Цирковое представление — волнующий и глубокий эмоциональный опыт для российского зрителя. Восемь из десяти россиян считают цирк частью культурного наследия. Как выяснил ВЦИОМ, уникальным российский цирк делают прежде всего мастерство артистов и сложность трюков, знаменитые цирковые династии и номера с животными. Как развивается это искусство сегодня и какие вызовы перед ним встают — в аналитике ВЦИОМ.
Опрос ВЦИОМ показал, что для большинства россиян цирк — безусловная часть культурного наследия, так считают 79% респондентов. Впрочем, среди тех, кто недавно посещал представления, процент согласных с этим утверждением стремится к абсолютному: 87%. «Лояльность россиян цирку очень высокая. Среди тех, кто посещал цирк в течение последнего года, 90% хотят вновь прийти на цирковое шоу в будущем. Вопрос: что же является символами российского цирка? Мы постарались понять, из чего складывается эмоциональная связь. Для более чем половины россиян (53%) это, конечно, известные артисты и цирковые династии. На втором месте — номера с животными, участие животных в представлении (26%)», — рассказал директор Департамента социальных исследований и консалтинга ВЦИОМ Андрей Даудрих в ходе совместной пресс-конференции ВЦИОМ и «Росгосцирка».
Среди символов российского цирка называют клоунов в целом (21%) и в частности персону Юрия Владимировича Никулина. На третьем месте — образ братьев Запашных: для 16% именно они символизируют это искусство. Акробатика, воздушная акробатика дрессированные животные — эти ответы набирают по 14% и 13% соответственно. Кстати, у многих цирк ассоциируется с образами самых ожидаемых на любом представлении артистов — животных, которые в партнерстве с человеком исполняют цирковые номера. «Медведя считают символом российского цирка 44% россиян. На втором месте тигр —40% и 47% среди посетителей цирка за последний год. Можно сказать, что медведь и тигр — базовые символы цирка в сознании россиян», — пояснил Даудрих.
Как пояснили эксперты, данные исследования ВЦИОМ действительно отражают общую картину зрительского интереса. «Многочисленные отзывы, звонки и аншлаги доказывают: зритель соскучился по настоящим цирковым программам, по знаменитым артистам, по невероятным животным. Ведь цирк — это яркое неподдельное зрелище, дарящее настоящие эмоции, где нет монтажа, компьютерной графики и дублеров, а каждый трюк — результат кропотливой работы артистов. И, наконец, цирк — это искусство, объединяющее поколения, атмосфера праздника для всех и для каждого», — отметил генеральный директор Росгосцирка Сергей Беляков.
Цирк как любое востребованное в народе искусство часто становится объектом различных манипуляций, продиктованных политической или иной конъюнктурой, заметил народный артист России, генеральный директор Большого московского цирка на проспекте Вернадского Эдгард Запашный. Например, одной из тем для манипуляций остается участие животных в цирковых представлениях. «Те или иные политические силы очень любят манипулировать любыми исследованиями, и пытаются запретить то акробатов, то океанариумы, то животных в цирке. К счастью, исследование ВЦИОМ подтверждает, что наш зритель, несмотря на все эти манипуляции, остается в рамках абсолютной адекватности. У многих россиян есть домашние животные, и люди хорошо знают, что такое взаимодействие между человеком и животным, основанное на уважении и любви», — подчеркнул Эдгард Запашный.
Мнение главы Большого московского цирка поддержал народный артист России, художественный руководитель Большого московского цирка, председатель «Союза деятелей циркового искусства» Аскольд Запашный. «Люди, представляющие определенные политические силы, на базе ложных утверждений формируют некие представления и пытаются распространять их среди людей. А потом вдруг узнают, что подавляющее большинство людей не только в нашей стране, а вообще в мире любят цирк с животными», — подчеркнул Аскольд Запашный.
Большой московский цирк в прошлом году посетило на 30 тысяч зрителей больше, чем в позапрошлом, и весьма вероятно, что в текущем году собственный рекорд цирка будет обновлен. Зрители с нетерпением ждут именно шоу с артистами — представителями фауны. «Традиции нашего советского русского цирка — это цирк с животными. И, конечно, большое красочное семейное шоу. Я всегда говорил, что цирк — это не только детское искусство. Цирк — это искусство для всей семьи, поэтому мы как постановщики, продюсеры спектакля создаем проект, чтобы он был интересен всем. Результат налицо — это наши высокие сборы», — дополнил заслуженный артист России, руководитель продюсерского центра «Королевский цирк» Гия Эрадзе.
Впрочем, талантливые артисты, традиции партнерства с животными — далеко не все слагаемые успеха российского цирка в будущем. Цирк должен соответствовать и меняющимся реалиям, и ожиданиям новых поколений зрителей, которые неизбежно будут трансформироваться с учетом экспансии современных технологий и других трендов. В связи с этим особое внимание сегодня уделяется подготовке нового поколения управленцев в области циркового искусства. Так, между Московским государственным институтом культуры, Росгосцирком, Союзом деятелей циркового искусства и Большим московским цирком на проспекте Вернадского было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере высшего профессионального образования и подготовки цирковых кадров.
«В рамках соглашения мы планируем, что все цирки, которые входят в структуру Росгосцирка, составят базу практики для наших студентов, а институт станет базой подготовки будущих специалистов циркового искусства. Соответственно, мы планируем масштабировать с помощью магистерской программы по управлению и экономике цирка, а также внедрения курса профессиональной переподготовки для тех управленцев, которые не имеют профильного образования. Передавая лучшие практики, мы будем формировать новое поколение высококлассных управленцев в области циркового искусства», — рассказал и. о. ректора Московского государственного института культуры Дмитрий Сидоров.
Еще один важный аспект, который обязательно должен сопровождать развитие цирка будущего, — вложенные в представление смыслы, в том числе нравственные. Цирк — доброе искусство, которое учит лучшему и светлому. Именно таким он должен оставаться и в будущем, этого ожидают зрители. «Как показало исследование ВЦИОМ, очень большой процент зрителей хочет видеть не просто традиционный цирк, а цирк со смыслом, цирк с идеей, спектакль, который транслирует какую-то мораль», — резюмировала главный режиссер Росгосцирка, заслуженная артистка России Елена Петрикова.