Тема инклюзивного обучения в школах часто вызывает полыхающие пожары дискуссии: одни считают, что совместное обучение нормотипичных и особенных детей — современно, правильно и полезно для всех участников процесса, другие уверены, что это неэффективно для самих учеников ОВЗ и создает большую нагрузку на школу. Вместе с тем россияне, по данным ВЦИОМ, становятся все более лояльны к идее инклюзии. В 2021 году за совместное обучение нормотипичных детей и учеников с особыми образовательными потребностями выступало 66% опрошенных родителей. В 2023 году — уже 74%. Как должно быть организовано инклюзивное обучение в школах, чтобы соседство особенностей пошло на пользу всем участником процесса — в комментарии руководителя Центра специального и инклюзивного образования издательства «Просвещение», сурдопедагога и логопеда Сергея Сацевича.
Обучение совместное, подходы — разные
Без сомнений, российское общество постепенно становится более добрым и принимающим — и это понятно даже на примере темы инклюзивного образования. За совместное обучение нормотипичных и особенных детей выступает все больше наших сограждан. Полагаю, людьми движут и соображения гуманности, и педагогические мотивы: современные родители хотят, чтобы их дети росли толерантными, принимающими, имели гибкие и широкие взгляды на жизнь. Которая, как многим известно, намного шире наших представлений о ней!
Вместе с тем проблема качества инклюзивного обучения остается актуальной. В учебном процессе — и с технологической, и с организационной точки зрения — необходимо учитывать особые образовательные потребности разных детей: глухих, с нарушениями речевого развития, с расстройствами аутистического спектра.
Очень важно, чтобы у учителей была хорошая профессиональная подготовка в области коррекционной педагогики. Иначе они просто не будут понимать, как работать с конкретным школьником, а особенности поведения, характерные для детей с ОВЗ, будут вводить в ступор и педагога, и других детей в классе. Нивелировать влияние этих особенностей позволит применение специальных техник, которым можно научиться в рамках курса коррекционной педагогики.
Не менее важно и материально-техническое оснащение — в школе должны быть учебная литература и специальные помещения, которые отвечают особенностям ребенка с ОВЗ. Например, детям с нарушениями слуха необходима специальная работа по формированию грамматического строя речи, лексической базы, формированию и коррекции произносительной стороны речи, развитию слухового восприятия. А это возможно только при использовании специальных учебников.
Мы как издательство работаем над тем, чтобы каждый ребенок мог воспринять информацию из учебников. Например, у нас есть электронные издания для слепых и слабовидящих детей, которые можно прочитать с помощью дисплея Брайля. Недавно мы впервые выпустили учебники по ИЗО и музыке для детей с ментальными нарушениями.
Специальные учебники отличаются от массовых не только формой подачи материала, но и концепцией. Так, упомянутые издания по ИЗО учат детей взаимодействовать с миром.
В заданиях мы предлагаем обратить на что-то внимание, понаблюдать, попробовать сделать по образцу. Мы рассказываем о произведениях искусства, учим ходить в музей и замечать красоту осеннего парка, заката или морской волны. Благодаря этому ребенок с ментальными нарушениями может не просто освоить материал, а получить удовольствие. Это и есть социализация.
Не сегрегация, а бережное включение в мир
Право решать, в какой школе будет учиться ребенок — общеобразовательной или специальной, — остается за родителями.
Важно понимать, что обучение в отдельной школе (так называемой специальной) не дискриминирует ребенка. Иначе по такой логике можно наклеить ярлык и на тех, кто учится в физико-математической школе или в школе с углубленным изучением языков. Просто дети из специальных школ иначе одарены, и все. Зато с ними работают педагоги-дефектологи, которые понимают их проблемы, потребности и особенности развития. Там есть необходимые материально-технические условия. Например, детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата нужны мощные пандусы, лифты, бассейн, специальные тренажеры и многое другое. Они имеют право учиться в комфорте.
Подчеркну: специальная школа или коррекционный класс отнюдь не перекрывает ребенку дорогу в жизнь! Напротив. Среди моих слабослышащих выпускников большинство смогло реализоваться в профессии (в том числе получив высшее профессиональное образование), в хобби, есть даже победители Сурдлимпийских игр. Ежегодный чемпионат профессионального мастерства для людей с ОВЗ «Абилимпикс» показывает, что люди с разными нарушениями здоровья могут достигать высот в сложных и требующих отточенных навыков областях — от слесарного дела до IT.
Выбирая школу для ребенка с особенными потребностями, важно исходить из контекста и ситуации в конкретном учебном заведении. Если в обычном учебном заведении есть педагоги-дефектологи, логопеды, медики, специальная учебно-методическая литература и необходимое оснащение, вероятно, ребенку там будет комфортно. Если у родителей нет возможности найти подобную школу, то бояться специальных учреждений не нужно: они призваны не сегрегировать, а бережно и поэтапно включать ребенка во взрослый мир.
Истинное принятие
Совместное обучение в массовой школе не стоит воспринимать как единственный вариант взаимодействия нормотипичных учеников и детей с особенными потребностями.
Важно налаживать сотрудничество общеобразовательных и специальных учебных заведений. Когда я работал в школе для слабослышащих, мы возили детей в летние трудовые отряды и водили в походы вместе с учениками из обычных школ, наблюдали, как они взаимодействуют. Праздники, викторины и другие активности — это удобный формат, который позволяет разным детям научиться находить общий язык и принимать друг друга.
Расскажу историю. Один из моих слабослышащих выпускников женился на слышащей девушке — будущем сурдопедагоге. Поскольку она была хорошо знакома с особенностями слабослышащих людей, для нее это не было ни проблемой, ни дефектом, она воспринимала ситуацию правильно. Это и есть истинная толерантность и принятие.