Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Общество
Фото: из личного архива эксперта

Вечно молодой: почему россияне не ощущают себя на свой возраст?

Согласно исследованию ВЦИОМ, россияне скорее ощущают себя младше своего фактического возраста: 35% относят себя к молодежи, 41% — к гражданам средних лет. Среди когорты 60+ треть считает себя представителем старшего поколения, а к пожилым себя относят вдвое меньше (18%, −9 п.п. с 2012 г.). Тем временем каждый второй 35-44-летний причисляет себя к молодежи (51%). С чем связана эта тенденция и почему россияне после 35 лет склонны занижать свой биологический возраст — в комментарии Марии Ионцевой, доктора психологических наук, профессора кафедры социологии, психологии управления и истории Государственного университета управления (ГУУ).

Анализируя результаты исследования ВЦИОМ по несоответствию психологического и физиологического возраста, можно назвать несколько причин этой тенденции. Первая — это инфантилизм респондентов в возрасте от 35 до 44 лет, 51% которых отнесли себя к молодежи, хотя по возрастным характеристикам они таковыми не являются. Инфантилизм — это в данном случае желание всегда быть ребенком, нежелание брать на себя ответственность: например, заводить семью и детей. Представители данного возрастного коридора были детьми в 90-е годы. Их родители, сами рано став взрослыми в связи с непростой ситуацией в стране в те годы, воспитывали своих чад по возможности в атмосфере гипертрофированного детства. Многие представители этого поколения до сих пор предпочитают одежду с мультипликационными персонажами, развлекаются молодежным и даже подростковым образом, любят кататься на самокатах и склонны к видам спорта, связанным с высоким уровнем опасности, что обычно не делают взрослые люди, несущие ответственность за детей. Это поколение много путешествует, потому что не мешают дети, они не любят готовить, потому что готовят только мамы и бабушки. Надо отметить, что инфантилизм наиболее развит у представителей городского населения с высшим образованием.

Объяснимо и то, почему представители возрастной категории 60+ не относят себя к пожилым людям. Это как раз те самые мамы и папы, которые воспитали инфантильное поколение. Как я уже сказала, им рано пришлось стать взрослыми, и теперь, когда появилось больше возможностей, наконец есть время для себя, им хочется другой жизни — снова стать молодыми. От этого — молодежные прически, молодежная одежда, молодежное поведение и даже сленг.

Но если говорить не только о России, последние 20 лет практически во всем мире наблюдается тенденция к увеличению молодежного периода жизни. Во многом это связано с тем, что в западных странах значительно увеличился пенсионный возраст и достиг 70 лет. В России пока еще женщины работают до 60 лет, мужчины — до 65 лет, но тенденция проявляет себя и у нас. А если ты не пенсионер, если ты работаешь, у тебя все те же обязанности, что и у поколения моложе тебя, — психологически ты не можешь считать себя пожилым. Поэтому социологам необходимо серьезно пересматривать возрастную градацию, к чему в настоящее время и пришла Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07