Тренд на востребованность внутреннего туризма наметился в России задолго до пандемии. В ходе недавнего опроса ВЦИОМ, посвященного летнему отдыху россиян в 2023 году, о планах поехать в другой город или село России рассказали 15% опрошенных. Доля таких ответов уверенно растет: в 2019 году она составляла лишь 9%. При этом внутренние туристы расширяют географию поездок — на смену традиционным маршрутам приходят нестандартные локации, в том числе с точки зрения климатических условий, так что очевиден тренд на «нетуристический туризм».
Чего ожидают россияне от планируемых путешествий по России, какие факторы формируют образ желаемого отдыха и что может сдерживать наших сограждан от поездок по родной стране — в аналитике ВЦИОМ.
Нетривиальная география
Долю россиян, которые планируют путешествия по стране, правильнее оценивать в динамике. Хотя оценка в 15% не выглядит внушительно, но тенденция роста поступательная — показатель достиг максимума за последние 20 лет.
Среди предполагаемых маршрутов путешествий участники опроса в первую очередь назвали Санкт-Петербург и Ленинградскую область (13%), это направление лидирует последние три года, на втором месте — Ставропольский край (10%), на третьем — Казань, Республика Татарстан (9%). Москву выбрали еще 6%, 4% пришлось на побережье Черного моря, по 3% — на Горно-Алтайск, Новосибирск, Ростов-на-Дону, Тулу и Байкал. Впрочем, мечты и возможности россиян относительно путешествий совпадают не всегда: среди самых желанных направлений для путешествий — Крым (22%), Байкал и Алтай (по 14%), третье место разделяют Краснодарский край и Санкт-Петербург (по 11%).
Одна из важных тенденций, отмеченных в опросе: среди маршрутов планируемых путешествий стали чаще звучать северные регионы (Архангельск, Мурманск), регионы центральной части России (Владимир, Тула), Урал, Сибирь и Дальний Восток.
Интересны также данные недавнего исследования ВЦИОМ, посвященного туристической привлекательности Русского Севера: каждый второй россиянин (52%) смог назвать преимущества путешествий по нетуристическим маршрутам, в том числе по северным, что позволяет судить о высоком туристическом потенциале этих территорий. Для респондентов оказалась важна возможность лучше узнать свою страну и ее историю (20%) и насладиться красотами региона (18%). Погружение в локальную культуру, знакомство с обычаями и традициями местных жителей упомянули 5%. 4% отметили, что подобный отдых им интересен, столько же респондентов назвали безлюдность нетуристических мест (4%).
Какой опыт ищет внутренний турист
Данные опроса, посвященного туризму в северных городах России, позволяют составить представление об ожиданиях наших сограждан от «нетривиального» путешествия и понять, какой опыт позволит сделать такой отдых полноценным.
Люди, готовые поехать в путешествие на Север России или в другие неочевидные локации внутри страны, ищут прежде всего эстетические и интеллектуальные впечатления. Важный фактор — местный культурный фон, который позволит сменить обстановку, дистанцироваться от насущных проблем и представить, что ты временно проживаешь другую часть своей жизни — полную новых обычаев, сказаний, иной организации бытия.
На вопрос, что могло бы побудить отправиться в поездку по северным городам России, 57% опрошенных ответили «наличие разнообразных природных и культурных достопримечательностей». Второй по популярности ответ — разнообразие экскурсий по приемлемой цене (48%). В топ-6 наиболее значимых факторов при выборе маршрута по северным городам также вошли: история региона (45%); транспортная доступность туристических объектов (43%); доступное и комфортное размещение в гостиницах/хостелах (41%); местная кухня (41%).
Эти данные позволяют провести параллель с поездками по городам Европы, по провинциям, кантонам и землям разных стран, в ходе которых можно увидеть значимые культурные объекты и насладиться природными красотами. На фоне логистических сложностей и визовых ограничений путешествовать за границу стало сложнее даже тем нашим соотечественникам, кто еще несколько лет назад рассматривал поездки за рубеж как базовый вариант проведения отпуска: этим летом лишь 5% россиян планируют отправиться за границу. Если не учитывать туристический трафик на морские курорты, то лишь незначительное число наших сограждан в этом году сможет посетить те места за рубежом, которые предполагают реализацию культурных и эстетических ожиданий. Разнообразие направлений внутри России в перспективе сможет заместить те потребности наших сограждан, которые звучат пустотой на фоне общественно-политических изменений. Таким образом, потенциал Севера, территорий Западной Сибири, горных маршрутов страны, туристических локаций в национальных республиках России нельзя недооценивать — в скором времени эти направления в ряду предпочтений россиян будут звучать так же громко, как уже привычные Алтай и Байкал.
Финансовые барьеры и снижение информационного голода
Отмечаются и возможные барьеры, которые могут препятствовать развитию массового туризма на новых, нетривиальных маршрутах. Характерно, что среди них называют внешние причины, не зависящие от воли конкретного респондента и его интереса к путешествию.
Первым и, очевидно, основным препятствием представляется материальный вопрос. В исследовании о туристическом потенциале Севера россияне в качестве внешних барьеров назвали высокую стоимость путешествий (25%) и денежные трудности (25%). При этом расходы на летний отпуск в целом растут: бюджет в расчете на одного человека составил 53 923 руб., за год сумма выросла на 20%, за десятилетие планируемый бюджет фактически увеличился в два раза.
Среди других внешних барьеров называется фактор «информационного голода» — недостаточное информационное сопровождение туристских продуктов (отсутствие рекламы / незнание людей — 15%). Впрочем, определенный прогресс в этом направлении уже наметился — судя по уверенному расширению географии поездок россиян, информационная политика, направленная на популяризацию внутреннего туризма, стала давать плоды. Зачастую наши сограждане при выборе маршрута отдыха доверяют «сарафанному радио» — опыту и впечатлениям других путешественников. В этом смысле можно рассчитывать на постепенный, но устойчивый рост туристического потока по новым направлениям как раз за счет «сарафанного радио» как фактора, дополняющего государственную политику.
Инфраструктура, адаптированная для всех
Растущая популярность внутреннего туризма влияет и на темпы развития инфраструктуры — если сегодня это наиболее очевидно в популярных локациях, таких как Санкт-Петербург и Ленинградская область, Казань, курорты Республики Алтай, то в будущем туристическая инфраструктура, бесспорно, будет расширяться и кастомизироваться в зависимости от потребностей разных аудиторий. Согласно данным исследования, посвященного привлекательности Русского Севера, для молодых людей 18-24 лет важны местная кухня (59%), для 25-34-летних — доступное и комфортное размещение в гостиницах/хостелах (49%) и чистота населенных пунктов (45%). Россияне постарше (35-44 лет) обращают внимание на доступную стоимость экскурсий (59%) и транспортное сообщение (транспортную доступность до туристических объектов — 53%, развитую транспортную инфраструктуру в населенных пунктах — 45%).
При этом плохую инфраструктуру и транспортную доступность (14% и 10% соответственно) участники исследования о туристической привлекательности Русского Севера упоминают в качестве одного из барьеров. Развитие туристической инфраструктуры должно учитывать потребности разных социальных групп. Например, особое внимание следует уделить созданию условий для семей, путешествующих с детьми: по данным опроса ВЦИОМ, каждый второй россиянин (51%) планирует отдыхать этим летом с семьей и детьми.
Современная инфраструктура позволит выделить и природные преимущества той или иной локации и сделать ее центром притяжения для наших сограждан, предпочитающих активный отдых и спорт. В ходе исследования россиянам были озвучены природные достопримечательности города Мончегорск (Мурманская область) — озера Имандра и Лумболка, вид на Хибинские горы — и туристические возможности: яхтинг, рыбалка, катание на снегоходах и другие. В результате 68% ответили, что им было бы интересно посетить Мончегорск. Наиболее привлекательным это направление показалось молодежи 18-24 лет (79%) и жителям сел (75%).