Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Наука
Фото: Сергей Котенев/Создано ИИ/ТАСС

Смыслообразующая миссия: какое будущее ждет социологию

Понять общество, чтобы сделать его жизнь лучше, — для выполнения основной задачи социологии необходимо не только доверие россиян, но и понимание места социолога в текущем общественно-политическом процессе. Какую социологию возьмут с собой в будущее, рассуждали эксперты ВЦИОМ в ходе дискуссии «Публичная социология в мире информационной перегрузки».

Социология в глазах россиян: есть доверие, но не хватает понимания

В глазах большинства россиян работа социолога тождественна проведению опросов. Как отмечают эксперты, именно опросные службы оказались на переднем крае взаимодействия науки об обществе и самого общества.  Нужны ли опросы населения самим людям, насколько россияне склонны им доверять? Впервые ВЦИОМ спросил об этом 19 лет назад.

«За это время накопились данные для определения динамики. Максимум одобрения опросов был зафиксирован в 2022 году: тогда 91% опрошенных полагали, что опросы нужны. Сегодня позитива стало чуть меньше, но он по-прежнему решительным образом преобладает. 83% считают опросы важными, и только 12% утверждают, что такие исследования не нужны. Эта часть наших сограждан уверена, что в опросах сегодня правит страх: по их мнению, именно этот фактор мешает говорить правду, высказывать собственное мнение. Это самый частый контраргумент», — пояснил генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров.

Впрочем, в массовом сознании не фиксируется усиление мнения о том, что результаты опросов не отражают действительные мнения граждан. Напротив, ситуация противоположная: в 2021 году такие оценки декларировали 28% россиян, в 2024 — только 23%, — пишет эксперт ВЦИОМ Игорь Гаврилов.

Российским социологам грех жаловаться: в условиях всеобщей «коррозии доверия» отношение граждан к этому общественному институту остается уважительным, констатируют эксперты. Как сообщила управляющий директор ФОМ Лариса Паутова, по данным ФОМ, опросам доверяют более 50% населения. «Если у нас есть вера, убежденность, уверенность в завтрашнем будущем, то существует и доверие», — подчеркивает Паутова.

Основатель агентства «Макушева и партнеры» Мария Макушева сформулировала несколько актуальных вызовов для публичной социологии. Первый вызов — давать аудитории ценное знание, а не только данные, стимулировать размышления об обществе. «Цифры без интерпретаций не добавляют понимания, а только усиливают инфошум», — отмечает эксперт. Второй вызов — доступно рассказать о принципах выборочных исследований. «Реальное понимание принципов статистики у нас заменил саркастический афоризм „Есть ложь, есть наглая ложь, а есть статистика“. Поэтому данные опросов постоянно сталкиваются с проверкой житейским здравым смыслом: не идут ли они вразрез с тем, как думают друзья и ближний круг», — констатирует участница дискуссии. Третий вызов — сохранять независимость и говорить о разногласиях в обществе, не вставая на сторону одного из участников конфликта. Объективные данные особенно важны в ситуации борьбы позиций, которая сопровождает реформы, кризисы. В такие моменты социологическое знание имеет риск попасть в ловушку восприятия, когда данные оцениваются в логике «нашего» и «ненашего». Крайне важно не допустить развития образа социологии как ангажированного инструмента.

По мнению экспертов, само по себе понятие доверия — очень сложная семантическая единица.

Генеральный директор Центра социального проектирования «Платформа» Алексей Фирсов cчитает: образ социологии, ее задач и методик в глазах россиян следует сфокусировать более четко, а доверие не может быть расчетной валютой во взаимоотношениях социологии и общества. «Люди живут в потоке событий, этот поток событий изменчив, пластичен, жизнь пластична, а не укладывается в жесткую картину реальности. Может оказаться, что сама социология не столько описывает реальность, сколько ее создает, формирует своим языком описания. То есть мы, набрасывая на реальность некую материю и категории, ее структурируем для самих себя, а потом спрашиваем, доверяют ли люди этому», — отмечает эксперт. По мнению Фирсова, российское общество должно работать не с повышением доверия к данным, а с реконструкцией самого понятия «социология», осмыслением ее реального влияния на жизнь общества.

Выстраивать объяснительные модели вместе с журналистами

Профессор Высшей школы журналистики и массовых коммуникаций СПбГУ Светлана Бодрунова продолжила тему коммуникации социологии и медиа. По мнению эксперта, чрезвычайно важная сегодня миссия социолога — контекстуализация данных для журналистов. «Журналист, который выстраивает объяснительные модели для общества, нуждается не только в цифрах от социолога, но и в их объяснении. Цифры без контекста не имеют смысла. Смыслообразование, которое происходит в сотрудничестве с источниками данных, — это то, чем журналист должен заниматься едва ли не больше, чем всем остальным, поскольку у нас информационная перегрузка, и необходимо выстраивать контекст, в котором мы живем», — считает Бодрунова.

Впрочем, коллаборации социологии и медиа могут быть выстроены и на более системном уровне. «Мы знаем, что во многих странах есть практика, когда медиа инициируют, заказывают производство исследовательской информации, они получают эксклюзивные права на эти публикации, дальше возникают некие совместные информационные продукты. У нас есть в нашей славной истории Институт общественного мнения при „Комсомольской правде“, который возглавлял Борис Грушин, отец-основатель наших опросных практик. Но это были 60-е годы, период оттепели, и это остается наиболее яркой историей взаимодействия социолога с медиа. Увы, у нас это не получило большого развития», — сказал Сергей Давыдов, старший научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ.

Руководитель телеграм-канала «Опросы и замеры» Алексей Шаравский уверен: многое из того, что сейчас происходит в отрасли, происходило со СМИ, когда появились блоги. Эксперт отмечает несколько важных тенденций. Первая: инструментарий для проведения опросов (с учетом доступности интерактивных сервисов и возможностей голосований в «Телеграм», «ВКонтакте») сейчас доступен практически любому. Вторая: любая большая компания, которая сейчас оказывает онлайн-услуги, имеет свою базу данных и может проводить собственные исследования. «Хедхантинговые компании достаточно регулярно реализуют свои исследования, дейтинговые компании начали это делать, эти показатели будут расти», — констатирует Шаравский. Эксперт считает важными две меры. Первая — создание объединений социологов для выработки и реализации стратегий продвижения социологических данных. Вторая — разработка на базе научных принципов социологических измерений понятной для общества шкалы достоверности. «Она должна быть публичной и понятной всем. При этом ее должно признать большинство серьезных измерителей. Также все исследователи должны сопровождать каждое свое исследование местом на шкале-измерителе. Это позволит в массовом сознании отделять развлекательные опросы в каком-нибудь ТГ-канале от реальных исследований», — считает Шаравский. Кроме того, по мнению эксперта, необходимо уделять повышенное внимание медиасопровождению социологических данных и аналитики в публичном пространстве. «Публицистической аналитики нам сильно не хватает», — резюмировал участник дискуссии.

Социолог будущего

Какова роль социологии в современной политике? По мнению экспертов, без социологических данных российскую политику, особенно в период активных кампаний, ожидает быстрое обезвоживание.  Особенно востребованы сейчас экспресс-методики, отмечает исполнительный директор «Минченко консалтинг» Евгения Стулова. «Хотелось бы больше экспресс-социологии, чтобы у меня в кармашке сидел маленький социолог, который мне будет очень быстро проводить фокус-группы, помогать фиксировать изменения в обществе», — дополнила Стулова.

Впрочем, сценарии будущего социологии, по мнению некоторых экспертов, могут измениться под влиянием его величества искусственного интеллекта: уже сейчас необходимо думать, как привычные методики измерений впишутся в новую цифровую реальность. «Некоторые наши американские коллеги говорят, что социологи, политологи и и много других профессий через 10-15 лет будут уже не просто умирающей, а умершей профессией. В то же время влияние искусственного интеллекта приведет к тому, что будет совершенно другой подход к этого рода исследованиям. Мне кажется, об этом стоит больше говорить. В какой-то мере, конечно, социологи должны переквалифицироваться в социальных психологов. Но такая переквалификация приведет к изменению роли, когда мы будем иметь дело не с людьми, которые исследуют, не с экспертами, не с исследователями, не с учеными, а с теми, кто реально формирует социальную ткань, — жителями страны», — считает директор Центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков.

Социологу будущего важно быть публично активным, резюмируют участники дискуссии. Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов назвал четыре возможных направления такой активности. Первое — это пространство предположений. Вопросы и гипотезы подчас интереснее, чем ответы, считает эксперт. Второе — пространство интерпретаций. «Есть масса недоинтерпретированных тем, таких предположений, есть идеи, которые требуют рефлексии», — поясняет Виноградов.

Третье — это пространство контекстов. «Валерий Федоров, например, много популяризирует книги зарубежных философов, социологов, и это очень интересно, когда это читаешь. Собственно, в разговоре о текущей оценке социологов мы почти не видим апелляции к мировому опыту», — считает эксперт.

Четвертое возможное направление — пространство метафор. «Часто эти цитаты, метафоры говорят нам гораздо больше, чем все столбики цифр», — говорит Виноградов. По мнению эксперта, социологам важно смелее заходить в пространство предположений, интерпретаций, метафор, контекстов и вокруг этого создавать дискуссии, выплески социальной и интеллектуальной энергии: это увеличит доверие к социологии и позволит эффективнее выполнять задачи социального дизайна.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07