Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Zoonar/Imago/ТАСС
Общество

Есть ли жизнь без бумаги?

Многие россияне уже сегодня практикуют осознанное потребление бумаги в быту, остальные в большинстве своем готовы перейти на альтернативы во имя сохранения окружающей среды.
Фото:
Коротко о главном
  • Семь из десяти опрошенных готовы отказаться от бумажных чеков, квитанций, выписок в пользу их электронного варианта (73%).
  • Каждый второй россиянин скорее готов отказаться от использования бумажной одноразовой посуды и пакетов в пользу альтернатив из пластика (по 49%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Семь из десяти опрошенных готовы отказаться от бумажных чеков, квитанций, выписок в пользу их электронного варианта (73%).
  • Каждый второй россиянин скорее готов отказаться от использования бумажной одноразовой посуды и пакетов в пользу альтернатив из пластика (по 49%).

МОСКВА, 11 августа 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ по заказу Российского союза химиков представляет результаты исследования о готовности россиян минимизировать потребление бумажных изделий ради экологии.

Вопреки расхожему мнению, массовое производство бумаги вредит экологии не меньше других видов промышленности. Оно лишает планету «легких», усугубляя парниковый эффект, приводит к потере биоразнообразия и эрозии почвы. По результатам исследования Аналитического центра ВЦИОМ двухлетней давности, вырубка лесов вошла в топ-3 главных угроз планете в представлении наших сограждан. На этом фоне практики экономии бумаги в российском обществе кажутся вполне обоснованными: в 2020 г. наиболее востребованными из них стал частичный переход на электронные носители, использование двухсторонней печати или вовсе отказ от печати документов без надобности.

Результаты свежего исследования также показывают, что россияне в большинстве своем готовы отказаться от использования бумажных изделий в быту в пользу пластиковых (в случае с посудой и пакетами) и электронных (в случае с чеками и квитанциями) альтернатив. В частности, каждый второй россиянин выразил готовность отказаться от бумажной посуды и пакетов и использовать альтернативные материалы, например, пластик (49%). В то же время около трети респондентов сообщили, что и так не используют эти виды бумажных изделий (35% и 33% соответственно). Иными словами, говоря о перспективах минимизации потребления бумаги в быту, следует брать во внимание также тех, кто в принципе не пользуется бумажной продукцией и, вероятно, уже отдает предпочтение аналогам из других материалов. В общей сложности 82% зумеров уже практикуют отказ от использования бумажной посуды или выражают к этому готовность. Аналогичный показатель для бумажных пакетов среди представителей самого младшего поколения достигает рекордных 89%.

Отказ от бумажных чеков, квитанций и пр. представляет собой наиболее перспективное направление: россияне, хоть и привыкли к их использованию, демонстрируют высокую степень готовности к переходу на электронные аналоги. В данном вопросе чуть более выражены поколенческие и потребительские особенности: принимать чеки, квитанции и пр. документы в электронном виде чаще других готовы молодые поколения (зумеры и младшие миллениалы) и россияне с высокими потребительскими возможностями. В общей сложности отказаться от всего вышеперечисленного – бумажной посуды и пакетов, а также чеков и квитанций готовы около трети наших сограждан (32%), и это не считая тех, кто ими уже не пользуется.

21 июля 2025 г.

Всероссийский интернет-опрос ВЦИОМ «ВЦИОМ-Онлайн»

1612 опрошенныхВ опросе приняли участие 1612 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — интернет-опрос по формализованной анкете на базе вероятностной панели «ВЦИОМ-онлайн». Участники панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной (RDD) выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные всероссийского интернет-опроса взвешены по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Примечательно, но ранее россияне декларировали иную позицию, аргументируя это важностью защиты природы. Полученные результаты свидетельствуют не столько о непостоянстве взглядов, сколько о поиске оптимального решения во имя сохранения окружающей среды. Российские потребители, по всей видимости, открыты к экспериментам и готовы пересматривать свои привычки, ловко балансируя между заботой о планете и личным комфортом.

Каждый год в России лесной покров сокращается на три-пять миллионов гектаров, примерно треть из них уходит на производство бумаги. Одни считают, что отказ от бумажной продукции поможет сохранить леса. Другие что это мало повлияет на ситуацию.

Вы лично для уменьшения использования бумаги готовы или не готовы отказаться от использования бумажной одноразовой посуды, стаканчиков и использовать пластиковую посуду?*

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (с 2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992-2000)

Старшие миллениалы (1982-1991)

Реформенное поколение (1968-1981)

Поколение застоя (1948-1967)

Скорее готов(а)

49

49

50

58

43

47

Скорее не готов(а)

12

12

12

8

13

13

Не использую бумажную одноразовую посуду

35

33

34

29

40

37

Затрудняюсь ответить

4

6

4

5

4

3

*Здесь и далее не представлена разбивка по поколению оттепели (до 1947 г.) в связи с малой наполненностью группы (N=9).

 

Вы лично для уменьшения использования бумаги готовы или не готовы отказаться от бумажных пакетов и использовать пластиковые, полиэтиленовые?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (с 2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992-2000)

Старшие миллениалы (1982-1991)

Реформенное поколение (1968-1981)

Поколение застоя (1948-1967)

Скорее готов(а)

49

58

54

53

43

46

Скорее не готов(а)

14

7

6

14

15

18

Не использую бумажные пакеты

33

31

32

28

39

34

Затрудняюсь ответить

4

4

8

5

3

2

Вы лично для уменьшения использования бумаги готовы или не готовы отказаться от бумажных чеков, квитанций, выписок и получать их в электронном виде?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (с 2001 г. и позднее) 

Младшие миллениалы (1992-2000) 

Старшие миллениалы (1982-1991)

Реформенное поколение (1968-1981)

Поколение застоя (1948-1967)

Скорее готов(а)

73

80

79

79

70

66

Скорее не готов(а)

15

2

5

9

16

24

Не использую бумажные чеки, квитанции, выписки

10

14

15

10

11

7

Затрудняюсь ответить

2

4

1

2

3

3

Вы лично для уменьшения использования бумаги готовы или не готовы отказаться от бумажных чеков, квитанций, выписок и получать их в электронном виде?*

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мы едва сводим концы с концами. Денег не хватает даже на продукты, На продукты денег хватает, но покупка одежды уже затруднительна

Денег хватает на продукты и одежду, но покупка холодильника, телевизора, мебели – для нас проблема

Мы можем без труда купить холодильник, телевизор, мебель, но на большее денег нет

Мы можем без труда купить автомобиль, но на большее – квартиру, дачу - денег нет, Мы можем позволить себе практически все: машину, квартиру, дачу и многое другое

Скорее готов(а)

73

66

69

78

81

Скорее не готов(а)

15

23

16

11

7

Не использую бумажные чеки, квитанции, выписки

10

8

12

10

11

Затрудняюсь ответить

2

3

3

1

1

Готовность россиян минимизировать потребление бумаги*, в %

Декларируют, что готовы отказаться от бумажной посуды, бумажных пакетов, чеков, квитанций и пр.

32

Декларируют, что готовы отказаться только от 1-2 пунктов: бумажной одноразовой посуды, стаканчиков ИЛИ бумажных пакетов ИЛИ бумажных чеков, квитанций, выписок

52

Не готовы отказаться от рассматриваемых в исследовании бумажных изделий или уже ими не пользуются

13

Затруднились ответить

3

*Рассчитана на основе ответов на следующие вопросы: «Вы лично для уменьшения использования бумаги готовы или не готовы отказаться от использования бумажной одноразовой посуды, стаканчиков и использовать пластиковую посуду?», Вы лично для уменьшения использования бумаги готовы или не готовы отказаться от бумажных пакетов и использовать пластиковые, полиэтиленовые? и «Вы лично для уменьшения использования бумаги готовы или не готовы отказаться от бумажных чеков, квитанций, выписок и получать их в электронном виде?».

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07