МОСКВА, 6 июня 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, посвященного теме экологии.
Вклад в общее дело |
Экологические проблемы можно без преувеличения назвать одной из доминирующих тем международной повестки. Успешность их решения зависит не только от слаженной работы государства, бизнеса и некоммерческого сектора, но и от усилий обычных граждан. В связи с возрастающей экологической ответственностью населения все большую актуальность приобретает бытовой экоактивизм — повседневные практики, цель которых — снизить негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду. Например, бережное расходование воды и электроэнергии, сортировка мусора, посадка деревьев, участие в субботниках и др. Согласно результатам опроса, в сравнении с 2021 г. экологическая активность россиян несколько снизилась: 52% ответили, что за последний год они лично или члены их семьи предпринимали меры, направленные на снижение остроты экологических проблем (2021 г. — 58%). Сообщили об обратном 41%.
Несмотря на то, что именно молодежь отличают такие качества, как активность, предприимчивость, открытость миру и инновациям, по степени вовлеченности в экологические практики 18-24-летние проигрывают более старшим поколениям (18-24 лет — 47%, 25-34 лет — 60%, 35-44 лет — 61%, 45-59 лет — 53%). Впрочем, «аутсайдеры» в этом вопросе скорее граждане 60 лет и старше, нежели самая младшая когорта (41%): экологическая осознанность наиболее массово проявляется у россиян после 25 лет, а после 60 лет снижается.
|
Вместо кнута и пряника |
Федеральный закон гласит, что благоприятная окружающая среда — право каждого гражданина России, а ее сохранение и бережное отношение к природным богатствам — его обязанность [1]. В то же время экоактивизм — это скорее добровольный и осознанный выбор индивида, до которого еще нужно «дорасти». Наряду с просветительской деятельностью этому могут способствовать разного рода поощрения.
По мнению россиян, повысить вовлеченность населения в экологические практики прежде всего позволят материальные стимулы, в частности льготы на ЖКХ и проезд в общественном транспорте (45%). Далее по популярности идут скидки на посещение культурных, досуговых мероприятий (21%) и возможность взять дополнительные выходные дни на работе (18%). Такие «осязаемые» стимулы, как дипломы/благодарственные письма и сувениры, привлекают россиян в последнюю очередь (9% и 7% соответственно).
В то же время каждый пятый россиянин считает, что в данном случае поощрения лишены мотивирующей силы (22%), реже других эту позицию разделяют молодые люди 18-24 лет (15%). Не смогли ответить на этот вопрос еще 15%.
Три самых популярных вида поощрений — льготы на ЖКХ и проезд в транспорте, скидки на культурный досуг и отгулы на работе — чаще фигурируют в ответах экономически активных граждан 18-44 лет. Например, льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг среди 18-44-летних называют 51-57%, а среди представителей старшего поколения 60+ — только 33%. Вероятно, после выхода на пенсию и получения льгот по другим основаниям (инвалидность, продолжительный трудовой стаж и др.) эти меры поддержки теряют актуальность.
|
Не последнюю роль в формировании экологических ценностей играют лидеры общественного мнения — медийные лица, способные менять взгляды и поведение других людей. Однако, как показывают результаты исследования, в России нет общенационально известных экоактивистов, которые своим примером могли бы мотивировать людей заботиться об окружающей среде: вопрос о том, кто из известных россиян способствует продвижению экологических ценностей, вызвал затруднения у большинства наших сограждан (88%).
Экологические акции: оценка информированности |
Исследование также позволило выявить уровень информированности россиян о крупнейших мероприятиях в области охраны окружающей среды. Участникам опроса было предложено выбрать знакомые им экологические акции из списка. Самая узнаваемая из них — всероссийская акция по восстановлению одной из важнейших экосистем «Сохраним лес» (46%). Далее с ощутимым отрывом следует «День Земли» (28%). Почти в равной степени россияне информированы об эколого-патриотической акции «Сад памяти» (18%) и акции по очистке берегов водных объектов от мусора «Вода России» (14%).
Не слышали о проведении в России экологических акций 30%. Чаще такой ответ звучал от россиян, которые за последний год ничего не делали для уменьшения экологических проблем (40% vs. 20% среди имеющих такой опыт).
Аудитория информированных об экологических акциях различается по полу, возрасту, месту проживания и медиапредпочтениям:
|
[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 30.05.2023) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023).
«Забота об экологии — дело каждого. Земля — наш общий дом, и принцип “моя хата с краю” здесь неприменим: только объединив усилия, реально добиться существенных результатов. Нужно не только помогать природе на экологических акциях на берегах рек и озер, но и проявлять сознательность в быту. Здесь не бывает “незначительных” дел, каждая пластиковая упаковка, каждая бутылка газировки, которая будет не брошена на землю, а сдана на переработку, — важнейший вклад в сохранение природы».