Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Общество

Экоактивизм: вовлеченность, мотивация, потенциал

Каждый второй опрошенный за последний год предпринимал меры для уменьшения своего экологического следа. Льготы на ЖКХ, скидки на досуг и дополнительные выходные— топ-3 привлекательных мер поддержки такой деятельности, по мнению россиян.
Фото:
Коротко о главном
  • Каждый второй россиянин ответил, что за последний год он или члены его семьи предпринимали действия, направленные на решение экологических проблем (52%, 2021 г. — 58%).
  • Наиболее привлекательным поощрением за экологическую деятельность россиянам представляются льготы на оплату ЖКХ и проезд в общественном транспорте (45%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Каждый второй россиянин ответил, что за последний год он или члены его семьи предпринимали действия, направленные на решение экологических проблем (52%, 2021 г. — 58%).
  • Наиболее привлекательным поощрением за экологическую деятельность россиянам представляются льготы на оплату ЖКХ и проезд в общественном транспорте (45%).

МОСКВА, 6 июня 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, посвященного теме экологии.

Вклад в общее дело

Экологические проблемы можно без преувеличения назвать одной из доминирующих тем международной повестки. Успешность их решения зависит не только от слаженной работы государства, бизнеса и некоммерческого сектора, но и от усилий обычных граждан. В связи с возрастающей экологической ответственностью населения все большую актуальность приобретает бытовой экоактивизм — повседневные практики, цель которых — снизить негативное воздействие человеческой деятельности на окружающую среду. Например, бережное расходование воды и электроэнергии, сортировка мусора, посадка деревьев, участие в субботниках и др. Согласно результатам опроса, в сравнении с 2021 г. экологическая активность россиян несколько снизилась: 52% ответили, что за последний год они лично или члены их семьи предпринимали меры, направленные на снижение остроты экологических проблем (2021 г. — 58%). Сообщили об обратном 41%.

Несмотря на то, что именно молодежь отличают такие качества, как активность, предприимчивость, открытость миру и инновациям, по степени вовлеченности в экологические практики 18-24-летние проигрывают более старшим поколениям (18-24 лет — 47%, 25-34 лет — 60%, 35-44 лет — 61%, 45-59 лет — 53%). Впрочем, «аутсайдеры» в этом вопросе скорее граждане 60 лет и старше, нежели самая младшая когорта (41%): экологическая осознанность наиболее массово проявляется у россиян после 25 лет, а после 60 лет снижается.

  • Вместе с 25-44-летними экологическую активность за последний год чаще проявляли россияне с высшим образованием (64%), москвичи, петербуржцы (60%), жители городов-миллионников (59%) и регулярные пользователи интернета (53-57%).

 

Вместо кнута и пряника

Федеральный закон гласит, что благоприятная окружающая среда — право каждого гражданина России, а ее сохранение и бережное отношение к природным богатствам — его обязанность [1]. В то же время экоактивизм — это скорее добровольный и осознанный выбор индивида, до которого еще нужно «дорасти». Наряду с просветительской деятельностью этому могут способствовать разного рода поощрения.

По мнению россиян, повысить вовлеченность населения в экологические практики прежде всего позволят материальные стимулы, в частности льготы на ЖКХ и проезд в общественном транспорте (45%). Далее по популярности идут скидки на посещение культурных, досуговых мероприятий (21%) и возможность взять дополнительные выходные дни на работе (18%). Такие «осязаемые» стимулы, как дипломы/благодарственные письма и сувениры, привлекают россиян в последнюю очередь (9% и 7% соответственно).

В то же время каждый пятый россиянин считает, что в данном случае поощрения лишены мотивирующей силы (22%), реже других эту позицию разделяют молодые люди 18-24 лет (15%). Не смогли ответить на этот вопрос еще 15%.

Три самых популярных вида поощрений — льготы на ЖКХ и проезд в транспорте, скидки на культурный досуг и отгулы на работе — чаще фигурируют в ответах экономически активных граждан 18-44 лет. Например, льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг среди 18-44-летних называют 51-57%, а среди представителей старшего поколения 60+ — только 33%. Вероятно, после выхода на пенсию и получения льгот по другим основаниям (инвалидность, продолжительный трудовой стаж и др.) эти меры поддержки теряют актуальность.

  • Льготы на оплату ЖКХ и проезд в транспорте одинаково привлекают россиян с разным достатком (44-48%), в то время как в скидках на посещение культурно-досуговых мероприятий заинтересованы скорее высокообеспеченные граждане (26% vs. 13% россияне с плохим материальным положением). 
  • Дополнительные выходные и награждение дипломом — потенциальный стимул для работников скорее бюджетных (28% и 12% соответственно), нежели коммерческих организаций (21% и 6% соответственно). Последние, напротив, чаще говорят о неэффективности поощрений экологической деятельности (23% vs. 18% «бюджетников»). 

Не последнюю роль в формировании экологических ценностей играют лидеры общественного мнения — медийные лица, способные менять взгляды и поведение других людей. Однако, как показывают результаты исследования, в России нет общенационально известных экоактивистов, которые своим примером могли бы мотивировать людей заботиться об окружающей среде: вопрос о том, кто из известных россиян способствует продвижению экологических ценностей, вызвал затруднения у большинства наших сограждан (88%).

Экологические акции: оценка информированности

Исследование также позволило выявить уровень информированности россиян о крупнейших мероприятиях в области охраны окружающей среды. Участникам опроса было предложено выбрать знакомые им экологические акции из списка. Самая узнаваемая из них — всероссийская акция по восстановлению одной из важнейших экосистем «Сохраним лес» (46%). Далее с ощутимым отрывом следует «День Земли» (28%). Почти в равной степени россияне информированы об эколого-патриотической акции «Сад памяти» (18%) и акции по очистке берегов водных объектов от мусора «Вода России» (14%).

Не слышали о проведении в России экологических акций 30%. Чаще такой ответ звучал от россиян, которые за последний год ничего не делали для уменьшения экологических проблем (40% vs. 20% среди имеющих такой опыт).

Аудитория информированных об экологических акциях различается по полу, возрасту, месту проживания и медиапредпочтениям:

  • Типичный россиянин, знающий об акции «Сохраним лес»: женщина (51% vs. 39% мужчин), с высшим или средним специальным образованием (47% и 49% соответственно), не проживает в Москве и Санкт-Петербурге (43-50% vs. 39% в обеих столицах) и предпочитает телевидение интернету (51%) или смешанную модель медиапотребления (48%). 
  • Типичный россиянин, знающий об акции «День Земли»: 18-44-летний (35-39%), имеющий высшее образование (40%), москвич или петербуржец (41%), активный потребитель интернета (38%). 
  • С акцией «Сад памяти» чаще знакомы женщины (22% vs. 14% мужчин) и работники бюджетных организаций (36% vs. 13% трудоустроенных в коммерческом секторе). 
  • «Вода России» — единственная из тестируемых акций, о которой чаще информированы представители старшего поколения 60+, а не молодежь (22% vs. 10-12% в других возрастных группах). 

[1] Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 14.07.2022, с изм. от 30.05.2023) «Об охране окружающей среды» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023).

19 мая 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 19 мая 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7656; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0176; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1444. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом.

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Припомните, пожалуйста, за последний год лично Вы или члены Вашей семьи что-то делали для уменьшения экологических проблем или ничего не делали?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2021*

2023

Делали

58

52

Не делали

38

41

Затруднились ответить

4

7

* В 2021 г. вопрос звучал следующим образом: «Припомните, пожалуйста, за последний год лично Вы или члены Вашей семьи что-то делали для решения экологических проблем или ничего не делали?»

Припомните, пожалуйста, за последний год лично Вы или члены Вашей семьи что-то делали для уменьшения экологических проблем или ничего не делали?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Делали

52

52

52

47

60

61

53

41

Не делали

41

41

40

45

33

36

40

48

Затруднились ответить

7

7

8

8

7

3

7

11

Как Вы считаете, какие способы поощрения помогут стимулировать людей, таких, как Вы, заниматься экологической деятельностью? Выберите не более трех ответов

(закрытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Льготы на ЖКХ, проезд в транспорте

45

Скидки на посещение культурных, досуговых мероприятий

21

Дополнительные выходные дни на работе

18

Награждение дипломом, благодарственным письмом

9

Вручение небольшого сувенира

7

Финансовые поощрения (из другого)

4

Другое

3

Поощрения не помогут стимулировать людей

22

Не знают, затруднились ответить

15

Как Вам кажется, кто из известных россиян сейчас способствует продвижению экологических ценностей? Назовите, пожалуйста, двух-трех человек. Это могут быть гражданские активисты, представители власти или бизнеса

(открытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Назвали

7

Другое

5

Нет таких

<1

Никого не смогли назвать, затруднились ответить

88

Скажите, Вы слышали или не слышали о проведении в России каких-либо экологических акций? Я зачитаю, если Вы о чем-то из этого слышали — говорите

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Сохраним лес

46

День Земли

28

Сад памяти

18

Вода России

14

Субботники (из Другого)

2

Посадка деревьев (из Другого)

1

Всероссийский день без сетей (из Другого)

<1

Другое (знают о других экологических акциях)

8

Не слышали о проведении в России экологических акций

30

 Затруднились ответить

3

Илья Разбаш
директор ФГБУ «Центр Развития ВХК», лидер акции «Вода России»

«Забота об экологии — дело каждого. Земля — наш общий дом, и принцип “моя хата с краю” здесь неприменим: только объединив усилия, реально добиться существенных результатов. Нужно не только помогать природе на экологических акциях на берегах рек и озер, но и проявлять сознательность в быту. Здесь не бывает “незначительных” дел, каждая пластиковая упаковка, каждая бутылка газировки, которая будет не брошена на землю, а сдана на переработку, — важнейший вклад в сохранение природы».


21 декабря 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07