МОСКВА, 24 апреля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о том, знают ли россияне, что такое эковолонтерства и хотели бы они сами принять участие в такой деятельности.
Эко невидаль! |
Эковолонтеры — это люди, которые добровольно участвуют в различных экологических инициативах и мероприятиях с целью охраны окружающей среды, улучшения экологической обстановки. Волонтеры могут принимать участие в различных проектах, начиная от посадки деревьев и уборки мусора до мониторинга качества воды и воздуха, а также образовательных и просветительских мероприятий. В настоящее время в России реализуется национальный проект «Экология», и для многих его направлений помощь эковолонтеров просто необходима. Например, оздоровление Волги, сохранение озера Байкал, сохранение лесов, рек и озер.
Экологическое волонтерство оказалось хорошо знакомо россиянам: в общей сложности восемь из десяти осведомлены о нем (82%), в том числе четверть хорошо знают (26%), а 56% наслышаны. Еще 17% впервые услышали данный термин в ходе опроса (среди мужчин – 21%).
Возрастные различия в информированности об экологическом волонтерстве минимальны, а вот среди поколений максимум информированности приходится на поколение оттепели (рожденные до 1947 г.)[1] – 94%, затем следует поколение цифры (рожденные в 2001 году и позднее). Но очевидно, что причины такой высокой информированности в данных группах – разные. Поколение оттепели (рожденные до 1947 года) воспитывалось в период после Второй мировой войны, когда начали активно обсуждаться проблемы окружающей среды и экологии. В этот период в СССР также активно проводились кампании по охране природы, что могло повлиять на осведомленность рожденных в этот период граждан. Высокая информированность поколения Z, вероятно, является следствием экоренессанса - роста в последние десятилетия осознания экологических проблем и желанием внести личный вклад в их решение.
|
От помощи не откажемся! |
Россияне в подавляющем большинстве считают, что помощь эковолонтеров была бы актуальна для их населённого пункта (80%), обратного мнения придерживаются 13%. Главный запрос – на «экологическое благоустройство»: на уборку прибрежных зон и водоемов (38%), лесов и парков (30%), а также на посадку деревьев и озеленение (23%). Еще 21% отметили вариант «раздельный сбор отходов». По 17% указали на просвещение населения о проблемах экологии и мониторинг качества окружающей среды.
Представления о направлениях актуальной помощи эковолонтеров обусловлены следующими факторами:
- Пол: мужчины чаще отмечали, что помощь эковолонтеров не требуется вовсе (17% vs. 10% среди женщин), женщины заметно чаще делали акцент на помощи животным (21% vs. 9% среди мужчин) и уборке водоемов (41% vs. 34%) и лесов (35% vs. 25%).
- Поколение: поколение цифры (рожденные в 2001 г. и позднее) в целом чаще других отмечали системные направления – обучение и просвещение (25%), раздельный сбор отходов (28%), а также экологический мониторинг (23%). В последние десятилетия восприятие экологии и экологических проблем менялось: рост экологического активизма, экологической грамотности, экологического сознания, повышение внимания к экологическим проблемам со стороны бизнеса, международного сообщества и признание необходимости совместных усилия для достижения результата. Все это скорее всего повлияло на понимание цифровым поколением важности системных решений и ориентации на системные подходы к решению экологических проблем, так как они видят в них потенциал для создания долгосрочного и устойчивого изменения.
- Территория проживания: столичные жители (26%) чаще говорили о раздельном сборе отходов, максимум запроса на уборку прибрежных зон и водоемов пришелся на города-миллионники (46%), здесь же чаще звучит вариант «озеленение, посадка деревьев» (28%). Для столиц и миллионников заметно актуальнее и мониторинг качества окружающей среды (20% и 24% соответственно vs. 9% на селе). Жители села в 19% случаев считают, что помощь эковолонтеров по месту их жительства не нужна. Подобные различия обусловлены образом жизни, плотностью населения и потребностями россиян из разных типов населенных пунктов.
- Образование: чем ниже уровень образования, тем чаще люди не видят необходимости в участии эковолонтеров в решении экологических проблем в их населенном пункте (20-22% среди граждан с неполным средним и средним образованием vs. 10% среди аудитории с высшим и неполным высшим). Опрошенные с дипломом о высшем образовании чаще указывали на системные проблемы – раздельный сбор отходов (27%), обучение и просвещение (22%), мониторинг окружающей среды (18%).
- Осведомленность об эковолонтерстве: россияне, которым хорошо знакома данная тема, чаще видят ее потенциал в просвещении населения (23%), в целом информированные чаще тех, кто ничего не знает об этом, выбирали такие варианты как «раздельный сбор отходов» (22% vs. 15%), уборка лесов (32% vs. 25%) и водоемов (40% vs. 31%). Незнакомые с термином чаще связывали его с озеленением и посадкой деревьев (28% vs. 20-23% среди осведомленных).
В эковолонтеры я б пошел, пусть меня научат! |
Согласно полученным данным, потенциал эковолонтерства в российском обществе можно назвать достаточно высоким: каждый третий (33%) уже имеет опыт подобной деятельности, еще четверо из десяти (41%) декларируют интерес и готовность к участию в экологическом волонтерстве. Не хотел бы заниматься подобным каждый пятый (22%), среди мужчин и граждан старше 60 лет – каждый четвертый (по 26%).
С большей долей вероятности среди эковолонтеров можно встретить представителей поколения цифры (45%). Но и в остальных возрастных и поколенческих группах показатель не сильно отстает от общероссийского уровня (31-33%).
Интерес к участию в экологическом волонтерстве чаще демонстрируют миллениалы (45-47%), а также жители городов с численностью населения 100-950 тыс. чел. (47-48%).
|
Еще один довод в пользу высокого потенциала эковолонтерства – его позитивное восприятие: восемь из десяти россиян (83%) убеждены, что силами эковолонтеров можно решать проблемы экологии; в том числе 63% говорят о возможности решить некоторые проблемы, а 19% – о возможности решить большую часть. Чем лучше люди осведомлены о данном явлении, тем выше они оценивают его потенциал в решении проблем экологии (90% среди хорошо осведомлённых, 85% среди тех, кто наслышан и 57% среди тех, кто впервые услышал термин в ходе опроса). Чаще в эковолонтерство верят женщины (89% vs. 76% среди мужчин), поколение Z и миллениалы (86-89%).
[1] За основу предложенного поколенческого ряда взята классификация поколений, предложенная российским экономсоциологом В. Радаевым [1]. Мы выделяем следующие шесть поколений:
- Поколение оттепели (до 1947 г.)
- Поколение застоя (1948—1967 гг.)
- Реформенное поколение (1968—1981 гг.)
- Старшие миллениалы (1982—1991 гг.)
- Младшие миллениалы (1992—2000 гг.)
- Поколение Z (2001 г. и позднее)
«Под «эковолонтерством» россияне понимают целый спектр активностей, однако превалирует все же забота о чистоте природы, окружающей нас – уборка парков и прибрежных зон, а также озеленение. Это объясняется привычным россиянам форматом школьных субботников, однако сейчас мы видим, что не только школьники принимают участие в экологическом волонтерстве, но и представители более старших возрастных групп. Мы наблюдаем интересный тренд на увеличение интереса к корпоративному экологическому волонтерству – крупные, в том числе и промышленные компании предлагают своим сотрудниками возможности для самореализации в этой области, и это находит свой отклик».
«Зачастую наша ментальность окрашена устойчивым пониманием, что «виноваты все, кроме меня». Таким образом, аудитория будет винить власть, бизнес, различные сообщества, но только не себя. Попробовав внедрить единый подход в организации волонтерской деятельности на берегах водных объектов, мы получили колоссальный опыт. Оттачивая практику внутри Росводресурсов год за годом, сегодня могу смело отметить, что результаты исследования очень точно характеризуют отношение людей к добровольчеству. Высокие показатели в части очистки берегов, напомню, что в прошлом году превысили 1,5 миллиона участников, корректно отражены в результатах исследования. Чем проще и доступнее для будущего волонтера мероприятие - тем больше на него спрос и, соответственно, вовлечение. И факт степени образованности населения тому доказательство. Государству объективно сложно приставить полицейского к каждому дереву или на каждый пляж, поэтому уборка мусора или высадка деревьев — это осознанные поступки человека образованного, понимающего свою созидательную роль в угоду потребительского отношения к природе. А те, кто еще только на пути к получению образования — это наши дети, школьники зачастую участвуют благодаря осознанности родителей, и таких примеров огромное количество. В качестве резюме вижу для нас - организаторов акций по уборке берегов, простой вывод: нужно чаще говорить о доступности граждан реализовать свое желание, тогда мы «выпьем за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями»!
Гораздо быстрее пройдем этап формирования Бережного отношения к ресурсам, к воде, к осознанному потреблению, к гармонии баланса человека и природы».