Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Красильников Станислав/ИТАР-ТАСС
Социальная ответственность

Инклюзивное образование: перспективны, барьеры и социальные эффекты

Родители российских школьников скорее видят пользу инклюзивного образования для своих детей. Социализация, эмпатия и толерантность — главные эффекты совместного обучения.
Фото:
Коротко о главном
  • 5 из 10 родителей школьников полагают, что школа его ребенка недостаточно подготовлена для обучения детей с особенностями здоровья (50%).
  • Родители школьников считают, что комфортность процесса обучения детей с особенностями здоровья в обычной школе в первую очередь зависит от учителей и одноклассников (по 54%).
  • 65% россиян считают нужным создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ и детей без ограничений здоровья.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 5 из 10 родителей школьников полагают, что школа его ребенка недостаточно подготовлена для обучения детей с особенностями здоровья (50%).
  • Родители школьников считают, что комфортность процесса обучения детей с особенностями здоровья в обычной школе в первую очередь зависит от учителей и одноклассников (по 54%).
  • 65% россиян считают нужным создание условий для совместного обучения детей с ОВЗ и детей без ограничений здоровья.

МОСКВА, 10 октября 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты pro-bono-исследования об отношении россиян к инклюзивному образованию. Опрос проведен в рамках pro-bono-проекта* совместно с Всероссийской организацией родителей детей-инвалидов (ВОРДИ).

Общество равных возможностей

10 октября отмечается Всемирный день инклюзивности. Несмотря на молодость, праздник уже успел обрести значимость для всех, кого волнует создание равных возможностей для людей с физическими, ментальными и другими особенностями. Развитие принципа инклюзии одинаково ценно во всех сферах жизни, включая общее образование — именно на этапе его получения дети с особыми потребностями получают первый опыт социальной интеграции.

Инклюзивное школьное образование в той или иной степени затрагивает каждого четвертого россиянина: дети школьного возраста есть у 25% наших сограждан. Большинство опрошенных родителей школьников ответили, что их чадо учится в общеобразовательной школе (81%), в том числе 8% — в школе с углубленным изучением предметов, еще 15% — в гимназии/лицее.

Каждый второй родитель не владеет информацией о том, есть ли среди учеников школы, которую посещает его ребенок, дети с ограничениями здоровья (48%). По словам каждого третьего, такие дети в школе есть (33%), в том числе каждый десятый отметил, что их ребенок учится с ними в одном классе (10%). Только 17% смогли уверенно ответить, что детей с ограничениями здоровья в их школе нет.

Безбарьерная среда в школах: оценка родителей

Доступная среда — одно из важнейших условий соблюдения принципа инклюзии в системе образования. В ходе опроса 44% родителей заявили о наличии пандусов в школе, где учится их ребенок, 38% — о наличии специалистов (логопеды, дефектологи, психологи) для детей с ОВЗ. О том, что выбранная школа оборудована туалетными комнатами для детей с инвалидностью, тактильной плиткой для слабовидящих и подъемниками для коляски, опрошенные говорили почти в три раза реже (14%, 13%, 13% соответственно). Не исключено, что причина этому — слабая заметность данных атрибутов для стороннего наблюдателя. Еще 9% отметили наличие в школах своих детей тьюторов для учащихся с особыми образовательными потребностями и только 5% — учебников / учебных пособий для таких детей. Об отсутствии всего вышеперечисленного заявили четверть родителей школьников (24%), еще 14% не смогли дать содержательный ответ.

Родители, чьи дети учатся в классе/школе с детьми с ОВЗ, чаще других заявляют о наличии всех вышеупомянутых условий для инклюзивного обучения. В частности, речь идет о пандусах (56% vs. 44% среди всех опрошенных родителей школьников), оборудованных туалетных комнатах (28% vs. 14%), а также специалистах — логопедах, дефектологах, психологах (59% vs. 38%).

По оценкам самих родителей, школа их детей недостаточно подготовлена для обучения ребят с ОВЗ — в ходе опроса такое мнение выразил каждый второй (50%). Обратной точки зрения («скорее и определенно достаточно») придерживается 31%. Не смог оценить готовность школы к включенному обучению / затруднился с ответом каждый пятый родитель (19%).

Мнения родителей, чьи дети учатся в одном классе/школе со сверстниками с ОВЗ, разделились практически поровну: 39% назвали подготовленность своей школы к инклюзивному образованию достаточной, 41% — нет.

 

Не пандусами едиными

Организация включенного обучения не ограничивается материально-техническим оснащением образовательных учреждений. Не менее важный аспект в этом вопросе — психологически безопасная среда, атмосфера уважения и взаимопонимания, в которой каждый ребенок смог бы получать новые знания в соответствии со своими потребностями и способностями. По мнению родителей школьников, комфортность учебного процесса в обычной школе для ребенка с ОВЗ зависит скорее от его окружения, нежели него самого. В первую очередь опрошенные возлагают ответственность за комфорт на учителей и одноклассников таких детей (по 54%), по 23% — на администрацию школы и родителей одноклассников, и только 15% — на самого ребенка с особенностями здоровья.

Совместное обучение: польза или вред?

Считается, что инклюзивное образование несет обоюдную пользу. Так, например, оно способствует интеграции в общество детей с особенностями здоровья, а в случае с их нейротипичными сверстниками — воспитанию толерантности и уважения к другим. Согласно результатам опроса, родители российских школьников скорее приветствуют совместное обучение детей с ОВЗ и детей без ограничений. Три четверти опрошенных в той или иной степени считают такую практику полезной для своего ребенка (74%), в том числе каждый третий заявил об этом с полной уверенностью («определенно полезно» — 32%). Лояльнее в этом вопросе оказались родители, чьи дети уже учатся с ребятами с ОВЗ в одном классе/школе (77% vs. 65% без такого опыта). То есть вывод о пользе подобной формы обучения фактически сделан родителями на основе личного опыта своих детей.

Обратной точки зрения придерживаются еще 14% («определенно и скорее не полезно»), а у каждого восьмого данный вопрос вызвал затруднения (12%).

Социализация, эмпатия и толерантность

Две трети россиян считают нужным создание условий для совместного школьного обучения детей с ОВЗ и их нейротипичных сверстников (65%). Не видят в этом нужды 24% наших сограждан, затруднился с ответом каждый девятый (11%).

Мнение россиян о необходимости развивать инклюзивное образование в школах обусловлено возрастом, опытом родительства и уровнем достатка семьи.

  • Уровень поддержки инклюзивного образования выше среди родителей несовершеннолетних детей (75% vs. 60% среди тех, у кого их нет), граждан в возрасте 35–44 лет (75% vs. 52–67% в других возрастных группах), оценивающих свое материальное положение как среднее (65%) и хорошее (68%).
  • Молодежь 18–24 лет, россияне, не имеющие детей младше 18 лет и недовольные своим материальным положением, напротив, чаще выступают против создания условий для совместного обучения детей с ОВЗ и детей без ограничений (41%, 28% и 32% соответственно). Скептическое отношение недавних выпускников школ — молодежи 18–24 лет может объясняться чуть большей погруженностью в тему, а возможно — наличием отрицательного опыта инклюзивного обучения или иными возрастными особенностями.

В ответах россиян на вопрос о главных эффектах совместного обучения детей с ОВЗ и детей без ограничений преобладает позитив. В целом полученные ответы можно разделить на три группы в зависимости от того, на кого именно направлено влияние:

  1. Эффекты для детей без ограничений здоровья («развитие эмпатии, взаимопонимания» — 21%, «толерантность / понимание, что люди разные / уважение к другим» — 12%).
  2. Эффекты для детей с особыми потребностями («нормализация инвалидности / не будут чувствовать себя обделенными» — 7%, «буллинг/издевательства» — 6%, «повышение планки для детей с особенностями / будут лучше развиваться, учиться» — 3%).
  3. Обоюдный эффект («социализация/адаптация/общение» — 23%, «взаимопомощь/забота/поддержка» — 9%, «равенство / все равны» — 8%, «общее развитие / опыт» — 4%, «негативное влияние на учебный процесс» — 2%).

Встречались и россияне, выступающие против совместного обучения (5%), а также те, кто указывал на отрицательные и положительные эффекты без уточнения (4% и 3% соответственно). Не смог дать содержательный ответ каждый пятый опрошенный (20%), а в группе активных телезрителей — каждый третий (33%).

* Проект реализован в рамках премии ВЦИОМ «Серебряный спутник» для победителя 2022 года — ГК «Просвещение».

1 октября 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 1 октября 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,8029; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0195; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1113. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Скажите, есть ли у Вас ребенок/дети в возрасте до 18 лет? Если есть, то где они учатся?

(Закрытый вопрос, любое число ответов, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Дети еще не учатся в образовательном заведении из-за маленького возраста

4

Детский сад

9

Школа

25

Колледж, техникум/вуз

6

Находятся на домашнем обучении

0

Нет детей до 18 лет

64

Другое

1

Затрудняюсь ответить, отказ от ответа

0

Дальше будут вопросы о школе. В ответах прошу Вас говорить о ребенке, который учится в … Если у вас несколько детей, которые учатся в этом звене школы, говорите, пожалуйста, только о младшем из них.

(Технический вопрос, в % от родителей школьников, отбор проведен случайно по полученным ответам)

 

В % от родителей школьников

В начальной школе (1–4 класс)

40

Средней школе (5–9 классы)

51

Старшей школе (10–11 классы)

9

Уточните, пожалуйста, в школе какого типа учится Ваш ребенок?

(Закрытый вопрос, один ответ, в % от родителей школьников)

 

В % от родителей школьников

Общеобразовательная

73

Гимназия/лицей

15

Общеобразовательная школа с глубоким изучением ряда предметов

8

Специальная (коррекционная)

2

Другая (укажите)

2

Затрудняюсь ответить, отказ от ответа

0

Некоторые дети имеют особенности здоровья — физические, интеллектуальные или психические, которые отличают их от большинства детей, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, слуха, зрения, речи. Скажите, в школе, где учится Ваш ребенок, обучаются или не обучаются дети с особенностями здоровья?

(Закрытый вопрос, один ответ, в % от родителей школьников)

 

В % от родителей школьников

Да, такие дети есть в классе моего ребенка

10

Да, такие дети есть в школе, но с моим ребенком не учатся

23

Может и есть, но мне об этом неизвестно

48

Таких детей нет

17

Вопрос не задавался, ребенок учится в коррекционной школе

2

Что из перечисленного есть в школе, где учится Ваш ребенок? Я зачитаю варианты, и, если это есть, говорите.

(Закрытый вопрос, любое число ответов, в % от родителей школьников)

 

В % от родителей школьников

Пандусы

44

Специалисты (логопеды, дефектологи, психологи) для детей с инвалидностью

38

Оборудованные туалетные комнаты для детей с инвалидностью

14

Тактильная плитка для слабовидящих

13

Подъемники для коляски

13

Тьюторы (сопровождающие детей с инвалидностью в школе)

9

Учебники и учебные пособия для детей с инвалидностью

5

Ничего из перечисленного нет

24

Не знаю, затрудняюсь ответить

14

По Вашей оценке, школа, где учится Ваш ребенок, достаточно или недостаточно подготовлена для обучения детей с особенностями здоровья?

(Закрытый вопрос, один ответ, в % от родителей школьников)

 

В % от родителей школьников

Определенно достаточно

12

Скорее достаточно

19

Скорее недостаточно

27

Определенно недостаточно

23

Не могу оценить, затрудняюсь ответить

19

Как Вам кажется, от кого или от чего больше всего зависит то, насколько ребенку с особенностями здоровья будет комфортно учиться в обычной школе?

(Закрытый вопрос, до двух ответов, в % от родителей школьников)

 

В % от родителей школьников

От учителей

54

От одноклассников

54

От администрации школы

23

От родителей одноклассников

23

От самого ребенка

15

Другое

4

Затрудняюсь ответить

5

Как Вам кажется, обучение в классе, где дети с особенностями здоровья и дети без особенностей здоровья учатся вместе, полезно для Вашего ребенка или нет?

(Формулировка предлагалась, если ребенок респондента учится в общеобразовательной школе, помимо коррекционной, в одном классе с детьми с особенностями здоровья)

Согласно закону об образовании, дети с особенностями здоровья могут учиться в общеобразовательных школах в одном классе вместе с детьми, у которых нет инвалидности. Как Вам кажется, если бы Ваш ребенок учился в таком классе, где дети с особенностями здоровья и дети без особенностей здоровья учатся вместе, это было бы полезно для Вашего ребенка или нет?

 (Формулировка предлагалась, если ребенок респондента учится в общеобразовательной школе (кроме коррекционной), и в его классе не учатся дети с особенностями здоровья, либо если ребенок учится в коррекционной школе)

(Закрытые вопросы, один ответ, в % в целом по группе родителей школьников)

 

В % от родителей школьников

Определенно полезно

32

Скорее полезно

42

Скорее не полезно

5

Определенно не полезно

9

Затрудняюсь ответить

12

Как Вам кажется, в школах нужно или не нужно создавать условия для совместного обучения, чтобы дети с особенностями здоровья могли учиться вместе с детьми, у которых нет особенностей здоровья?

(Закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18–24 года

25–34 года

35–44 года

45–59 лет

60 лет и старше

Определенно нужно

30

29

32

27

34

35

29

27

Скорее нужно

35

34

35

25

33

40

35

34

Скорее не нужно

14

14

14

25

15

10

14

13

Определенно не нужно

10

12

9

16

12

7

11

9

Затрудняюсь ответить

11

11

10

7

6

8

11

17

А как Вы считаете, в чем главные эффекты от совместного обучения детей с особенностями здоровья и детей без особенностей здоровья?

(Открытый вопрос, любое число ответов, в % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и более)

 

Все опрошенные

Социализация/адаптация/общение

23

Развитие эмпатии, взаимопонимания

21

Толерантность / понимание, что люди разные / уважение к другим

12

Взаимопомощь /забота /поддержка

9

Равенство / все равны

8

Нормализация инвалидности / не будут чувствовать себя обделенными

7

Буллинг/издевательства

6

Против совместного обучения / не должны учиться вместе/ нужен отдельный подход

5

Общее развитие / опыт

4

Отрицательные эффекты

4

Повышение планки для детей с особенностями / будут лучше развиваться, учиться

3

Положительные эффекты

3

Негативное влияние на учебный процесс

2

Нет видимого эффекта

2

Другое

2

Затрудняюсь ответить

20

Михаил Кожевников
Президент по стратегическому развитию группы компаний «Просвещение»

«Очень важно начинать с просвещения наших граждан, информирования о том, что среди нас действительно много детей с особенными образовательными потребностями, им нужны специальные условия, им нужна та атмосфера, в которой они будут себя чувствовать максимально комфортно. Группа компаний «Просвещение» уже много лет занимается созданием, развитием и продвижением контента, который позволяет детям с особенностями здоровья заниматься по специализированным учебникам и иметь возможность учиться с остальными детьми, тем самым воспитывая толерантность и вовлеченность. Показав детям в школе важность и возможность совместного обучения и развития, мы получаем мотивированных взрослых, активных на рынке труда»


10 октября 2023
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07