МОСКВА, 14 июля 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян об ОМС и ДМС.
Разница в одной букве из трех! |
Медицинское страхование — важный механизм социальной защиты, но для значительной части наших сограждан оно остается чем-то непостижимым. Большинство россиян слабо представляют, как устроено медицинское страхование в стране: лишь около трети уверены, что понимают различия между ОМС и ДМС. Тогда как семь из десяти либо имеют поверхностные представления, либо совсем не в курсе. Уровень осведомленности снижается с возрастом: старшие поколения (те, кто, как правило, больше нуждается в медицинской помощи) чаще признаются, что вообще ничего не знают о разнице между действующими в стране видами медицинского страхования. Наиболее осведомленными оказались миллениалы (четверо из десяти по самооценке хорошо знают разницу между ОМС и ДМС).
Тридцать лет спустя… |
ДМС стало частью российской системы здравоохранения в 1991 г., а в 1993 г. было законодательно закреплено как отдельный вид страхования. И хотя ему уже более тридцати лет, оно остается уделом меньшинства (или «избранных»?). Подавляющее большинство наших сограждан (три четверти) не имеют полиса ДМС. Владеет таким полисом каждый пятый россиянин (21%), в том числе 11% благодаря работодателю, 7% оформили его сами, еще 3% получили полис через партнерские программы. Причем миллениалы чаще получают его от работодателя, а представители поколения цифры оформляют сами.
Даже среди работающих, которым полис чаще всего обеспечивает работодатель, охват ДМС остается низким. Возможно, потому что он остается скорее привилегией, а не стандартом труда? Большинство работающих россиян отмечают, что их работодатели не предлагают добровольное медицинское страхование. В результате медицинская защита по-прежнему строится почти исключительно на базе ОМС, а ДМС, несмотря на декларируемые преимущества, так и не стало доступным или понятным инструментом для большинства россиян.
|
Среди тех, у кого есть полис ДМС, приоритет остается за системой ОМС: большинство либо чаще обращаются к врачам по обязательной программе, либо вовсе не используют страхование, не ходят к врачам. Лишь небольшая доля делает ставку исключительно на ДМС. Иными словами, наличие полиса не означает его использование, а сама система остается скорее дополнительным, чем основным ресурсом.
ДМС — это… |
Восприятие ДМС у россиян не только противоречивое, но и зачастую ложное. Чаще всего его ассоциируют с корпоративным бонусом, дополнительной привилегией «от работодателя». Лишь треть респондентов связывают ДМС с расширением реального доступа к качественным медицинским услугам, и еще меньше — с правом выбора клиники и врачей. Значительная часть россиян вообще не уверена, что понимает, как работает система: более трети затруднились с ответом, а каждый шестой считает, что получить ДМС можно автоматически по достижении 18 лет (это не соответствует действительности). Результаты еще раз подтверждают: логика добровольного страхования остается сложной темой для наших сограждан.
Более подкованными в вопросе оказались миллениалы, те, кто устраивался на работу не так давно, когда ДМС уже стал частью соцпакета и HR-стратегии. Но чем старше человек, тем менее он осведомлен. В старших поколениях растет доля тех, кто не знает, как это работает. Для людей, чья профессиональная жизнь прошла вне системы корпоративных бонусов, ДМС остается чужим и непонятным институтом.
|
Нет и не надо! |
Интерес к оформлению полиса ДМС демонстрируют четверо из десяти среди тех, у кого его нет. Но каждый второй не хочет, и чем старше, тем меньше желания его приобретать. Главные причины отказа не в недоверии или сложности оформления, а в банальном прагматизме: люди либо пользуются ОМС и не видят смысла платить, либо, при необходимости, предпочитают разовые платные услуги. Значимая часть вообще не знает о возможности оформить ДМС. Можно сказать, отсутствие ДМС чаще не следствие недоверия, а результат сочетания привычки, ограниченного опыта и неочевидной пользы. Для большинства россиян добровольное страхование — это не альтернатива, а что-то далекое и необязательное.
Автор: Татьяна Смак
«Наличие полиса ДМС лишь у каждого пятого россиянина свидетельствует о том, что эта система так и не стала по-настоящему доступной — ни с точки зрения понимания её механизмов и преимуществ, ни с точки зрения стоимости. Скептическое отношение к сложным финансовым продуктам, выгоды которых неочевидны в краткосрочной перспективе, представляет собой устойчивую характеристику российского общества. Добавим сюда привычку откладывать здоровье «на потом» — и получим идеальный шторм для добровольного медицинского страхования и необходимость системных преобразований.
Кроме того, тот факт, что 48% россиян не видят необходимости в приобретении полиса ДМС, отражает рациональную потребительскую стратегию: ОМС закрывает базовые потребности, а разовые платные медицинские услуги делают долгосрочный страховой продукт для значительной части населения избыточным».