МОСКВА, 28 августа 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса работающих россиян о защите их здоровья.
Охрана здоровья сотрудников как элемент HR-бренда |
На фоне трансформации рынка труда работодатели предлагают своим сотрудникам различные бонусы, которые создают дополнительную ценность работы в конкретной организации: возможность частичной удаленки, корпоративное обучение, материальные вознаграждения, иные элементы в рамках политики корпоративной социальной ответственности. Эти опции могут сильно различаться в зависимости от должности и грейда сотрудника, но самый важный пункт связан с возможностями в области охраны здоровья.
|
Поддержка здоровья сотрудников может выражаться в самых разных инициативах: от предоставления полисов ДМС (он есть у каждого пятого россиянина, и в половине случаев его оформлял работодатель) до обязательных осмотров — например, в случае опасных производств.
Как работодатели заботятся о здоровье сотрудников |
Забота работодателей о здоровье сотрудников не ограничивается диспансеризацией. Половине опрошенных работающих россиян известны программы, направленные на профилактику заболеваний и популяризацию здорового образа жизни сотрудников, оплачиваемые их работодателем. Наиболее популярные программы непосредственно связаны с медициной: диспансеризация (23%), медицинские осмотры на рабочем месте (21%) и полисы ДМС за счет работодателя (20%). Гораздо менее популярны общеоздоровительные программы, включая взносы на спортивных мероприятиях (4%) и сдачу нормативов ГТО (5%). Вероятно, такие программы требуют от работников большей личной вовлеченности и активности, выходящей за рамки сложившихся привычек.
Восприятие корпоративных программ в области здоровья частично коррелирует с возрастом респондентов. Работающие россияне старше 60 лет чаще упоминают о диспансеризации (31%), что, возможно, связано с их повышенным вниманием ко всем аспектам здоровья в силу возраста, тогда как таргетированные программы поддержания здоровья привлекают их внимание реже по сравнению с более молодыми когортами. В частности, молодежь 18-34 лет чаще других когорт (7–9%) вспоминает об оплате участия в спортивных состязаниях, что естественно связывать с готовностью вести активный образ жизни. Еще чаще молодые (и сравнительно молодые) работники 18–44 лет (23-26%) проявляют интерес к полисам ДМС, которые существенно расширяют диапазон доступных медицинских услуг.
Диспансеризация — основа здоровья сотрудников |
Если оставить за скобками те активности в области охраны здоровья, которые требуются для исполнения профессиональных обязанностей, то самый универсальный способ заботы о здоровье работников — диспансеризация.
В последние годы возможность прохождения диспансеризации активно освещается в медиапространстве, в том числе благодаря информированию населения об инициативах в рамках национального проекта «Продолжительная и активная жизнь». Это уже давно дает свои результаты: например, еще в 2023 году о возможности диспансеризации слышали 96% россиян (включая неработающих). Однако ситуация становится куда более мрачной, если рассматривать не информированность о такой возможности, а реальный опыт диспансеризации, особенно с помощью работодателя, который может не просто предоставить оплачиваемый день для ее прохождения, но буквально провести ее на рабочем месте или (по договоренности) в медицинской организации.
Согласно исследованию АЦ ВЦИОМ, только четверть (25%) работающих россиян проходили в положенное время последнюю диспансеризацию с помощью работодателя. Несколько больше -- треть (31%) -- проходили диспансеризацию самостоятельно. Наиболее тревожно то, что почти половина опрошенных (43%) не проходили такое медицинское обследование вообще. И это отдельная большая проблема: несмотря на то что многие слышали от работодателя о возможности пройти диспансеризацию всем трудовым коллективом по договоренности с медицинской организацией, проходит ее меньше половины работников. На это может быть несколько причин: от непонимания важности процесса и опасений перед медицинскими процедурами до простой нехватки времени.
|
Невысокие показатели прохождения диспансеризации могут быть объяснены недостаточным объемом информации, идущим от непосредственного работодателя к сотрудникам: по словам самих работников, большинство российских работодателей не стремятся сообщить трудовому коллективу о возможности диспансеризации за счет работодателя. Только 43% респондентов отметили, что на их рабочем месте им рассказывали о такой возможности. И даже среди работающих на «вредных производствах» лишь половина слышали от своего работодателя о такой возможности, что не сильно превышает средний уровень по стране. Учитывая, что данная опция четко регламентирована и гарантирована действующим законодательством, низкий уровень информирования представляется особенно парадоксальным.
Нужна ли диспансеризация работникам? |
Несмотря на относительно невысокий процент работников, воспользовавшихся возможностью диспансеризации через работодателя, сама идея диспансеризации непосредственно на рабочем месте вызывает в целом позитивную реакцию: 82% работников выразили желание воспользоваться такой возможностью в будущем. Это говорит о признании важности профилактических медицинских осмотров и заинтересованности в том, чтобы иметь возможность проходить их в удобном формате, не отрываясь от работы. Еще 7% отметили, что и в дальнейшем предпочли бы проходить диспансеризацию самостоятельно, вероятно, в силу личных предпочтений или сложившихся привычек (этот вопрос требует более подробного изучения).
|
Результаты исследования показали, что уровень информированности о том, что работодатель может обеспечить прохождение диспансеризации на рабочем месте, достаточно низкий. Полученные данные отражают общий настрой работающих россиян: в сфере заботы о здоровье работодатель не полностью выполняет свои обязательства. А значит, усиление этого аспекта в общении с сотрудниками в сложившейся ситуации не будет лишним.
Впрочем, нельзя утверждать, что организации намеренно не рассказывают своим сотрудникам о способах контроля и сохранения их здоровья. Причина может быть глубже: сами работодатели недостаточно информированы о таких возможностях или о том, как ими правильно воспользоваться. В любом случае, важно развивать коммуникационную работу, направленную и на персонал, и на работодателей, ведь эффективный сотрудник, который приносит пользу, — это прежде всего здоровый сотрудник.
Автор: Иван Леконцев
«Забота о здоровье сотрудников – важный элемент HR-политики любой компании и организации. Наиболее распространенным способом позаботиться о нем остается диспансеризация, благо и государство уделяет ему большое внимание. Но что мы видим на практике? Доля работников, декларирующих готовность пройти диспансеризацию, существенно ниже доли тех, кто уже ее проходил! Налицо – опасный разрыв.
Предположу, что разрыв этот связан с некачественной коммуникацией между работодателем и сотрудниками: с одной стороны, персонал не знает обо всех предоставляемых возможностях, с другой – организации сами могут неверно определять запрос на форматы мероприятий, связанных со здоровьем работников. Крайне важно правильно настроить внутренние коммуникации как для информирования, так и для получения обратной связи от своих сотрудников, и тогда толку от диспансеризации, как и от других программ поддержки здоровья, обязательно станет больше!».
Перейти к странице эксперта