МОСКВА, 6 мая 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового исследования об оценке россиянами качества школьной подготовки.
Кого готовит современная школа? |
Школу принято считать одним из важнейших агентов социализации. Она не только вооружает подрастающее поколение знаниями и навыками, но и формирует мировоззрение, гражданскую позицию, прививает духовно-нравственные ценности. Согласно апрельскому исследованию аналитического центра ВЦИОМ, современная школа в представлениях россиян должна в первую очередь готовить культурных, образованных людей, квалифицированных специалистов и критически мыслящих людей, способных брать на себя ответственность. При этом за прошедшую четверть века ожидания от школьного образования ощутимо изменились. Во-первых, требования россиян к школе стали скромнее: сегодня на одного респондента в среднем приходится 2,6 ожиданий, в 2000 г. — 2,9. Во-вторых, иначе видятся цели школьного образования: на фоне снижения значимости образовательной и воспитательной составляющих больший акцент делается на развитие у школьников критического мышления и ответственности. Кроме того, несмотря на устойчивый запрос на развитие профессиональных компетенций, наблюдается двукратное снижение запроса на формирование у школьников навыков для обеспечения собственного благосостояния. По-видимому, ряд задач, которые ранее возлагались на школу, россияне теперь готовы делегировать другим агентам социализации: воспитание и развитие культурного и человеческого капитала — семье, обучение заработку — другим ступеням образования (училищам, колледжам и высшим учебным заведениям).
Более профессионально-ориентированный подход к общему образованию демонстрируют недавние выпускники школ: по мнению зумеров, школа в первую очередь должна готовить квалифицированных специалистов, а не культурных и образованных людей. Этот выбор в целом предсказуем: в обществе наметился тренд[1] на короткие образовательные маршруты, обусловленный желанием молодежи как можно скорее выйти на рынок труда. Соседнее поколение (младшие миллениалы) роль школы в одинаковой степени видит в воспитании культурной, образованной и зрелой личности с развитым критическим мышлением. А вот патриотическому воспитанию и формированию традиционных семейных ценностей в стенах школы они придают меньшее значение. В целом миллениалы (в том числе старшие) более заинтересованы в том, чтобы школа формировала у подрастающего поколения навыки, необходимые для обеспечения своего благосостояния.
Запрос на патриотическое воспитание в школах более выражен у родителей (а также бабушек и дедушек) школьников, нежели у тех, кто пока (или уже) не обременен заботой о подрастающем поколении. Последние, в свою очередь, чаще подчеркивают важность развития критического мышления у детей и навыков самообеспечения. В остальном их ожидания от школьной подготовки совпадают.
Ученью время |
Что касается учебной нагрузки, то среди россиян по-прежнему доминирует мнение, что дети в школах перегружены — так считает чуть меньше половины опрошенных. Около трети называют нагрузку оптимальной, а каждый пятый утверждает, что она недостаточна; при этом о дефиците нагрузки сегодня говорят чуть ли не вдвое чаще, чем 25 лет назад, тогда как умеренные оценки за четверть века изменений не претерпели.
Школьная нагрузка в образовательных учреждениях страны распределена неравномерно. Больше свободного времени, по-видимому, остается у ребят из городов с населением от 500 тыс. до 1 млн человек, в то время как школьникам из других населенных пунктов (включая Москву и Санкт-Петербург) приходится «не так сладко»: их учебная нагрузка, судя по ответам, далека от оптимальной.
На рынок труда рановато? |
Согласно полученным данным, уровень подготовки выпускников школ к будущей профессиональной деятельности оставляет желать лучшего: россияне преимущественно оценивают его как средний и низкий. За последние 15 лет ситуация усугубилась — если в 2010 году в ответах преобладали умеренные оценки, то сегодня их доля сравнялась с негативными.
В недостаточной подготовке старшеклассников одинаково убеждены как родители (включая бабушек и дедушек) школьников, так и бездетные россияне. Более значимый фактор — уровень образования респондента: чем он выше, тем пессимистичнее оценки.
По мере того как усиливается влияние профессионально-квалификационных навыков на карьеру, связь между прилежной учебой в школе и будущими карьерными достижениями становится для россиян все менее очевидной. Расчетный индекс влияния школьной успеваемости на карьеру** сегодня составляет 71 п. из 100 возможных, уступая показателям 20- и 25-летней давности на 6 и 4 п. соответственно. В том, что хорошая успеваемость в школе конвертируется в карьерный рост, чаще убеждены россияне, воспитывающие детей-школьников (77 п. против 65 п. среди бездетных): они, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы инвестиции в образование их чад окупились.
Представленные данные также демонстрируют поколенческие различия в оценке влияния школьной успеваемости на будущую карьеру: чем старше респондент, тем сильнее ощущается связь между оценками в школе и профессиональными достижениями в будущем. Вероятно, старшие поколения хорошо помнят существовавшую в СССР систему подготовки кадров на базе учебно-производственных комбинатов (УПК), позволившую тысячам старшеклассников получить базовые навыки и квалификацию по востребованным специальностям (токарь, швея, секретарь-машинист и др.), не отходя от школьной скамьи. Сегодня связь между общим образованием и карьерными перспективами значительно ослабла, что находит отражение в ответах молодых людей.
** Индекс влияния школьной успеваемости на карьеру показывает, насколько сильным россияне ощущают влияние хорошей учебы в школе на будущую карьеру. Индекс принимает значение от 0 до 100 пунктов, чем выше значение индекса, тем сильнее ощущаемое влияние успеваемости на карьеру. Ответу «имеет существенное значение» присвоен коэффициент 1; ответу «имеет некоторое значение» коэффициент 0,5; ответу «не имеет существенного значения» коэффициент 0,1; ответу «не имеет никакого значения» коэффициент 0.
Автор: Людмила Богомазова
[1] См. подробнее: Экспертно-аналитический доклад ВЦИОМ «Трудоустройство молодежи в современной России: возможности, проблемы, решения»: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/poisk-raboty-vo-vremja-deficita-kadrov.