Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Майстерман Семен/Фотохроника ТАСС
Культура

Арктический туризм: привлекательность, возможности и барьеры

Арктический город Мончегорск обладает потенциальной туристической привлекательностью для двух третей россиян. Разнообразие достопримечательностей и доступная стоимость экскурсий представляются опрошенным главными стимулами развития северного туризма.
Фото:
Коротко о главном
  • Два главных преимущества путешествий по нетуристическим местам, по мнению россиян, — возможность узнать историю своей страны и увидеть ее природное и культурное разнообразие (20% и 18% соответственно).
  • 68% респондентов ответили, что им было бы интересно посетить арктический город Мончегорск. 
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Два главных преимущества путешествий по нетуристическим местам, по мнению россиян, — возможность узнать историю своей страны и увидеть ее природное и культурное разнообразие (20% и 18% соответственно).
  • 68% респондентов ответили, что им было бы интересно посетить арктический город Мончегорск. 

МОСКВА, 29 мая 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, проведенного при поддержке Агентства развития Мончегорска и посвященного туристической привлекательности Русского Севера.

Путешествуем по стране

Внутренний туризм в России набирает обороты. По данным мониторинговых опросов ВЦИОМ, этот тренд наметился задолго до пандемии, ограничений авиасообщения и визовых трудностей. Если в 2016 г. опытом путешествий по России за последние пять лет могли похвастаться 35%, то в 2018 г. — уже 44%. После трехлетнего «туристического затишья» (2019-2021 гг.) показатель вырос до 48% в 2022 г. — преимущественно за счет тех, кто совершал поездки по стране неоднократно, два раза и более (33%, +5 п.п. с 2018 г.). Возросший интерес к отдыху в России может объясняться как внешними ограничениями и развитием отрасли в целом, так и возвращением на историческую родину региона с высоким рекреационным потенциалом. Впрочем, отождествлять внутренний туризм только с популярными пляжными курортами было бы серьезным упрощением.

Неизведанная Россия

Одно из наиболее перспективных туристических направлений — Русский Север. Ледяные пустыни Арктики, таинственная культура коренных народов, завораживающие пейзажи и гастрономическое великолепие — далеко не полный список причин выбрать этот маршрут. Как писал Д.С. Лихачев, «сюда ездят и будут ездить, чтобы испытать на себе нравственную целительную силу Севера, как в Италию, чтобы испытать целительную силу европейского Юга» [1]. Преимущества путешествий по нетуристическим маршрутам страны, в том числе по Северу России, сумел назвать каждый второй россиянин (52%). Для опрошенных одинаково важны интеллектуальная и эстетическая составляющая отдыха: два самых частых аргумента в поддержку таких поездок — возможность узнать свою страну и ее историю (20%) и насладиться красотами региона (18%). В числе менее популярных ответов — сравнительно низкая стоимость подобных путешествий (7%) и погружение в локальную культуру, знакомство с обычаями и традициями местных жителей (5%). Еще 4% сказали, что им интересен подобный отдых, столько же отметили безлюдность нетуристических мест (4%). Не нашел преимуществ каждый девятый (11%).

  • Назвать преимущества поездок по нетуристическим маршрутам оказалось проще наиболее социально активной и мобильной группе — молодым людям 18-34 лет (затруднились с ответом 25-27% vs. 49% среди опрошенных 60+ лет). Чаще других их может привлечь красивая природа/достопримечательности (по 27%), возможность узнать обычаи и традиции местных жителей (по 9%), а также нетронутость мест (18-24 лет — 8%, 25-34 лет — 7%). 
  • Такие ответы, как «погружение в историю страны» и «природное и культурное разнообразие», чаще звучали от москвичей и петербуржцев (27% и 24% соответственно) и россиян с высшим образованием (24% и 22% соответственно). 

 

Город, откуда начинаются путешествия по Имандре

Мончегорск — небольшой арктический город, расположенный в Мурманской области, — имеет все шансы стать привлекательным местом для российских туристов. Его отличают выгодное географическое положение, относительная близость к обеим столицам [2], горнолыжные курорты, природные заповедники, водопады и озера.

В ходе опроса россиянам были озвучены природные достопримечательности города (озера Имандра и Лумболка, вид на Хибинские горы) и туристические возможности (яхтинг, рыбалка, катание на снегоходах и др.). В результате 68% ответили, что им было бы интересно посетить Мончегорск. Наиболее привлекательным это направление показалось молодежи 18-24 лет (79%) и жителям сел (75%).

Северный туризм: драйверы роста и…

Развитие туризма на Русском Севере — одно из ключевых условий устойчивого развития региона, сохранения его культурного и природного наследия и привлечения новых инвестиций. На вопрос, что могло бы побудить отправиться в поездку по северным городам России, 57% опрошенных ответили «наличие разнообразных природных и культурных достопримечательностей». Второй по популярности ответ — разнообразие экскурсий по приемлемой цене (48%). В топ-6 наиболее значимых факторов при выборе маршрута по северным городам также вошли:

  • история региона (45%);
  • транспортная доступность туристических объектов (43%);
  • доступное и комфортное размещение в гостиницах/хостелах (41%);
  • местная кухня (41%).

Мотивация для путешествий по Северу имеет поколенческую специфику:

  • Для молодых людей 18-24 лет чаще других возрастных групп важны история региона (55%) и местная кухня (59%), для 25-34-летних — наличие достопримечательностей (68%), доступное и комфортное размещение в гостиницах/хостелах (49%) и чистота населенных пунктов (45%).
  • Россияне постарше (35-44 лет) обращают внимание на доступную стоимость разнообразных экскурсий (59%) и транспортное сообщение (транспортная доступность до туристических объектов — 53%, развитая транспортная инфраструктура в населенных пунктах — 45%). 

 

…барьеры

По мнению наших сограждан, развитию северного туризма мешают в первую очередь внешние (т.е. не зависящие от воли индивида) барьеры. В общей сложности их спонтанно назвали 80% опрошенных (внутренние барьеры — 62%). В обеих группах ответов лидирует тема финансов: высокая стоимость путешествий (25%) и денежные трудности (25%).

В число внешних барьеров вошли также недостаточное информационное сопровождение туристских продуктов (отсутствие рекламы / незнание людей — 15%), плохая инфраструктура и транспортная доступность (14% и 10% соответственно), проблема соотношения цены и качества обслуживания (7%). К наиболее частым внутренним барьерам можно отнести суровый климат региона (10%), туристические предпочтения россиян («больше любят Юг / пляжный отдых» — 6%), занятость, отсутствие отпусков (5%).

[1] Лихачев Д.С. Раздумья. — М.: Детская литература, 1991.

[2] Прямой перелет из Москвы в Хибины (ближайший к Мончегорску аэропорт) составляет 2 ч. 30 мин., из Санкт-Петербурга — 1 ч. 40 мин.

21-23 апреля 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос проведен при поддержке Агентства развития Мончегорска

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

-

Некоторые россияне во время летнего отпуска не покидают свой регион, предпочитая отдыхать дома. Некоторые ездят по России, кто-то путешествует за границу. А Вы за последние пять лет ездили отдыхать, проводили отпуск в других регионах России или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2016 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2021 г.

2022 г.

Да, один раз

12

16

15

13

13

15

Да, два раза и более

23

28

28

31

29

33

Нет, не ездил

64

56

57

56

58

52

Затрудняюсь ответить

1

0

0

0

0

0

Какие преимущества, по Вашему мнению, имеют путешествия по нетуристическим, в том числе северным городам/регионам России?

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и более)

 

Все опрошенные

Изучение страны и ее истории / патриотизм

20

Красивая природа / красивые места / достопримечательности / увидеть что-то новое

18

Ниже стоимость путешествия

7

Изучение обычаев / традиций местности и народа

5

Мне это интересно

4

Нетронутые места / безлюдность

4

Пополнение бюджета страны/региона

2

Общение с природой / свежий воздух / благоприятно сказывается на здоровье

2

Другое

2

Нет никаких преимуществ

11

Затрудняюсь ответить

37

Давайте поговорим про Русский Север» про арктический город Мончегорск, расположенный в Мурманской области. В Мончегорске есть озера Имандра и Лумболка, открывается вид на Хибинские горы. Для туристов доступны активные виды отдыха: парк викингов, яхтинг, катание на беговых лыжах, снегоходах, рыбалка. Представьте, что Вы планируете отпуск и хотите отправиться в путешествие по России. Скажите, пожалуйста, Вам было бы скорее интересно посетить город Мончегорск или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Скорее интересно

68

67

70

79

70

72

67

63

Скорее не интересно

29

30

28

21

29

25

31

33

Затруднились ответить

3

3

2

0

1

3

2

4

Если говорить о северном туризме, что могло бы побудить совершить поездку по северным городам России?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

«Богатства» региона

Наличие разнообразных природных, культурных достопримечательностей

57

История региона

45

Стоимость

Приемлемая стоимость экскурсий

48

Развлечения

Проведение тематических фестивалей, культурных мероприятий

35

Наличие возможностей для активных видов отдыха, спорта

34

Транспортная инфраструктура

Транспортная доступность до туристических объектов

43

Развитая транспортная инфраструктура в населенных пунктах

36

Комфорт

Доступное и комфортное размещение в гостиницах/хостелах

41

Чистота населенных пунктов, мест отдыха

35

Наличие развитой туристической инфраструктуры, информационных сервисов, туристических агентств

32

Еда

Местная кухня

41

Разнообразные и доступные точки общественного питания

31

Иное

Ничего из перечисленного

8

Другое

9

Затрудняюсь ответить

6

Как вы думаете, что останавливает сегодня российских туристов от путешествий по северным городам России? Вы можете дать несколько ответов

(открытый вопрос, до 3-х ответов, % от всех опрошенных, представлены ответы, набравшие 2% и более)

Внешние барьеры

Дороговизна путешествий (билеты, проживание и т.д.)

25

Мало отсутствие рекламы/информирования / незнание людей

15

Плохая/неразвитая инфраструктура

14

Плохая транспортная доступность / неразвитость туристических маршрутов

10

Соотношение цены и качества обслуживания/комфорта

7

Бездорожье/грязь

4

СВО/мобилизация

3

Нечего смотреть / мало достопримечательностей/мероприятий

2

Внутренние барьеры

Отсутствие денег/финансов / низкие зарплаты

25

Боязнь холода / неподходящий/суровый климат

10

Больше любят Юг / пляжный отдых / море

6

Занятость / мало / отсутствие отпусков

5

Большие расстояния / долго/далеко добираться

4

Отсутствие интереса к истории / к России

3

Нет желания / лень

2

Другое

2

Затрудняюсь ответить

12

Александр Поленков
руководитель направления «Бизнес и инвестиции» в Агентстве развития Мончегорска

«Мончегорск — небольшой город на Севере России, обладающий выдающейся индустриальной историей и огромным туристическим потенциалом.

Как и во многих других малых городах нашей страны, развитие туризма в Мончегорске столкнулось с классической дилеммой “курица или яйцо” — что должно появиться раньше: инвесторы и инфраструктура, которые привлекут туристов, или туристический поток, который будет привлекательным для инвесторов? Мы в Агентстве развития Мончегорска решили развивать составляющие этой дилеммы параллельно. Во-первых, увеличиваем туристический поток за счет событийных мероприятий, во-вторых, разработали мастер-план туристического кластера “Имандра” и инвестиционные лоты для потенциальных инвесторов на туристически привлекательных локациях.

Исходя из исследования ВЦИОМ, мы видим, что жителям страны действительно интересен наш арктический город с точки зрения туризма — и делаем все, чтобы убрать такие барьеры, как недостаточный уровень развития туристической инфраструктуры, развивая для этого в регионе субъекты малого и среднего предпринимательства».


23 апреля 2024
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07