Аналитический обзор
Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Общество

Инклюзивное образование в России: отношение, проблемы, перспективы

Две трети россиян поддерживают совместное обучение детей с особенностями и детей без особенностей, но более половины опасаются риска возрастания конфликтов, агрессии и насмешек.
Фото:
Коротко о главном
  • 59% россиян не слышали термин «инклюзивное образование»
  • 66% в той или иной степени положительно относятся к совместному обучению детей
  • У 63% родителей школьников и 65% родителей детсадовцев дети обучаются совместно с детьми с особенностями
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • 59% россиян не слышали термин «инклюзивное образование»
  • 66% в той или иной степени положительно относятся к совместному обучению детей
  • У 63% родителей школьников и 65% родителей детсадовцев дети обучаются совместно с детьми с особенностями

30 августа 2021 г. Ниже приведены результаты первого в России совместного всероссийского исследования ВЦИОМ, Фонда «Обнаженные сердца» и Ассоциации «Аутизм-Регионы», посвященного информированности россиян об инклюзивном образовании и отношении к нему.

Совместное исследование ВЦИОМ, Фонда «Обнаженные сердца» и Ассоциации «Аутизм-Регионы» приурочено к началу нового учебного года.

Уровень информированности о термине «инклюзивное образование» 

Информированность о термине «инклюзивное образование» низкая: 59% россиян впервые услышали термин от интервьюера ВЦИОМ, а еще 16% затруднились ответить. Каждый четвертый слышал про инклюзивное образование (25%), но только каждый десятый (11%) смог дать верный ответ: инклюзивное образование — совместное обучение здоровых детей и детей с особенностями развития.

Две трети россиян (66%) положительно относятся к совместному обучению детей с особенностями развития с детьми без особенностей. Об отрицательном отношении заявили 16% респондентов, 13% относятся нейтрально.

Больше позитивных оценок среди молодежи от 18 до 24 лет (81%), меньше — среди людей старшего возраста — от 60 лет (57%).

Опыт инклюзивного образования

Более двух третей родителей школьников и детсадовцев имеют опыт инклюзивного образования (63% и 65% соответственно). В обоих случаях дети у 27% родителей как школьников, так и детсадовцев не обучаются совместно с детьми с особенностями развития.

Родители, чьи дети обучаются совместно с детьми с особенностями развития, чаще сообщали о положительном опыте: три четверти родителей школьников и детсадовцев (74% и 73% соответственно) положительно относятся инклюзивному образованию, негативные оценки дали 8% и 9% родителей соответственно.

Плюсы и минусы инклюзивного образования

Преимуществами совместного обучения, по мнению россиян, являются социализация/толерантность и позитивная среда в коллективе (62%), равенство возможностей в получении образования (14%), хорошее развитие и обучаемость детей (11%).

Основными недостатками инклюзивного образования опрошенные считают проблемы у детей с особенностями развития (34%) — как психологические (27%), так и риск отставания в обучении из-за сложности программ (7%). Еще 17% заявили о неготовности родителей, школы и учителей принять детей с особенностями развития. Ответы каждого десятого (12%) респондента касались общего уровня снижения образования.

Установки по поводу инклюзивного образования

Большинство россиян согласны с мнением, что инклюзивное образование помогает детям лучше понимать друг друга (80%). Точку зрения о том, что учитель, освоивший методики обучения ребенка с особенностями развития, быстрее найдет подход к обычным ученикам, разделяют 72% опрошенных.

Непопулярно среди россиян суждение о снижении уровня образования при совместном обучении (61% не поддерживают эту точку зрения vs 31% согласных).

Не столь однозначны ответы респондентов относительно возрастания риска конфликтов и агрессии при совместном обучении (57% согласны с данным суждением vs 34% не согласны).

Наталья Водянова
основатель Фонда «Обнаженные сердца»

«Несмотря на то, что в России уже восемь лет есть закон об образовании, который гарантирует всем детям, вне зависимости от уровня их способностей или существующих диагнозов, возможность учиться в школе, сам термин “инклюзивное образование” остается малоизвестным для большинства. Это связано с тем, что во многих школах и детских садах на практике инклюзии пока нет. При этом количество детей с особыми потребностями, которым необходима возможность пойти в обычную школу, где рядом учатся типично развивающиеся сверстники, — весьма значительно. Например, по оценкам Минздрава, только детей с аутизмом в России свыше 300 000 человек».


26 сентября 2021

14 августа 2021 г.Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.

Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

Скажите, Вы знаете или слышите сейчас впервые термин «инклюзивное образование»? Если знаете, то опишите коротко что это такое

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужчины

Женщины

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Совместное обучение здоровых детей и с особенностями развития / равные возможности для всех детей

11

5

16

8

13

13

13

7

Образование для детей с особенностями развития / специальная методика

5

3

6

12

6

3

5

2

Индивидуальное образование / индивидуальный подход к каждому ребенку

4

4

3

5

3

2

6

3

Слышу впервые

59

65

54

63

61

59

57

59

Другое

5

4

4

3

3

4

3

3

Затрудняюсь ответить

16

19

17

9

14

18

15

25

Сегодня в России стараются развивать инклюзивное образование, то есть совместное обучение детей с особенностями развития с детьми без особенностей. Как Вы относитесь к такому совместному обучению в школе?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Положительно

47

Скорее положительно

19

Нейтрально

13

Скорее отрицательно

6

Отрицательно

10

Затрудняюсь ответить

5

На Ваш взгляд, какие есть плюсы у совместного/инклюзивного обучения в школе?

(открытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Социализация, толерантность и позитивная среда в коллективе

62

Равенство возможностей в получении образования для детей с особенностями развития

14

Хорошее развитие и обучаемость всех детей

11

Другое

7

Никаких

10

Затрудняюсь ответить

23

На Ваш взгляд, какие есть минусы у совместного/инклюзивного обучения в школе?

(открытый вопрос, до трех ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Детям с особенностями развития будет психологически тяжело

27

Отставание детей с особенностями развития в силу сложной для них программы

7

Родители детей без особенностей развития не готовы принимать детей с особенностями

5

Преподаватели и школы не готовы к обучению детей с особенностями развития

12

Упадет уровень образования у детей без особенностей развития

9

Упадет уровень дисциплины

3

Другое

4

Нет минусов

17

Затрудняюсь ответить

29

Насколько Вам известно, в школе, где учится Ваш ребенок, совместно обучаются или не обучаются дети с особенностями и дети без особенностей развития? Если да, то как Вы к относитесь к совместному обучению — положительно, нейтрально или отрицательно?

(закрытый вопрос, один ответ по строке, % от родителей, чьи дети ходят в детский сад, пересчитано без ответа «затрудняюсь ответить»)

 

% от родителей детсадовцев

Положительно

73

Нейтрально

18

Отрицательно

9

Насколько Вам известно, в школе, где учится Ваш ребенок, совместно обучаются или не обучаются дети с особенностями и дети без особенностей развития? Если да, то как Вы к относитесь к совместному обучению— положительно, нейтрально или отрицательно?

(закрытый вопрос, один ответ по строке, % от родителей школьников, пересчитано без ответа «затрудняюсь ответить»)

 

% от родителей школьников

Положительно

74

Нейтрально

18

Отрицательно

8

Есть разные мнения по поводу инклюзивного образования — кто-то видит в этом подходе больше плюсов, кто-то больше минусов. Сейчас я зачитаю суждения об инклюзивном образовании. Скажите, Вы скорее согласны или скорее не согласны со следующими суждениями об инклюзивном образовании?

(закрытый вопрос, один ответ по строке, % от всех опрошенных)

 

Скорее согласен

Скорее не согласен

Затрудняюсь ответить

Учитель, который освоил методики обучения ребенка с особенностями развития, быстрее и эффективнее найдет подход к обычным ученикам

72

19

9

Инклюзивное образование помогает детям лучше понимать друг друга

80

13

7

При совместном обучении у обычных детей снизится качество знаний

31

61

8

При совместном обучении возрастает риск конфликтов, агрессии, травли

57

34

9

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07