МОСКВА, 11 августа 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ по заказу Российского союза химиков представляет результаты исследования о готовности россиян минимизировать потребление бумажных изделий ради экологии.
Вопреки расхожему мнению, массовое производство бумаги вредит экологии не меньше других видов промышленности. Оно лишает планету «легких», усугубляя парниковый эффект, приводит к потере биоразнообразия и эрозии почвы. По результатам исследования Аналитического центра ВЦИОМ двухлетней давности, вырубка лесов вошла в топ-3 главных угроз планете в представлении наших сограждан. На этом фоне практики экономии бумаги в российском обществе кажутся вполне обоснованными: в 2020 г. наиболее востребованными из них стал частичный переход на электронные носители, использование двухсторонней печати или вовсе отказ от печати документов без надобности.
Результаты свежего исследования также показывают, что россияне в большинстве своем готовы отказаться от использования бумажных изделий в быту в пользу пластиковых (в случае с посудой и пакетами) и электронных (в случае с чеками и квитанциями) альтернатив. В частности, каждый второй россиянин выразил готовность отказаться от бумажной посуды и пакетов и использовать альтернативные материалы, например, пластик (49%). В то же время около трети респондентов сообщили, что и так не используют эти виды бумажных изделий (35% и 33% соответственно). Иными словами, говоря о перспективах минимизации потребления бумаги в быту, следует брать во внимание также тех, кто в принципе не пользуется бумажной продукцией и, вероятно, уже отдает предпочтение аналогам из других материалов. В общей сложности 82% зумеров уже практикуют отказ от использования бумажной посуды или выражают к этому готовность. Аналогичный показатель для бумажных пакетов среди представителей самого младшего поколения достигает рекордных 89%.
Отказ от бумажных чеков, квитанций и пр. представляет собой наиболее перспективное направление: россияне, хоть и привыкли к их использованию, демонстрируют высокую степень готовности к переходу на электронные аналоги. В данном вопросе чуть более выражены поколенческие и потребительские особенности: принимать чеки, квитанции и пр. документы в электронном виде чаще других готовы молодые поколения (зумеры и младшие миллениалы) и россияне с высокими потребительскими возможностями. В общей сложности отказаться от всего вышеперечисленного – бумажной посуды и пакетов, а также чеков и квитанций готовы около трети наших сограждан (32%), и это не считая тех, кто ими уже не пользуется.