Российские школьники одолели первые две учебных недели, кто весело и с энтузиазмом, а кто через силу, с трудом! Кстати, немало труда — в прямом смысле этого слова — стоило многим родителям собрать детей в школу. Из года в год Аналитический центр ВЦИОМ изучает стоимость «ученической корзины», и ясно одно: она дорожает. Впрочем, финансовая линия далеко не единственная в драматургии среднего образования. Чего родители хотят от современной школы, а чего в ней боятся — читайте в аналитике АЦ ВЦИОМ.
Родители оставляют только необходимые траты
52 тысячи рублей составила в этом году средняя сумма покупок к школе, что почти на 8 тыс. руб. больше, чем год назад (или +18%). На первый взгляд такой ежегодный рост кажется довольно значительным, однако доля «школьного чека» в средней зарплате колеблется не так сильно: как правило, такие расходы составляют половину средней зарплаты. И все же данные красноречиво свидетельствуют: жить становится дороже, и учиться в школе (бесплатной российской школе, которая даже предоставляет учебники и различные пособия) — тоже. Из года в год Аналитический центр ВЦИОМ проводит исследования стоимости покупок к учебному году, включающие стоимость формы, одежды и обуви, канцтоваров и других необходимых для учебы вещей. «Канцелярская корзина» — почти такой же красноречивый экономический показатель, как стоимость потребительской корзины или предновогодняя цена продуктов из салата «Оливье».
«Школьная корзина» формируется из одежды, обуви и канцелярии. Эти траты назвали большинство россиян, имеющих в семье школьников.
Структура трат за год претерпела изменения, неизменным остался процент тех, кто покупает к школе новую форму, одежду и обувь — от этих трат уж точно никуда не денешься. Впрочем, процент совершающих покупки по остальным статьям расхода сократился: очевидно, родители так или иначе стараются оптимизировать расходы перед началом учебного года. Впрочем, нельзя исключить, что подход современных родителей к школе становится более утилитарным: с уважением, но без трепета и упоительного шопинга в канцелярском магазине.
Миссия школы
В целом отношение россиян к школе сложно назвать простым: результатами среднего образования удовлетворены не все опрошенные. По итогам исследования Аналитического центра ВЦИОМ в мае текущего года, 41% оценивают уровень подготовки выпускников школ к трудовой деятельности как средний, но при этом влияние хорошей успеваемости в школе на карьеру видится россиянам все менее очевидным.
Требования россиян к школе стали скромнее. Иначе видятся цели школьного образования: на фоне снижения значимости образовательной и воспитательной составляющих больший акцент делается на развитие у школьников критического мышления и ответственности. Кроме того, несмотря на устойчивый запрос на развитие профессиональных компетенций, наблюдается двукратное снижение запроса на формирование у школьников навыков для обеспечения собственного благосостояния.
Кто ответственен за воспитание ребенка
Вселяет надежду, что в глазах россиян актуален позитивный и содержательный образ современной школы — от нее россияне ждут прежде всего воспитания культурных и образованных людей. У школы в глазах россиян сохраняется высокая миссия, и это главное!
Интересно, как на миссию школьного образования смотрят те, кто учит детей зачастую ценой огромных усилий и потерянных нервных клеток — учителя. Соответствующее исследование Аналитический центр ВЦИОМ проводил в 2023 году. По мнению педагогов, для родителей школа нередко служит важным подспорьем в становлении личности своего чада: два года назад эту точку зрения разделяли 89% учителей 5-11 классов. Также 89% опрошенных учителей поддерживают политику защиты традиционных духовно-нравственных ценностей в России.
Таким образом, среди родителей и учителей наблюдается в целом согласованное понимание миссии школы, кроме непосредственно образовательной. Респонденты по обе стороны признают: школа — важное подспорье для молодой личности, растущего человека, несмотря на то что основная нагрузка по воспитанию детей все же лежит на семье. Школа вряд ли когда-нибудь полностью разделит эту задачу с родителями, как это отчасти было в советские времена.
Дети мигрантов в современной школе
Одна из важных черт, необходимых сегодня институту среднего образования, — адаптивность к внешним условиям и вызовам, в том числе миграционным. Миграционная проблема и ее отражение на жизни российских школ — волнительная тема для многих родителей.
В новом выпуске научного журнала «Мониторинг общественного мнения» опубликована статья Е.Р. Ярской-Смирновой и Д.И. Присяжнюк «Эта тема скользкая»: фреймы образовательной инклюзии детей мигрантов в российских печатных СМИ». Авторы исследуют проблемы, связанные с отражением в СМИ мигрантов и сложностей миграции.
Анализ данных позволил авторам выявить четыре конкурирующих между собой фрейма, в рамках которых воспринимается тема детей мигрантов в школе: «Угроза», «Жертва», «Наименьшее из зол», «Права». Получается, в смысловых границах этих штампов и происходит массовое осознание проблемы мигрантов, и выйти из рамок не всегда просто.
Между тем с 1 апреля 2025 года дети иностранцев при поступлении в школу должны сдавать тест на знание русского языка. Как отмечают авторы исследования, такое нововведение может привести к тому, что некоторые из них останутся вне системы образования, а среди взрослых мигрантов будет расти число одиночек, чьи риски социальной дезадаптации выше, чем у семейных, отмечают авторы статьи [1].
Становится очевидно: рано или поздно перед общественностью и властью встанет вызов более глубокого и деликатного погружения в вопрос, более детальной его проработки, с учетом всех противоречивых и этически сложных особенностей.
[1] Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции