Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Артем Геодакян/ТАСС
Образование

Учат в школе: вчера и сегодня

Сегодняшние родители реже, чем раньше, усматривают связь между успеваемостью школьников и их будущей карьерой. В этой связи от школы все чаще ждут воспитания не столько знающих, сколько критически мыслящих людей, способных брать на себя ответственность за собственную жизнь.
Фото:
Коротко о главном
  • От современной школы россияне ждут прежде всего воспитания культурных и образованных людей (45%, −22 п.п. с 2000 г.).
  • 41% оценивают уровень подготовки выпускников школ к трудовой деятельности как средний (−8 п.п. с 2010 г.), 40% — как низкий (+10 п.п.), 9% — как высокий (+3 п.п.).
  • Влияние хорошей успеваемости в школе на карьеру видится россиянам все менее очевидным.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • От современной школы россияне ждут прежде всего воспитания культурных и образованных людей (45%, −22 п.п. с 2000 г.).
  • 41% оценивают уровень подготовки выпускников школ к трудовой деятельности как средний (−8 п.п. с 2010 г.), 40% — как низкий (+10 п.п.), 9% — как высокий (+3 п.п.).
  • Влияние хорошей успеваемости в школе на карьеру видится россиянам все менее очевидным.

МОСКВА, 6 мая 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты мониторингового исследования об оценке россиянами качества школьной подготовки.

Кого готовит современная школа?

Школу принято считать одним из важнейших агентов социализации. Она не только вооружает подрастающее поколение знаниями и навыками, но и формирует мировоззрение, гражданскую позицию, прививает духовно-нравственные ценности. Согласно апрельскому исследованию аналитического центра ВЦИОМ, современная школа в представлениях россиян должна в первую очередь готовить культурных, образованных людей, квалифицированных специалистов и критически мыслящих людей, способных брать на себя ответственность. При этом за прошедшую четверть века ожидания от школьного образования ощутимо изменились. Во-первых, требования россиян к школе стали скромнее: сегодня на одного респондента в среднем приходится 2,6 ожиданий, в 2000 г. — 2,9. Во-вторых, иначе видятся цели школьного образования: на фоне снижения значимости образовательной и воспитательной составляющих больший акцент делается на развитие у школьников критического мышления и ответственности. Кроме того, несмотря на устойчивый запрос на развитие профессиональных компетенций, наблюдается двукратное снижение запроса на формирование у школьников навыков для обеспечения собственного благосостояния. По-видимому, ряд задач, которые ранее возлагались на школу, россияне теперь готовы делегировать другим агентам социализации: воспитание и развитие культурного и человеческого капитала — семье, обучение заработку — другим ступеням образования (училищам, колледжам и высшим учебным заведениям).

Более профессионально-ориентированный подход к общему образованию демонстрируют недавние выпускники школ: по мнению зумеров, школа в первую очередь должна готовить квалифицированных специалистов, а не культурных и образованных людей. Этот выбор в целом предсказуем: в обществе наметился тренд[1] на короткие образовательные маршруты, обусловленный желанием молодежи как можно скорее выйти на рынок труда. Соседнее поколение (младшие миллениалы) роль школы в одинаковой степени видит в воспитании культурной, образованной и зрелой личности с развитым критическим мышлением. А вот патриотическому воспитанию и формированию традиционных семейных ценностей в стенах школы они придают меньшее значение. В целом миллениалы (в том числе старшие) более заинтересованы в том, чтобы школа формировала у подрастающего поколения навыки, необходимые для обеспечения своего благосостояния.

Запрос на патриотическое воспитание в школах более выражен у родителей (а также бабушек и дедушек) школьников, нежели у тех, кто пока (или уже) не обременен заботой о подрастающем поколении. Последние, в свою очередь, чаще подчеркивают важность развития критического мышления у детей и навыков самообеспечения. В остальном их ожидания от школьной подготовки совпадают.

Ученью время

Что касается учебной нагрузки, то среди россиян по-прежнему доминирует мнение, что дети в школах перегружены — так считает чуть меньше половины опрошенных. Около трети называют нагрузку оптимальной, а каждый пятый утверждает, что она недостаточна; при этом о дефиците нагрузки сегодня говорят чуть ли не вдвое чаще, чем 25 лет назад, тогда как умеренные оценки за четверть века изменений не претерпели.

Школьная нагрузка в образовательных учреждениях страны распределена неравномерно. Больше свободного времени, по-видимому, остается у ребят из городов с населением от 500 тыс. до 1 млн человек, в то время как школьникам из других населенных пунктов (включая Москву и Санкт-Петербург) приходится «не так сладко»: их учебная нагрузка, судя по ответам, далека от оптимальной.

На рынок труда рановато?

Согласно полученным данным, уровень подготовки выпускников школ к будущей профессиональной деятельности оставляет желать лучшего: россияне преимущественно оценивают его как средний и низкий. За последние 15 лет ситуация усугубилась — если в 2010 году в ответах преобладали умеренные оценки, то сегодня их доля сравнялась с негативными.

В недостаточной подготовке старшеклассников одинаково убеждены как родители (включая бабушек и дедушек) школьников, так и бездетные россияне. Более значимый фактор — уровень образования респондента: чем он выше, тем пессимистичнее оценки.

По мере того как усиливается влияние профессионально-квалификационных навыков на карьеру, связь между прилежной учебой в школе и будущими карьерными достижениями становится для россиян все менее очевидной. Расчетный индекс влияния школьной успеваемости на карьеру** сегодня составляет 71 п. из 100 возможных, уступая показателям 20- и 25-летней давности на 6 и 4 п. соответственно. В том, что хорошая успеваемость в школе конвертируется в карьерный рост, чаще убеждены россияне, воспитывающие детей-школьников (77 п. против 65 п. среди бездетных): они, как никто другой, заинтересованы в том, чтобы инвестиции в образование их чад окупились.

Представленные данные также демонстрируют поколенческие различия в оценке влияния школьной успеваемости на будущую карьеру: чем старше респондент, тем сильнее ощущается связь между оценками в школе и профессиональными достижениями в будущем. Вероятно, старшие поколения хорошо помнят существовавшую в СССР систему подготовки кадров на базе учебно-производственных комбинатов (УПК), позволившую тысячам старшеклассников получить базовые навыки и квалификацию по востребованным специальностям (токарь, швея, секретарь-машинист и др.), не отходя от школьной скамьи. Сегодня связь между общим образованием и карьерными перспективами значительно ослабла, что находит отражение в ответах молодых людей.

 

** Индекс влияния школьной успеваемости на карьеру показывает, насколько сильным россияне ощущают влияние хорошей учебы в школе на будущую карьеру. Индекс принимает значение от 0 до 100 пунктов, чем выше значение индекса, тем сильнее ощущаемое влияние успеваемости на карьеру. Ответу «имеет существенное значение» присвоен коэффициент 1; ответу «имеет некоторое значение» коэффициент 0,5; ответу «не имеет существенного значения» коэффициент 0,1; ответу «не имеет никакого значения» коэффициент 0.
 

Автор: Людмила Богомазова

 


[1] См. подробнее: Экспертно-аналитический доклад ВЦИОМ «Трудоустройство молодежи в современной России: возможности, проблемы, решения»: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/poisk-raboty-vo-vremja-deficita-kadrov.

20 апреля 2025 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 20 апреля 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7584; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0164; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1440.

Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Кого, по Вашему мнению, в наши дни должна готовить школа?

(закрытый вопрос, до пяти ответов, % от всех опрошенных)

 

2000***

2025

Культурных, образованных людей

67

45

Квалифицированных специалистов

37

41

Критически мыслящих людей, способных брать на себя ответственность

30

40

Надежных защитников Родины

29

29

Хорошего отца, мужа, мать, хозяйку

31

26

Людей, трезво смотрящих на вещи

31

22

Людей, способных обеспечить свое благосостояние

31

16

Дисциплинированных работников

18

14

Людей, чувствующих прекрасное

10

6

Романтиков и энтузиастов

3

5

Людей, не идущих на компромиссы

5

3

Все вышесказанное

-

1

Другое

1

9

Затрудняюсь ответить

2

4

Среднее число ответов

2,93

2,58

*** В 2000 г. предлагалось неограниченное число ответов.

 

Кого, по Вашему мнению, в наши дни должна готовить школа?

(закрытый вопрос, до пяти ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Культурных, образованных людей

45

31

51

49

47

42

41

Квалифицированных специалистов

41

46

45

45

38

38

40

Критически мыслящих людей, способных брать на себя ответственность

40

33

52

44

44

32

30

Надежных защитников Родины

29

21

12

25

27

39

42

Хорошего отца, мужа, мать, хозяйку

26

28

20

28

24

30

28

Людей, трезво смотрящих на вещи

22

23

24

27

20

20

22

Людей, способных обеспечить свое благосостояние

16

18

29

23

11

11

11

Дисциплинированных работников

14

10

17

16

12

15

14

Людей, чувствующих прекрасное

6

4

10

6

6

5

7

Романтиков и энтузиастов

5

1

8

4

6

4

7

Людей, не идущих на компромиссы

3

5

5

2

3

4

1

Все вышесказанное

1

3

1

0

1

0

2

Другое

9

0

4

5

10

17

17

Затрудняюсь ответить

4

3

1

3

4

5

6

Кого, по Вашему мнению, в наши дни должна готовить школа?

(закрытый вопрос, до пяти ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Скажите, у Вас есть дети/ внуки школьного возраста или нет? (закрытый вопрос, % от всех опрошенных)

Есть

Нет

Культурных, образованных людей

45

46

44

Квалифицированных специалистов

41

39

43

Критически мыслящих людей, способных брать на себя ответственность

40

36

44

Надежных защитников Родины

29

33

25

Хорошего отца, мужа, мать, хозяйку

26

26

27

Людей, трезво смотрящих на вещи

22

22

23

Людей, способных обеспечить свое благосостояние

16

13

19

Дисциплинированных работников

14

15

14

Людей, чувствующих прекрасное

6

6

7

Романтиков и энтузиастов

5

4

5

Людей, не идущих на компромиссы

3

3

4

Все вышесказанное

1

1

1

Другое

9

12

7

Затрудняюсь ответить

4

3

4

Как Вы считаете, дети в современной российской школе испытывают нормальную учебную нагрузку; или перегружены школьной программой; или, напротив, недостаточно нагружены ввиду слабой программы, нехватки учителей и тому подобное?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2000*

2025

Испытывают нормальную нагрузку

37

35

Перегружены

52

45

Недогружены

11

20

Как Вы считаете, дети в современной российской школе испытывают нормальную учебную нагрузку; или перегружены школьной программой; или, напротив, недостаточно нагружены ввиду слабой программы, нехватки учителей и тому подобное?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Москва и Санкт-Петербург

Города-миллионники

500-999 тыс.

100-500 тыс.

До 100 тыс.

Село

Испытывают нормальную нагрузку

35

37

46

42

33

31

31

Перегружены

45

46

35

37

45

50

46

Недогружены

20

17

19

21

22

19

23

Как бы Вы оценили уровень подготовки выпускников школ к предстоящей трудовой деятельности?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2010*

2025

Высокий

6

9

Средний

49

41

Низкий

30

40

Затрудняюсь ответить

15

10

Как бы Вы оценили уровень подготовки выпускников школ к предстоящей трудовой деятельности?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2025

Скажите, у Вас есть дети внуки школьного возраста или нет? (закрытый вопрос, % от всех опрошенных)

Есть

Нет

Высокий

9

10

8

Средний

41

41

41

Низкий

40

42

38

Затрудняюсь ответить

10

7

13

Как Вы считаете, насколько важно для человека, его будущей карьеры, хорошо учиться в школе?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2000*

2005*

2025

Имеет существенное значение

62

64

56

Имеет некоторое значение

24

24

27

Не имеет существенного значения

10

8

10

Не имеет никакого значения

4

2

7

Затруднились ответить

-

2

-

Индекс влияния школьной успеваемости на карьеру

75

77

71

Как Вы считаете, насколько важно для человека, его будущей карьеры, хорошо учиться в школе?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2025

Скажите, у Вас есть дети/внуки школьного возраста или нет? (закрытый вопрос, % от всех опрошенных)

Есть

Нет

Имеет существенное значение

56

66

48

Имеет некоторое значение

27

21

33

Не имеет существенного значения

10

7

12

Не имеет никакого значения

7

6

7

Индекс влияния школьной успеваемости на карьеру

71

77

65

Как Вы считаете, насколько важно для человека, его будущей карьеры, хорошо учиться в школе?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Поколение цифры (зумеры) (2001 г. и позднее)

Младшие миллениалы (1992–2000)

Старшие миллениалы (1982–1991)

Реформенное поколение (1968–1981)

Поколение застоя (1948–1967)

Поколение оттепели (до 1947)

Имеет существенное значение

56

28

33

49

59

71

79

Имеет некоторое значение

27

42

49

34

25

15

11

Не имеет существенного значения

10

21

13

10

10

8

4

Не имеет никакого значения

7

9

5

7

6

6

6

Индекс влияния школьной успеваемости на карьеру

71

51

59

67

72

80

85

* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составляет 1600 респондентов.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07