А вы знали, что в Якутии новый год отмечают в июне? Что на берегу Баренцева моря, на заполярном краю Земли, есть места, где купаться и участвовать в соревнованиях-заплывах можно до глубокой осени? Сколько интересного, оказывается, есть в разных уголках нашей огромной и красивой страны! Эксперты, выступившие на сессии «Событийный и экотуризм» в рамках ВЭФ-2024, уверены: для развития событийного и экологического туризма нужно давать людям больше информации о событиях и национальных праздниках народов России и поддерживать локальные экскурсионные проекты. Подробнее — в комментарии советника генерального директора ВЦИОМ Елены Михайловой.
Больше половины россиян — домоседы. Часто вынужденные
«Событийный туризм предполагает совпадение множества факторов: интереса путешественника к региону, в который он едет, сезонности, дат проведения праздников, фестивалей и особых событий. Наконец, возможность туриста взять отпуск в запланированные даты и приехать — самостоятельно или всей семьей.
Потенциал развития событийного туризма зависит от того, как россияне в целом привыкли проводить свой отпуск или выходные. В начале лета 2024 года ВЦИОМ провел опрос и выяснил: 32% планировали взять отпуск длительностью от одной недели и более, некоторые хотели отдохнуть даже больше месяца. 38% наших сограждан более свободны в своем планировании, так как не зависят от работодателя (это не работающие, самозанятые, индивидуальные предприниматели). При этом 53% россиян планировали провести отпуск дома (прежде всего — из-за финансовых ограничений), 28% — на даче или садовом участке. Доля ориентированных на совершение поездок по стране составила 14%, отдохнуть на морских курортах планировали 11%. Топ рейтинга наиболее привлекательных для посещения городов традиционно составляют Санкт-Петербург и Москва. В этом году третью позицию в рейтинге занял Алтай / Алтайский край — бренд территории сегодня один из наиболее активно развивающихся. Новосибирск, Нижний Новгород и Карелия также входят в число популярных маршрутов.
Необходима эмоциональная связь с регионом
Мы видим увеличение интереса к внутреннему туризму, и это радует. С другой стороны, направления, которые находятся в топе предпочтений россиян, остаются почти неизменными. При этом в каждом регионе страны есть интересные места, возможности для экопутешествий, и отправиться в такую поездку намного легче, в том числе по финансовым причинам. В этой связи локальные туристические поездки — в границах своего или соседнего региона — могут иметь большой потенциал, если это направление правильно развивать.
Важна эмоциональная связь туристов со своим регионом или тем регионом, куда они собираются поехать. История, фольклор, воспоминания из других периодов своей жизни или, напротив, новая событийная составляющая, творческие кластеры, фестивали, яркие национальные праздники — все это позволяет формировать интерес, определяющий планы. Более того, такая работа будет способствовать реализации и более масштабных целей. Люди фактически будут самостоятельно находить ее для себя во время своих путешествий. Ведь туризм — это не только экономика, не только бизнес. Это очень важная сфера нашей жизни, позволяющая лучше узнать историю своего региона и страны, познакомиться с природными достопримечательностями, народными традициями. Такое погружение формирует эмоциональную вовлеченность, способствует укреплению региональной идентичности.
О развитии локальных туристических маршрутов следует всерьез задуматься региональным властям. Можно выдавать гранты на региональные экскурсии, которые проводят в том числе и энтузиасты-краеведы — в нашей стране уже есть такие замечательные практики. И, конечно, крупный бизнес тоже может в это включиться.
Запрос на индивидуальные маршруты и инфраструктуру
Массовый туризм, когда большое число людей централизованно отправляется куда-то, уходит в прошлое. Все большую популярность набирают индивидуальные маршруты. В любом направлении туризма — экологическом, событийном, локальном — важно адаптировать предложения под конкретные аудитории. У нас есть домоседы, которые хотят оставаться дома, чтобы их никто не трогал. Эту аудиторию тоже можно увлечь — возможно, подойдут расслабленные форматы, с комфортным темпом, хорошими условиями. Есть семьи с маленькими детьми, многие из них сейчас вполне активно путешествуют — туристические программы и предложения, учитывающие потребности таких семей, могут быть очень востребованы.
Отдельно следует сказать про запрос населения на развитую инфраструктуру для автопутешествий. По нашим данным, 32% россиян в том или ином формате (это могут быть поездки на выходные или в полноценный отпуск) ездили в путешествия на собственной машине. Этим людям нужно-где-то останавливаться: кто-то предпочитает гостиницы, кто-то кемпинги или глэмпинги — выбор зависит от множества факторов (в первую очередь — от длительности поездки). Многие имеют возможность ездить в такие поездки только на арендованных автомобилях. При этом люди не очень информированы, какие есть возможности для аренды, какие бренды проката автомобилей самые надежные, какие позволяют арендовать автомобиль в одном городе, а сдавать в другом. Мы видим запрос со стороны населения на формирование этой сети.
Событийному туризму не хватает информирования
Что касается развития событийного туризма, то перед нами открывается большое поле для работы. Целенаправленно ехать в другой город, чтобы посетить концерт, шоу, фестиваль, — пока такая модель поведения в России не очень распространена. Да, есть Дягилевский фестиваль, когда все массово мигрируют из столиц в Пермь. Очень хочется, чтобы в планах российских семей было, например, посещение Камчатки в дни празднования Нургенэка (эвенский Новый год. — Прим. ред.) и Сагаалгана, праздника Белого месяца в Бурятии. Многие даже не слышали об этих очень ярких событиях, а это очень важная составляющая жизни нашей многонациональной страны. Участие в национальных праздниках позволяет россиянам, живущим в разных частях страны, больше узнать друг о друге, почувствовать богатство и многообразие российской культуры.
Убеждена, что все больше людей будет посещать Дальний Восток. За последние десять лет сделано очень много для изменения имиджа Дальнего Востока, формирования интереса к его регионам. Еще в 2014 году исследования показывали, что россияне очень слабо осведомлены об этих территориях — представления сводились к тому, что это „рыба, океан“. Сегодня уже сформирован позитивный имидж этой территории — как развивающейся, красивой и интересной. Все эти факторы, конечно, будут позитивно влиять и на объемы туристических потоков (и для дальневосточных регионов особо важно дальнейшее развитие туристической инфраструктуры).
Каждый дальневосточный регион уникален, все они очень разные — со своей особой атмосферой, своей историей и потрясающими природными достопримечательностями, оставляющими незабываемые впечатления. Хочется, чтобы все россияне имели возможность познакомиться с ними».