МОСКВА, 13 октября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ по заказу Русского охотничьего журнала представляет результаты опроса о том, как воспринимается охота россиянами и «профессиональными» охотниками, теми, для кого охота — хобби и у кого есть охотничий билет.
Пора, пора! Рога трубят… |
Живой интерес к охоте в России — яркая часть национального колорита и культурного кода. Это не просто развлечение или промысел, это особый уклад, сцены широкой и самобытной русской жизни, в которых соединились природа, традиции, чувство общности и представления о свободе. Согласно исследованию АЦ ВЦИОМ, охота является заметной частью культурного опыта россиян: каждый четвертый когда-либо ходил на охоту, в том числе треть из них охотились самостоятельно, а половина — наблюдали за этим действом.
Охота в современной России остается в первую очередь мужским занятием, именно мужчины чаще выступают активными участниками процесса — стреляют и охотятся. Женщины, если и оказываются на охоте, чаще наблюдают за процессом или помогают с разделкой и приготовлением добычи, но редко берут в руки ружье. Молодежь (особенно до 25 лет) почти не вовлечена в процесс охоты и ограничивается ролью зрителя, но с возрастом вовлеченность растет: среди среднего и старшего поколения больше тех, кто и охотится, и разделывает добычу.
Потенциальный интерес к охоте среди россиян довольно высокий: даже с учетом того, что многие никогда не охотились, значительная часть (38%) согласились бы отправиться на охоту, если создать комфортные условия и приятную компанию. Те, кто хотя бы раз пробовал охотиться, почти всегда готовы вернуться (75%), то есть реальный опыт охоты заметно повышает лояльность и готовность к повторному участию.
Утка! С яблоками… |
Наиболее популярный вид охоты как среди россиян с разным опытом охоты, так и среди опытных охотников, — охота на пернатую дичь. В целом структура предпочтений по видам охоты среди россиян, имеющих опыт охоты, и среди охотников схожа. Самые распространенные виды охоты — охота на луговую и водоплавающую дичь без собаки (45% среди россиян и 29% — среди охотников), на гусей (30% и 29% соответственно), на луговую и водоплавающую дичь с собакой (16% и 18% соответственно). Среди охотников более популярна, чем среди россиян в целом, коллективная охота на копытных (29% среди охотников, 15% — среди россиян), охота на току на боровую дичь (20% против 12% соответственно), охота с подсадной (15% против 9%). У охотников все показатели ожидаемо выше, так как они чаще практикуют разные виды охоты.
В наши дни российская охотничья культура разнообразна и не сводится только к традиционным видам, здесь есть место и современным, специализированным форматам — варминтингу, одиночной охоте с вышки и другому.
Охота пуще неволи |
Охота воспринимается прежде всего как возможность уйти на природу, отдохнуть от суеты и перезагрузиться. И россиян, имеющих опыт охоты, и охотников объединяют любовь к природе и удовольствие от активного отдыха на свежем воздухе. Многие ценят компанию друзей и атмосферу у костра, кто-то видит в охоте спортивный интерес, немаловажную роль играют и традиции, культура.
Опытные охотники при этом добавляют другие важные смыслы: любовь к оружию и стрельбе (38% среди охотников, 24% среди россиян, имевших опыт охоты или потенциально готовых принять участие в охоте), интерес к технике и навыкам выживания (27% и 19% соответственно), стремление к физической активности и поддержанию формы (26% и 13%). Для них охота — часть мужского воспитания (37% и 19%) и сохранения старых охотничьих традиций.
Важен и практический результат: добыча «натурального» мяса (23% и 15%), получение трофеев (16% и 9%), возможность порадовать ими близких (18% и 9%). Все это делает охоту не только отдыхом, но и делом, которое объединяет людей, поддерживает культуру и традиции и дает чувство мастерства и силы.
Настоящий мужчина |
Образ «настоящего охотника» в восприятии россиян и охотников в целом позитивный, но несколько различается у тех, кто причастен к охоте лично, и кто знает о ней понаслышке.
Россияне представляют охотника прежде всего как физически выносливого, терпеливого и смелого человека, способного переносить трудности леса и идти на риск; в массовом образе наряду со знаниями и навыками присутствует элемент жестокости.
Те, кто реально занимается охотой, видят себя иначе: они чаще подчеркивают ответственность, бережное отношение к природе и специальные знания. Агрессивность, которую порой приписывает охотникам широкая публика, не встречается в их собственных описаниях. Вместо этого называются спокойствие, внимательность, доброта.
Кодекс чести |
У охотников существует собственный неписаный свод правил, своего рода «заповеди», которые делают охоту ответственным и этичным занятием. Например, не стрелять в самку с потомством; не брать больше, чем нужно; уважать природу и зверя; не хвастаться добычей. Большинство россиян признают ценность таких правил, даже если не знают их подробно. Лишь около трети хорошо знакомы с охотничьими правилами, а большинство слышали о них в общих чертах или не слышали вовсе. Тем не менее почти все — и охотники, и те, кто никогда не охотился, — уверены, что эти нормы обязательно нужно соблюдать. Традиционные нормы охотничьей чести понятны и важны даже для тех, кто сам в лес с ружьем не ходит. При этом среди самих охотников знание правил практически абсолютное, а поддержка их обязательности — единодушная.
«Ну, вы, блин, даете…» |
Охота для большинства россиян — скорее культурный образ и развлекательный сюжет, профессиональная или практическая информация востребована далеко не всеми. Семь из десяти опрошенных в последние годы сталкивались с материалами об охоте, причем заметно преобладают визуальные и развлекательные форматы: телевидение, видео в интернете и художественные фильмы; реже охота попадает в поле зрение россиян через книги, блоги, печатные СМИ или специализированные мероприятия.
Вспомнить конкретные художественные образы охоты смогли чуть больше половины россиян. Это в первую очередь «Особенности национальной охоты», фильм, создавший упрощенный комедийный стереотип вокруг охоты (своего рода культурный мем), показал ее как веселое застолье, но упростил ее глубокое содержание. Заметно реже в ответах звучит классика вроде «Записок охотника» И.С. Тургенева или известной картины В.Г. Перова «Охотники на привале». Современные медийные источники почти не упоминались, что указывает на слабую представленность темы в актуальной культурной повестке. В то же время каждый второй затрудняется назвать хоть один художественный образ, связанный с охотой, а значит, хотя охота и остается частью традиции и медийного фона, она не встроена в повседневный культурный опыт большинства.
Автор: Татьяна Смак
«Как мы видим по результатам исследования АЦ ВЦИОМ, восприятие образа охотника в глазах россиян отчасти разрушает привычные стереотипы. К самой охоте как к явлению большинство относится нейтрально, а самих охотников воспринимают прежде всего как людей подготовленных, ответственных, знакомых с правилами и этическими нормами, регулирующими этот процесс. К слову, сами охотники тоже подчеркнуто говорят о необходимости соблюдать писаные и неписаные правила охоты. Таким образом, как показывает исследование, люди не видят противоречий между самим явлением охоты и бережным отношением к природе, ее ресурсам. Большая часть россиян разделяет точку зрения самих охотников, которые воспринимают это занятие как процесс единения с природой, который, тем не менее, четко регулируются законом и этическими нормами».