МОСКВА, 22 января 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в партнерстве с Российским союзом химиков представляет результаты исследования, посвященного отношению россиян к пластику.
Пластик вокруг нас |
Благодаря своим свойствам пластик давно стал незаменимым материалом в различных сферах. Он широко используется в медицине, автомобилестроении и сегменте потребительских товаров, упаковке, доставке продуктов питания и многих других сферах. Согласно результатам декабрьского опроса ВЦИОМ, наиболее востребованные россиянами бытовые изделия из пластика (из предложенных девяти) — те, что относятся к таре, т.е. служат для переноски и хранения. В числе пластиковых предметов, которыми пользовались россияне за последние два-три месяца, — бутылки для жидкостей (94%), пакеты (91%), пищевые контейнеры (88%) и пищевые упаковки (78%). Среди других популярных пластиковых изделий — средства гигиены (зубная щетка — 82%), кухонные принадлежности (одноразовые салфетки из нетканого материала — 62%, посуда и столовые приборы — 42%), а также одежда из синтетики (47%). Детская посуда и столовые приборы из пластика набирают 12%; в силу того, что такие изделия скорее актуальны для родителей маленьких детей, этот вариант вдвое чаще фигурирует в ответах россиян активного репродуктивного возраста (23% среди 25-34-летних).
Во имя экологичного будущего |
Согласно опросу, более половины опрошенных (на вопрос отвечали только потребители того или иного товара) не готовы отказаться от пластиковых пищевых контейнеров и зубных щеток (55% и 54% соответственно), 48% — от бутылок для жидкостей, 44% — от синтетической одежды, 43% — от одноразовых салфеток, по 42% — от пластиковых пакетов, детской посуды и столовых приборов.
При этом есть две категории одноразовых товаров из пластика: посуда и столовые приборы, а также пищевая упаковка, отказаться от которых готовы 81% и 68% россиян соответственно. Это те предметы, которые в домашних условиях можно заменить многоразовыми аналогами.
Цена вопроса |
Шесть из десяти россиян готовы отказаться от использования изделий из пластика при аналогичной стоимости товара-заменителя (62%), еще 16% декларируют отказ лишь при условии, что последний будет стоить дешевле. Без оглядки на цену товаров отказаться от пластика готовы лишь 13%, среди тех, кто оценивает свое материальное положение как хорошее и очень хорошее, — 20%. Тех, кто не готов отказаться от пластика ни при каких условиях, насчитывается 6%, причем мужчины отвечают так в два раза чаще женщин (9% vs. 4% женщин).
Хороший пример заразителен |
Повышение уровня экологической грамотности граждан в целом и разумное использование пластика в частности сложно представить без крупных игроков рынка, задающих «зеленые» тренды. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что россияне замечают деятельность отечественных компаний, связанную с ответственным использованием пластика. Чаще всего за последние два-три месяца опрошенные встречали информацию об акциях по раздельному сбору пластика (46%) и о продукции из переработанного пластика (36%).
Не встречали подобную информацию за последнее время 41% наших сограждан.
Битва елок |
Искусственная или натуральная елка? — извечный вопрос, на который, впрочем, россияне для себя ответили. Согласно результатам исследования, почти две трети наших сограждан отдают предпочтение искусственной елке (64%), и только 15% — натуральной. Еще 19% вовсе встречают Новый год без зеленой красавицы, чаще без нее обходятся мужчины (22% vs. 16% женщин) и молодые люди 18-34 лет (18-24 года — 23%, 25-34 лет — 26%).
«Пластик кардинально изменил жизнь миллионов людей по всему миру. Это самый демократичный материал: всё, что в начале 20 века было доступно лишь очень богатым людям, теперь доступно всем. И как показывает исследование ВЦИОМ, люди не готовы отказываться от того уровня жизни, который у них сложился благодаря использованию пластика.
Альтернативы этому материалу сегодня нет - ни в быту, ни в производстве. Но важно задумываться о его осознанном потреблении, развивать технологии по его многократной переработке и, главное, повышать знания людей о возможностях повторного использования этого материала, стимулировать их к тому, чтобы они все чаще сдавали его в переработку. Как мы видим из опроса, сегодня все больше россиян узнают об этих возможностях - и это, безусловно, хорошо».
«Ответственное отношение к пластику – важный тренд, который поддерживается многими крупными отечественными компаниями. И он находит свое отражение в потребительских привычках россиян: граждане готовы отказываться от ряда одноразовых изделий, которые можно заменить на многоразовые альтернативы. Тем не менее, на сегодняшний день есть целый ряд категорий пластиковых изделий, которые невозможно заменить без потери удобства для потребителя».
Перейти к странице эксперта