МОСКВА, 2 июля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян на тему автотуризма.
Российские автотуристы: потенциальные и реальные |
Самостоятельные путешествия - один из туристических трендов последних лет. В частности, речь идет об автотуризме, дающем не только свободу и гибкость передвижения, но и возможность сэкономить. Как минимум так считают российские автопутешественники, которые поделились преимуществами такого туризма в ходе прошлогоднего опроса ВЦИОМ. Согласно свежим данным, туристические поездки по стране на своем или арендованном автомобиле в течение последнего года совершали треть наших сограждан (32%). В подавляющем большинстве случаев это были мини-поездки продолжительностью не больше недели (81% от числа автопутешественников): около половины ездили на один-три дня (51%), еще 30% на четыре-семь дней. Оставшиеся 19% отважились на более длительные поездки. Что касается дальности поездок, то 45% наслаждались красотами России в радиусе 500 км от дома (45%), преодолевали эту дистанцию более половины опрошенных, имеющих опыт автопутешествий (55%).
Типичный россиянин, имеющий недавний опыт путешествий на автомобиле: скорее мужчина (39%), 25-44 лет (25-34 лет – 44%, 35-44 лет – 45%), с высшим или неоконченным высшим образованием (41%) и хорошим материальным положением (43%), проживающий в одной из столиц или городе-миллионнике (40% и 43% соответственно) и работающий в коммерческой организации (43%). Наряду с Центральным и Северо-Западным федеральными округами (38% и 31% соответственно) числом автопутешественников может похвастаться Южный ФО (38%), что, вероятно, обусловлено близостью морских курортов. Как будет показано далее, Крым и Краснодарский край входят в тройку наиболее привлекательных туристических направлений.
Интерес к автотуризму декларирует каждый второй россиянин («не ездил, но хотел бы» - 48%), что косвенно свидетельствует о высоком потенциале подобного формата путешествий в нашей стране. У каждого пятого опрошенного отсутствует не только опыт такого отдыха, но и желание его приобрести (20%).
О желании отправиться в туристическую поездку на авто чаще говорят женщины (не ездили, но хотели бы - 52%), россияне 45-59 лет (53%), со средним специальным образованием (54%) и плохим материальным положением (60%), а также жители сельской местности (55%).
Чем дальше, тем лучше! |
Россияне, имеющие опыт автопутешествий и проявляющие к ним интерес (доля группы – 80%), в большинстве своем готовы на дальние путешествия на автомобиле – на 501 км и больше (78%). Средняя желаемая дальность туристических поездок на автомобиле вдвое превышает дальность уже совершенных поездок - 2,2 тыс. км vs. 1,06 тыс. км.
На дальние путешествия на машине чаще готовы отважиться мужчины (2,76 vs. 1,66 тыс. км среди женщин), 35-59-летние (35-44 лет - 2,49 тыс. км., 45-59 лет – 2,57 тыс. км) и жители городов с населением 500-950 тыс. человек (3,04 тыс. км). Имеет значение и предшествующий опыт: россияне, которые уже ездили на машине по туристическим местам, в среднем называют более высокие значения в сравнении с теми, кто только декларирует к ним интерес (2,54 vs. 1,97 тыс. км).
Куда путь держим? |
В тройку наиболее предпочтительных туристических направлений вошли Южный, Северо-Западный и Сибирский федеральные округа (29%, 23% и 21% от числа реальных и потенциальных автопутешественников). В частности, чаще всего этим летом опрошенные хотели бы отправиться на автомобиле в Краснодарский край (16%), в Республику Алтай/Алтайский край (14%), в Крым (10%) и в Санкт-Петербург (9%).
Жители Центрального федерального округа чаще других хотели бы отправиться в соседний Северо-Западный федеральный округ (32%), жители Северо-Кавказского ФО – в Южный (38%), а уральцы навестить Сибирь (30%). Наибольшую «оседлость» демонстрируют жители Сибирского и Приволжского федеральных округов, которые чаще других отдали бы предпочтение поездке внутри своего региона (49% и 28% соответственно).
Сегодня мы можем говорить как минимум о двух типах автопутешествий.
Первый тип – «поездка выходного дня», она длится 1-3 дня, это короткий маршрут с небольшим переездом от 100-300 км в одну сторону в пределах своего или соседних регионов. Такого рода путешествия характерны для территорий с высокой плотностью населения, насыщенной инфраструктурой, большим количеством достопримечательностей. И мы видим, что данный тип автотуризма сегодня очень популярен, под него попадёт почти половина от всех совершаемых поездок.
Второй тип – это более продолжительная поездка, больше походящая на настоящее автопутешествие – она может длиться от 4 дней до нескольких недель. Такие поездки предусматривают значительные переезды, доходящие до 3000 км в одну сторону. В них действует принцип – «чем больше дней в путешествии, тем на большее расстояние можно ехать», и совершаются они либо в сильно удалённые регионы, где цель – поехать до места отдыха и там уже проводить бОльшую часть времени (например, из Сибири/ Урала на Юг или в Москву, Санкт-Петербург и, наоборот) или же в своем или соседнем регионе, богатым природными локациями.
Поэтому развитие инфраструктуры и предложение для автотуристов необходимо выстраивать с учетом разных типов туристов. В зависимости от базовых параметров – времени, которым они располагают в поездке, расстояния и маршрута, по которым планируется путешествие, а также связанными с этими параметрами потребностями и ожиданиями от автопутешествий.