МОСКВА, 11 апреля 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты исследования об отношении россиян к приостановке деятельности иностранных компаний в России.
Скучать не будем?
К приостановке деятельности иностранных компаний в России на фоне специальной военной операции России на Украине половина россиян отнеслись безразлично (50%).
В первую очередь равнодушными остались граждане, не ожидающие никаких перемен в жизни из-за ухода западных брендов с российского рынка (68%). Скучать не будут и те, кто уверен в готовности отечественных производителей заменить продукцию ушедших компаний (56% vs 16% среди скептиков).
Россияне, сожалеющие об уходе иностранного бизнеса, чаще называли конкретные бренды (IKEA — 6%, Макдоналдс — 5%, Apple — 3%, Renault, Procter & Gamble и H&M — по 2%), а также вид деятельности компании (автомобильные — 6%, фармацевтические, производители электроники, авиаперевозчики — по 2%).
Уход иностранного бизнеса: оценка последствий
Более половины россиян полагают, что уход зарубежных компаний из России так или иначе скажется на их жизни: о сильном влиянии заявили 12%, 23% сообщили, что скажется умеренно, почти такая же доля считает, что скажется, но слабо (21%). Уверены, что уход западных компаний не отразится на их жизни, 39% россиян.
Граждане назвали изменения, которые могут произойти в их жизни или жизни их семьи из-за приостановки деятельности иностранных компаний: рост цен (14%), снижение уровня жизни (6%), безработица (5%), также называли недоступность и дефицит товаров (4% и 3% соответственно) и отдельных товарных категорий (автозапчастей — 6%, электроники — 4%, лекарств — 3%). Не ждут никаких изменений после ухода западных компаний с российского рынка 41%. Такого мнения чаще придерживаются представители старшего поколения (47% и 52% соответственно) и жители сел (46% и 53% соответственно).
Держим курс на импортозамещение
В успех импортозамещения верят 85% наших сограждан. Каждый пятый считает, что отечественные производители смогут полностью заменить продукцию ушедших компаний (20%), смогут по большинству товаров и услуг — 48%, по меньшинству — 17%.
Альтернативного мнения придерживаются 9% опрошенных. В способности российских производителей заменить импортную продукцию чаще сомневаются молодые люди 18-34 лет (18-24 лет — 16%, 25-34 лет — 14%) и жители Москвы и Санкт-Петербурга (16%).
«Наиболее заметным для россиян стал уход крупных автомобильных брендов. Это связано не только с ожидаемым снижением предложения, ограничением возможностей для ремонта находящихся в пользовании автомобилей зарубежных марок, но и с неопределенностью в отношении судьбы ряда находящихся на территории нашей страны предприятий иностранных автопроизводителей, рисками роста безработицы в регионах их присутствия.
В лидерах рейтинга наиболее заметных уходов - ИКЕА, Макдональдс, Apple. Во-первых, это мировые массовые бренды, чья продукция стала частью повседневной жизни многих россиян. Но это и продуманные бизнес-системы с десятилетиями выстраивавшейся философией, эстетикой, маркетинговыми и логистическими стратегиями.
В целом, россияне сегодня достаточно высоко оценивают потенциал российских производителей в вопросах замещения ушедших брендов. Однако успех выходящих на рынок новых российских компаний будет во многом зависеть от того ценностного предложения, с которым они будут пытаться завоевать любовь потребителей. Сегодня нет запроса на срочную замену легендарного Биг Мака российским аналогом, задача более сложная – выстроить не менее продуманные российские бизнес-экосистемы, которые позволят объединять и расширять круг лояльных приверженцев.
Наиболее проблемным и чувствительным для потребителей является уход с российского рынка общепризнанных лидеров в области производства бытовой техники и электроники. В этом сегменте ожидания от российских компаний менее оптимистичны, и для этого есть объективные основания. Однако сегодня это не декларация проблем с удовлетворением актуальных потребностей, а тревоги, касающиеся долгосрочных перспектив».