МОСКВА, 22 января 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) в партнерстве с Российским союзом химиков представляет результаты исследования, посвященного отношению россиян к пластику.
Пластик вокруг нас |
Благодаря своим свойствам пластик давно стал незаменимым материалом в различных сферах. Он широко используется в медицине, автомобилестроении и сегменте потребительских товаров, упаковке, доставке продуктов питания и многих других сферах. Согласно результатам декабрьского опроса ВЦИОМ, наиболее востребованные россиянами бытовые изделия из пластика (из предложенных девяти) — те, что относятся к таре, т.е. служат для переноски и хранения. В числе пластиковых предметов, которыми пользовались россияне за последние два-три месяца, — бутылки для жидкостей (94%), пакеты (91%), пищевые контейнеры (88%) и пищевые упаковки (78%). Среди других популярных пластиковых изделий — средства гигиены (зубная щетка — 82%), кухонные принадлежности (одноразовые салфетки из нетканого материала — 62%, посуда и столовые приборы — 42%), а также одежда из синтетики (47%). Детская посуда и столовые приборы из пластика набирают 12%; в силу того, что такие изделия скорее актуальны для родителей маленьких детей, этот вариант вдвое чаще фигурирует в ответах россиян активного репродуктивного возраста (23% среди 25-34-летних).
Во имя экологичного будущего |
Согласно опросу, более половины опрошенных (на вопрос отвечали только потребители того или иного товара) не готовы отказаться от пластиковых пищевых контейнеров и зубных щеток (55% и 54% соответственно), 48% — от бутылок для жидкостей, 44% — от синтетической одежды, 43% — от одноразовых салфеток, по 42% — от пластиковых пакетов, детской посуды и столовых приборов.
При этом есть две категории одноразовых товаров из пластика: посуда и столовые приборы, а также пищевая упаковка, отказаться от которых готовы 81% и 68% россиян соответственно. Это те предметы, которые в домашних условиях можно заменить многоразовыми аналогами.
Цена вопроса |
Шесть из десяти россиян готовы отказаться от использования изделий из пластика при аналогичной стоимости товара-заменителя (62%), еще 16% декларируют отказ лишь при условии, что последний будет стоить дешевле. Без оглядки на цену товаров отказаться от пластика готовы лишь 13%, среди тех, кто оценивает свое материальное положение как хорошее и очень хорошее, — 20%. Тех, кто не готов отказаться от пластика ни при каких условиях, насчитывается 6%, причем мужчины отвечают так в два раза чаще женщин (9% vs. 4% женщин).
Хороший пример заразителен |
Повышение уровня экологической грамотности граждан в целом и разумное использование пластика в частности сложно представить без крупных игроков рынка, задающих «зеленые» тренды. Полученные результаты позволяют сделать вывод, что россияне замечают деятельность отечественных компаний, связанную с ответственным использованием пластика. Чаще всего за последние два-три месяца опрошенные встречали информацию об акциях по раздельному сбору пластика (46%) и о продукции из переработанного пластика (36%).
Не встречали подобную информацию за последнее время 41% наших сограждан.
Битва елок |
Искусственная или натуральная елка? — извечный вопрос, на который, впрочем, россияне для себя ответили. Согласно результатам исследования, почти две трети наших сограждан отдают предпочтение искусственной елке (64%), и только 15% — натуральной. Еще 19% вовсе встречают Новый год без зеленой красавицы, чаще без нее обходятся мужчины (22% vs. 16% женщин) и молодые люди 18-34 лет (18-24 года — 23%, 25-34 лет — 26%).
«Пластик кардинально изменил жизнь миллионов людей по всему миру. Это самый демократичный материал: всё, что в начале 20 века было доступно лишь очень богатым людям, теперь доступно всем. И как показывает исследование ВЦИОМ, люди не готовы отказываться от того уровня жизни, который у них сложился благодаря использованию пластика.
Альтернативы этому материалу сегодня нет - ни в быту, ни в производстве. Но важно задумываться о его осознанном потреблении, развивать технологии по его многократной переработке и, главное, повышать знания людей о возможностях повторного использования этого материала, стимулировать их к тому, чтобы они все чаще сдавали его в переработку. Как мы видим из опроса, сегодня все больше россиян узнают об этих возможностях - и это, безусловно, хорошо».