Экспертиза
Развлечения
Фото: Николай Гынгазов/ТАСС

Пуще неволи: охота как часть культурного наследия России

38% пошли бы на охоту в приятной компании, если бы их пригласили, а каждый четвертый россиянин уже бывал на охоте! Данные недавнего исследования АЦ ВЦИОМ опровергают стереотипы, на базе которых был сформирован хищный, недружелюбный образ охотника. Как оказалось, россиянам ближе представление об охотниках как о благородных ответственных людях, которые не только ходят в лес с ружьем, но и заботятся о дикой природе, соблюдают кодекс чести. Насколько современным охотникам близки идеалы, описанные в книгах Мамина-Сибиряка, Тургенева, Пришвина, Аксакова, и как охота вписывается в современную национальную культуру, эксперты обсудили в ходе дискуссии «Охота как часть культурного наследия: практики охоты в восприятии россиян».

Исследование АЦ ВЦИОМ на тему охоты стало первой попыткой осмыслить роль охоты в национальном сознании, культурных паттернах и жизненных представлениях россиян. «До сих пор в нашей стране никто глубоко не изучал этот аспект, хотя охота является одной из важных форм взаимодействия человека с природой с самых древнейших времен», — отметил директор по работе с органами государственной власти аналитического центра ВЦИОМ Кирилл Родин.

Каков собирательный образ российского охотника? Прежде всего это, конечно, мужчина (хотя и женщин в российской охоте появляется все больше, отмечает исследование). Охотник в глазах россиян — мужественный и ответственный человек, который соблюдает неписаный кодекс этики, правила поведения, сформулированные сообществом сотни лет назад: беречь животных, которые заботятся о своем потомстве, помогать зверям выживать в сложные климатические периоды. В среднем российскому охотнику от 45 до 60 лет: дефицит молодых охотников — одна из главных «болей» экспертного сообщества. На кого охотятся в России? На луговую, полевую и водоплавающую дичь, на гусей (это уже отдельная культура охоты, которая набирает все большую популярность), реже на боровую дичь и крупного зверя, еще реже — на мелкую промысловую пушную дичь (хотя именно охота на соболя, как утверждают эксперты, позволила зафиксировать нынешние границы России в районе Сибири).

Ролевая модель родом из культурного кода

Охота — важная часть российской национальной идентичности, считают эксперты. Негативные эмоции по отношению к этому явлению, как показало исследование АЦ ВЦИОМ, испытывают лишь 20-25% населения. «Это нормально, в обществе никогда нет какой-либо гомогенной оценки, всегда существует определенная критическая масса, которая не согласна с теми или иными социальными процессами. Если мы сейчас спросим что-нибудь про рыбалку, тоже найдутся те, кто ее осуждает», — подчеркнул Родин.

В то же время, как отметила Татьяна Арамилева, директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны, использования объектов животного мира и развития охотничьего хозяйства Минприроды, исследование АЦ ВЦИОМ показывает высокую значимость охоты для нашей страны.

«Мы видим, что 83% охотников — это не так называемые статусные охотники, а простые граждане Российской Федерации, для которых охота — это отдых, возможность побыть наедине с собой и с природой. Охота — это повышение собственной самооценки. Я могу многое сказать про причины, почему люди становятся охотниками. Но прежде всего это все-таки генетический код россиянина. Где бы он ни проживал. И пусть не все становятся охотниками, но исследование показало — охота значима. Что еще важно: по полученным данным четко видно, что охотник у наших сограждан ассоциируется с настоящим мужчиной, с настоящим защитником — и природы, и Родины. Это очень отрадно. Кроме того, охота имеет мультипликативный эффект и в том числе помогает экономике Российской Федерации.  Все эти факторы позволяют совершенно по-другому воспринимать охотников», — считает Татьяна Арамилева.

Важный художественный образ

Сильный, волевой и ответственный охотник — важная ролевая модель как для многих россиян, так и для русской массовой культуры.

«Мы воспитывались на таких прекрасных писателях как Федосеев, Арсеньев, Олег Куваев, Михаил Тарковский, и на сегодняшний день эти традиции не утрачены, наоборот, у нас есть прекрасные писатели, которые сейчас пишут о природе, об охоте: Владимир Топилин, Камиль Зиганшин и другие.  Мужественный, немногословный и, что особенно важно, законопослушный: таков образ охотника», — дополнил Леонид Палько, генеральный директор издательства «Вече» и вице-президент Российского книжного союза.

Исследование Аналитического центра ВЦИОМ подтверждает: художественный образ охотника во многом перекликается с реальными представлениями россиян. «Записки охотника» Тургенева, «Белый Бим Черное ухо», живопись, литература и кинематограф — в координатах русской культуры сформирован образ охотника как смелого, волевого и ответственного человека, который соблюдает правила, с уважением и заботой относится к живой природе.

Охотники заботятся: о животных, о лесе, сохраняют баланс популяций

Кстати, о заботе: как отмечают эксперты, именно охотники — главные помощники леса и зверей в сложные периоды. «Есть такое понятие — „биотехнические мероприятия“. Это мероприятия, когда охотники по всей стране занимаются поддержкой животных. Например, выкладывают соль копытным. Без этого эти звери не могут. Подкармливают зимой кабанов и других животных. Без активной поддержки, особенно зимой, многие животные не выживут. Этим занимаются только охотники за свои деньги, а это дорогостоящие мероприятия», — рассказал Алексей Гнедовский, издатель «Русского охотничьего журнала», меценат, генеральный директор «Велес Капитал».

Татьяна Арамилева добавляет: именно охота позволяют регулировать баланс дикой фауны на территориях до оптимальных значений, и это уже давно — часть естественного эволюционного процесса. «Места обитания могут выдержать только определенное  количество зверя. Если популяция чрезмерно растет, то страдают земли, которые люди возделывают потом и кровью, ценой огромных усилий. Такая ситуация наблюдалась, например, с популяцией сайгака — популяция разрослась и стала уничтожать пастбища и даже вышла на территорию сопредельного государства. В природе все должно быть гармонично, и популяцией дикого зверя необходимо управлять.  А управление популяцией без изъятий невозможно, и никто альтернативы охоте в этом вопросе пока не придумал», — резюмирует Татьяна Арамилева.

Михаил Кречмар, российский зоолог, охотовед, писатель, главный редактор «Русского охотничьего журнала», добавляет: охота и по сей день остается востребованным промыслом и даже способом выживания для некоторой части населения нашей страны. Именно охотники поддерживают жизнь в тех отдаленных районах, которые без них давно бы подверглись полной депопуляции. «В удаленных районах люди охотой поддерживают свою жизнь. Причем они реально выживают благодаря пушным аукционам — у нас продается шкурок соболя столько же, сколько в 80-е годы XX века. То есть на самом деле промысловая охота никуда не ушла. Кроме того, люди едят каждый день дикое мясо, которое они заготавливают в октябре, в ноябре, в декабре. В чем их общегосударственная ценность? Они удерживают у нас территорию, где без них никто бы не жил. Там больше нечем заниматься. Это остатки совхозов, госпромхозов, выработанные прииски, на которых сейчас не ведется работа. Нам часто говорят наши зарубежные недоброжелатели, что у России слишком много территорий. Так вот, на этих территориях кто-то живет, и в большей части там живут охотники», — заметил Михаил Кречмар.

Стране нужен молодой охотник

Экспертное сообщество сходится во мнении: необходимы практики передачи знаний, преемственность традиций охоты. «Нам нужны молодые охотники. Чтобы привлечь людей в охоту, нужна молодежь. Статистику мы же видели, там основная часть — 70% охотников — от 35 лет, от 40 лет. В то же время молодежи это может быть интересно, если привлечь ее к этому процессу. Я воспитывался в „Росохотрыболовсоюзе“, там был районный кружок охотника. Пожилые охотники, пенсионеры рассказывали, показывали, объясняли, потом брали молодых с собой на охоту. Вот сейчас я не знаю, как с этим обстоят дела», — рассуждает Алексей Гнедовский.

О важности наставничества говорит и Андрей Сицко, врио президента Ассоциации «Росохотрыболовсоюз». «Базовые охотничьи знания всегда через наставничество передавались. В советское время даже было требование, что, прежде чем стать охотником, претендент год был кандидатом. Он участвовал в биотехнических мероприятиях вместе с охотничьим коллективом, ходил на охоту с охотниками, но не охотился, просто стоял рядом, смотрел, как все это делается. Привить базовые охотничьи знания, уважение к добыче, получить базовые понятия о технике безопасности на охоте гораздо проще путем наставничества: этот принцип необходимо развивать. В Сибири, на Дальнем Востоке нет такой проблемы, там наставничество сохранилось. Ведь в теории научиться охоте невозможно», — подытоживает Андрей Сицко.

Тематический каталог

Эксперты АЦ ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07