEA

6

Автомобильные компании / автозапчасти

6

Макдоналдс

5

Apple

3

Медицинские компании / лекарства

2

Производители техники, электроники

2

Renault

2

Авиакомпании

2

Procter & Gamble

2

H&M

2

Слышу об этом впервые

8

Не переживаю об ушедших компаниях

50

Другое

4

Затрудняюсь ответить

12

Как Вы думаете, приостановка работы иностранных компаний скажется лично на Вас и Вашей семье или нет, и, если скажется, то, как Вы думаете, насколько сильно?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Скажется сильно

12

6

23

15

11

5

Скажется умеренно

23

27

26

21

23

19

Скажется, но слабо

21

29

22

22

20

20

Не скажется

39

33

27

38

40

47

Затрудняюсь ответить

5

5

2

4

6

9

Пожалуйста, назовите три изменения в Вашей жизни или жизни Вашей семьи, которые Вы ожидаете из-за приостановки работы иностранных компаний

(открытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы от 2%)

 

Все опрошенные

Рост цен, инфляция, обесценивание рубля / вырастут расходы

14

Проблемы с автозапчастями — рост цен, недоступность

6

Снижение уровня жизни / бедность / экономия

6

Безработица / потеря работы

5

Проблемы с техникой/электроникой — рост цен, недоступность

4

Невозможность купить что-то / перестану покупать определенные товары/услуги

4

Проблемы с лекарствами/медициной — рост цен, недоступность

3

Дефицит товаров/продуктов/лекарств

3

Меньше путешествий, туризма, выездов за границу

2

Меньше ассортимент в магазинах / меньше выбор товаров и услуг

2

Импортозамещение / больше отечественных производителей / развитие собственного производства

2

Не жду никаких изменений

41

Другое

2

Затрудняюсь ответить

18

На Ваш взгляд, отечественные производители продукцию и услуги ушедших компаний смогут или не смогут заместить?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Смогут полностью

20

22

18

8

17

23

22

21

Смогут по большинству товаров/услуг

48

43

52

49

41

44

52

52

Смогут по меньшинству товаров/услуг

17

18

16

27

27

18

12

12

Практически не смогут заместить

9

11

8

16

14

11

8

5

Затрудняюсь ответить

6

6

6

0

1

4

6

10

Елена Михайлова
Советник генерального директора ВЦИОМ

«Наиболее заметным для россиян стал уход крупных автомобильных брендов. Это связано не только с ожидаемым снижением предложения, ограничением возможностей для ремонта находящихся в пользовании автомобилей зарубежных марок, но и с неопределенностью в отношении судьбы ряда находящихся на территории нашей страны предприятий иностранных автопроизводителей, рисками роста безработицы в регионах их присутствия.

В лидерах рейтинга наиболее заметных уходов - ИКЕА, Макдональдс, Apple. Во-первых, это мировые массовые бренды, чья продукция стала частью повседневной жизни многих россиян. Но это и продуманные бизнес-системы с десятилетиями выстраивавшейся философией, эстетикой, маркетинговыми и логистическими стратегиями. 

В целом, россияне сегодня достаточно высоко оценивают потенциал российских производителей в вопросах замещения ушедших брендов. Однако успех выходящих на рынок новых российских компаний будет во многом зависеть от того ценностного предложения, с которым они будут пытаться завоевать любовь потребителей. Сегодня нет запроса на срочную замену легендарного Биг Мака российским аналогом, задача более сложная – выстроить не менее продуманные российские бизнес-экосистемы, которые позволят объединять и расширять круг лояльных приверженцев.

Наиболее проблемным и чувствительным для потребителей является уход с российского рынка общепризнанных лидеров в области производства бытовой техники и электроники. В этом сегменте ожидания от российских компаний менее оптимистичны, и для этого есть объективные основания. Однако сегодня это не декларация проблем с удовлетворением актуальных потребностей, а тревоги, касающиеся долгосрочных перспектив».


19 апреля 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07