МОСКВА, 12 ноября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о корпоративном волонтерстве.
Почему нужна популяризация корпоративного волонтерства? |
Корпоративное волонтерство, подразумевающее участие сотрудников компаний в социальных проектах на добровольной и безвозмездной основе, — важная составляющая корпоративной социальной ответственности бизнеса. Эта деятельность может принимать различные формы, будь то экологические акции, донорство, поддержка образовательных инициатив или помощь братьям нашим меньшим. Согласно результатам ноябрьского опроса ВЦИОМ, с такой деятельностью россияне до сих пор знакомы слабо — в общей сложности о корпоративном волонтерстве имеют представление около четверти наших сограждан (28%), по большей части речь идет о поверхностном знании — 21%, доля хорошо осведомленных о корпволонтерстве сегодня втрое ниже — 7%. За последние пять лет позитивных подвижек в этом вопросе не произошло (2019 г. — 29%), повышение доли «знатоков» с 3% до 7% статистически значимым назвать нельзя. Примечательно, что о конкретных видах волонтерства россияне наслышаны гораздо лучше: например, об экологическом волонтерстве имеют представление абсолютное большинство наших сограждан — 82%. Многократный разрыв в уровне знания может быть связан с большей оглаской экологических акций, активно поддерживаемых всемирно известными НКО и общественными движениями и высокой вовлеченностью в подобные мероприятия — в 2023 г. каждый второй россиянин предпринимал меры, направленные на снижение остроты экологических проблем (52%). Корпоративное волонтерство может быть менее заметным, локальным явлением, касающимся отдельных компаний, по большей части крупного бизнеса. Впрочем, анализ ответов в разрезе статуса занятости позволяет предположить, что дело не только в степени охвата «аудитории».
Казалось бы, работающие россияне (в том числе предприниматели и самозанятые), будучи целевой аудиторией корпволонтерства, должны знать об этой практике лучше других. В действительности различий в ответах в зависимости от статуса занятости практически не наблюдается. Так, в группе работающих общий уровень информированности составляет 26%, в группе неработающих — 30%. Наиболее активные участники рынка труда — старшие миллениалы и представители реформенного поколения — также не могут похвастаться высоким уровнем информированности о корпоративном волонтерстве (22% и 28% соответственно).
Семь из десяти наших сограждан не знакомы с термином «корпоративное волонтерство» (72%, 2019 г. — 71%), среди представителей цифрового поколения — зумеров — таких насчитывается 80%.
В волонтеры я б пошел |
Каждому четвертому наемному работнику в России доводилось участвовать в волонтерских мероприятиях, организованных компанией-работодателем (25%), по большей части многократно: 17% принимали участие в нескольких программах, 8% — пока только в одной. Об отсутствии соответствующего опыта заявили 75% работающих в найме.
При этом у корпоративного волонтерства есть все шансы стать массовым явлением: потенциальную готовность участвовать в корпоративных волонтерских программах демонстрируют семь из десяти наемных работников (72%). Интерес к подобной практике определяет предшествующий опыт: 90% тех, кто уже участвовал в корпоративных волонтерских программах, готовы повторить; в группе тех, для кого это будет первое участие, декларируемая готовность составляет 65%.
Наиболее привлекательный формат участия в корпоративных волонтерских инициативах для работников компаний — оказание помощи нуждающимся в натуральной форме (вещами, продуктами) — 39%. Трое из десяти работающих в найме отдали бы предпочтение волонтерской помощи без общения с нуждающимися (благоустройство территории, донорство) — 31%, финансовую помощь назвали еще 28%. Реже выражалась готовность оказывать волонтерскую помощь и общаться с нуждающимися, оказывать профессиональную помощь на общественных началах (по 20%). Последняя чаще представляет интерес для мужчин (24% vs. 15% женщин), все остальные формы благотворительной помощи — для женщин, в частности денежные переводы (33% vs. 24%), помощь вещами и продуктами (48% vs. 30% мужчин), волонтерская помощь — с общением и без него (22% и 33% vs. 17% и 29% соответственно).
«За последние пять лет информированность россиян о корпоративном волонтерстве значимо не выросла. Зато глубина знания среди осведомленных стала выше, число тех, кто хорошо знаком с этим определением, увеличилось в два раза. Как видим, рост идет не вширь, а вглубь. Те, кто уже знаком с корпоративным волонтерством, вовлекаются в него все сильнее, но охват корпоративного сектора этим благородным делом остается довольно узким.
Есть ли перспективы у корпоративного волонтерства стать по-настоящему массовым явлением? Судя по ответам наших респондентов, да: потенциальную готовность участвовать в корпоративных волонтерских программах демонстрируют семь из десяти наемных работников. Дело - за работодателем, который на сегодня, похоже, недооценивает потенциал наращивания вовлеченности сотрудников через развитие добровольчества».