МОСКВА, 29 мая 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, проведенного при поддержке Агентства развития Мончегорска и посвященного туристической привлекательности Русского Севера.
Путешествуем по стране |
Внутренний туризм в России набирает обороты. По данным мониторинговых опросов ВЦИОМ, этот тренд наметился задолго до пандемии, ограничений авиасообщения и визовых трудностей. Если в 2016 г. опытом путешествий по России за последние пять лет могли похвастаться 35%, то в 2018 г. — уже 44%. После трехлетнего «туристического затишья» (2019-2021 гг.) показатель вырос до 48% в 2022 г. — преимущественно за счет тех, кто совершал поездки по стране неоднократно, два раза и более (33%, +5 п.п. с 2018 г.). Возросший интерес к отдыху в России может объясняться как внешними ограничениями и развитием отрасли в целом, так и возвращением на историческую родину региона с высоким рекреационным потенциалом. Впрочем, отождествлять внутренний туризм только с популярными пляжными курортами было бы серьезным упрощением.
Неизведанная Россия |
Одно из наиболее перспективных туристических направлений — Русский Север. Ледяные пустыни Арктики, таинственная культура коренных народов, завораживающие пейзажи и гастрономическое великолепие — далеко не полный список причин выбрать этот маршрут. Как писал Д.С. Лихачев, «сюда ездят и будут ездить, чтобы испытать на себе нравственную целительную силу Севера, как в Италию, чтобы испытать целительную силу европейского Юга» [1]. Преимущества путешествий по нетуристическим маршрутам страны, в том числе по Северу России, сумел назвать каждый второй россиянин (52%). Для опрошенных одинаково важны интеллектуальная и эстетическая составляющая отдыха: два самых частых аргумента в поддержку таких поездок — возможность узнать свою страну и ее историю (20%) и насладиться красотами региона (18%). В числе менее популярных ответов — сравнительно низкая стоимость подобных путешествий (7%) и погружение в локальную культуру, знакомство с обычаями и традициями местных жителей (5%). Еще 4% сказали, что им интересен подобный отдых, столько же отметили безлюдность нетуристических мест (4%). Не нашел преимуществ каждый девятый (11%).
|
Город, откуда начинаются путешествия по Имандре |
Мончегорск — небольшой арктический город, расположенный в Мурманской области, — имеет все шансы стать привлекательным местом для российских туристов. Его отличают выгодное географическое положение, относительная близость к обеим столицам [2], горнолыжные курорты, природные заповедники, водопады и озера.
В ходе опроса россиянам были озвучены природные достопримечательности города (озера Имандра и Лумболка, вид на Хибинские горы) и туристические возможности (яхтинг, рыбалка, катание на снегоходах и др.). В результате 68% ответили, что им было бы интересно посетить Мончегорск. Наиболее привлекательным это направление показалось молодежи 18-24 лет (79%) и жителям сел (75%).
Северный туризм: драйверы роста и… |
Развитие туризма на Русском Севере — одно из ключевых условий устойчивого развития региона, сохранения его культурного и природного наследия и привлечения новых инвестиций. На вопрос, что могло бы побудить отправиться в поездку по северным городам России, 57% опрошенных ответили «наличие разнообразных природных и культурных достопримечательностей». Второй по популярности ответ — разнообразие экскурсий по приемлемой цене (48%). В топ-6 наиболее значимых факторов при выборе маршрута по северным городам также вошли:
- история региона (45%);
- транспортная доступность туристических объектов (43%);
- доступное и комфортное размещение в гостиницах/хостелах (41%);
- местная кухня (41%).
Мотивация для путешествий по Северу имеет поколенческую специфику:
|
…барьеры |
По мнению наших сограждан, развитию северного туризма мешают в первую очередь внешние (т.е. не зависящие от воли индивида) барьеры. В общей сложности их спонтанно назвали 80% опрошенных (внутренние барьеры — 62%). В обеих группах ответов лидирует тема финансов: высокая стоимость путешествий (25%) и денежные трудности (25%).
В число внешних барьеров вошли также недостаточное информационное сопровождение туристских продуктов (отсутствие рекламы / незнание людей — 15%), плохая инфраструктура и транспортная доступность (14% и 10% соответственно), проблема соотношения цены и качества обслуживания (7%). К наиболее частым внутренним барьерам можно отнести суровый климат региона (10%), туристические предпочтения россиян («больше любят Юг / пляжный отдых» — 6%), занятость, отсутствие отпусков (5%).
[1] Лихачев Д.С. Раздумья. — М.: Детская литература, 1991.
[2] Прямой перелет из Москвы в Хибины (ближайший к Мончегорску аэропорт) составляет 2 ч. 30 мин., из Санкт-Петербурга — 1 ч. 40 мин.
«Мончегорск — небольшой город на Севере России, обладающий выдающейся индустриальной историей и огромным туристическим потенциалом.
Как и во многих других малых городах нашей страны, развитие туризма в Мончегорске столкнулось с классической дилеммой “курица или яйцо” — что должно появиться раньше: инвесторы и инфраструктура, которые привлекут туристов, или туристический поток, который будет привлекательным для инвесторов? Мы в Агентстве развития Мончегорска решили развивать составляющие этой дилеммы параллельно. Во-первых, увеличиваем туристический поток за счет событийных мероприятий, во-вторых, разработали мастер-план туристического кластера “Имандра” и инвестиционные лоты для потенциальных инвесторов на туристически привлекательных локациях.
Исходя из исследования ВЦИОМ, мы видим, что жителям страны действительно интересен наш арктический город с точки зрения туризма — и делаем все, чтобы убрать такие барьеры, как недостаточный уровень развития туристической инфраструктуры, развивая для этого в регионе субъекты малого и среднего предпринимательства».