Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Экспертиза
Политика
Фото: ВЦИОМ

Счастье социолога: насколько искренни респонденты сегодня?

Расхождения между собственной картиной мира и результатами массовых опросов порождают у некоторых людей сомнения в том, что исследования действительно отражают социальную реальность: так было во все времена, но особенно заострилась тема сегодня, в эпоху глобальных перемен. Какова же ситуация на самом деле и что думают по данному вопросу россияне — в комментарии эксперта Департамента политических исследований ВЦИОМ Игоря Гаврилова.

Типичные суждения критиков: «Кто доверяет власти? Огласите весь список пожалуйста. Лично я не доверяю!!!»; «Кого ж они опрашивают – непонятно»; «Прежде чем сочинять рейтинг — почитайте комментарии в форумах!». Увы, подобные критические оценки исследований (а значит и искренности респондентов в них) характерны не только для интернет-комментаторов, но и для профессиональных журналистов и даже самих социологов.

Проблема искренности респондентов обсуждается едва ли не с момента становления индустрии — 20-30-х годов XX века и отражает более широкий социальный контекст. Здесь интересными представляются два аспекта: вопрос искренности как таковой и влияние текущей социальной обстановки в обществе.

В 30-е годы XX века психолог из Стэнфордского университета США Ричард Лапьер провел эксперимент, состоявший из двух этапов: сначала он путешествовал по США со своими друзьями — молодой супружеской парой китайской национальности. Они посещали рестораны и отели, и лишь в единственном случае из 252 им было отказано в обслуживании. На втором этапе, спустя полгода, Лапьер разослал в те же заведения письма с вопросом, готовы ли они принять гостей китайской национальности. Половина заведений вовсе не ответили на письма, а более чем 90% полученных ответов были уклончивы, и лишь из одного отеля пришло письмо с согласием. Драматичная зеркальность результатов эксперимента была отражена автором в статье «Отношение против действия», постулировавшей разницу между «вербальным» и «актуальным» поведением. Когда участники эксперимента были искренними — когда приминали гостей или когда отвечали на письма?

Согласно теории «спирали молчания» Э. Ноэль-Нойманн, мнения, воспринимаемые как более распространенные, нормативные, высказываются более уверенно, тогда как респонденты, придерживающиеся противоположных оценок, все больше замыкаются и предпочитают их не высказывать. Таким образом закручивается «спираль». Опасаясь оказаться в изоляции, часть респондентов высказывается все реже.

Что же мы видим сегодня в России?

С началом СВО фиксируется эффект «сплочения вокруг флага»: с марта 2022 г. рейтинги доверия основным государственным институтам существенно повысились. Наиболее показателен уровень доверия президенту, выросший с 70 до 80%. На протяжении трех лет показатели остаются стабильными.

При этом с марта 2022 г. также условно стабильны доли респондентов, заявляющих, что не доверяют президенту (порядка 20%), не поддерживающих СВО (порядка 20%), их доля не сокращается. Таким образом, несмотря на введение законодательства о «военных фейках» и т.п., закручивания «спирали молчания» в этот период не наблюдается.

Существенна ли проблема искренности респондентов в текущей ситуации? Если актуальное поведение людей строится в соответствии с социально одобряемыми паттернами, то, что они думают наедине с собой или обсуждают «на кухнях», кажется, имеет мало значения.

Точным представляется размышление А. Левинсона о том, что, если в обстановке общения с интервьюером респондент не решился открыть, что он думает «на самом деле», он не станет это делать в публичной ситуации, где установлены санкции за нарушение определенных норм и границ, и тем более его скрытое мнение не получит выражения в поступках.

Ко Дню социолога в ноябре 2024 года ВЦИОМ провел общероссийское исследование на тему отношения россиян к опросам общественного мнения. Как показали его результаты, две трети россиян (69%) считают, что опросы скорее отражают мнения граждан. Проведение подобных исследований в течение многих лет позволяет говорить о стабильности показателя: с 2009 г. он варьируется в коридоре 64-76%.

Полагают, что опросы скорее не отражают действительные мнения граждан, 23%, за все годы исследований максимальное значение — 30% — фиксировалось в 2019 г. Основная причина недоверия — мнение, что люди неискренни, боятся говорить правду, нечестно отвечают на вопросы, опасаются ответственности. Суммарно эти мотивы называют порядка трети считающих результаты опросов недостоверными.

В массовом сознании не фиксируется усиление мнения о том, что результаты опросов общественного мнения не отражают действительные мнения граждан. Напротив, ситуация противоположная: в 2021 году такие оценки декларировали 28% россиян, в 2024 — только 23%.

Противоречие между вербальным и актуальным поведением нивелируется, новая политическая ситуация определяет новую нормативность, признаваемую подавляющим большинством.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07