МОСКВА, 15 апреля 2025 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о цирке по заказу ФКП «Росгосцирк».
Ухитрились люди в цирке обучить медведя стирке! |
Русский цирк уникален своим стилем, эмоциональностью, высочайшим мастерством, что делает его неотъемлемой частью культурного наследия страны, и это мнение разделяет большинство россиян. Как показал опрос ВЦИОМ, 79% наших сограждан считают цирк частью культурного наследия (среди недавних посетителей — 87%). Однако цирк — это не только наши традиции, но и часть современного культурного кода, живая, меняющаяся культура. Его образы и эстетика вдохновляют дизайнеров, композиторов, деятелей искусств.
По мнению россиян, российский цирк делает уникальным прежде всего мастерство артистов и сложность трюков (37%), знаменитые цирковые династии (35%) и номера с животными (24%). В ходе опроса россияне рассказали, с какими животными у них ассоциируется современный российский цирк, и самые популярные образы — медведь и тигр. Медведь — как национальный символ, а тигр — как символ древнейшего циркового искусства — искусства дрессуры, подарившего миру немало знаменитых артистов и цирковых династий.
Все хотят сюда попасть |
Цирк — это универсальный язык эмоций, где каждый трюк рождается здесь и сейчас — без дублей, что делает каждое выступление уникальным и неповторимым. Цирковое искусство доступно каждому, зрителю не нужны специальные знания или подготовка — он просто погружается в атмосферу происходящего. Цирк — это не только семейный досуг, среди тех, кто посещал цирк за последний год, на втором месте среди причин посещения — желание погрузиться в атмосферу цирка. Иными словами, цирк становится более разнообразным в восприятии: он привлекает людей, ищущих не просто веселое времяпрепровождение или способ провести досуг с близкими, но и более глубокое эмоциональное переживание. Это также может свидетельствовать о росте интереса к цирку как современному культурному феномену.
Цирк, традиционно ассоциировавшийся с семейным отдыхом и выходом «в свет» с детьми, значительно расширяет свои границы. Сегодня это больше, чем детский или семейный отдых. Среди посетителей цирка за последний год каждый второй (49%) рассматривает его как место культурного отдыха для взрослой аудитории. Половина молодых россиян 18-24 лет (51%) также выразили интерес к современному цирку как месту досуга для взрослых. Судя по всему, цирк расширяет свою аудиторию и начинает предлагать более сложные, многогранные программы, ориентированные на более широкий круг зрителей.
Не просто представление, а настоящее шоу! |
Сегодня зрители хотят видеть не просто красочное, яркое шоу, а захватывающие истории, когда отдельные номера складываются в цельное повествование с сюжетной линией, отражающей важные ценности и смыслы. Зрители хотят вовлеченности на более глубоком эмоциональном уровне, и хотят цирк — ориентированный как на детей, так и на взрослых.
Цирк вызывает желание возвращаться: почти все из тех, кто побывал в нем за последний год, хотят прийти снова (90%). Среди всех россиян показатель составляет 59%. Это подтверждает, что современный цирк вызывает сильные эмоции и оставляет яркое впечатление, которое хочется повторить.
Доверие и партнерство |
Современный цирк — это не про дрессуру, а про зоопсихологию: по мнению россиян, взаимодействие артистов и животных в первую очередь основано на доверии, понимании и эмоциональной связи. Наибольшее впечатление во взаимодействии животного и дрессировщика-наставника производит эмоциональная связь между ними (51%). Россияне воспринимают дрессировщика прежде всего как друга и партнера животного (47%), учителя и лидера (46%), который помогает раскрыть потенциал и способности животного. По всей видимости, восприятие роли дрессировщика изменилось. Сегодня он воспринимается как значимый для животного человек, профессионал, приоритетом для которого является благополучие и психологический комфорт животного.
Автор: Татьяна Смак
«Тенденции, которые формируются в обществе – от изменений в системе ценностей до новых эстетических ориентиров – находят отражение в культурных запросах аудитории. Это видно на примере цирка: зрители хотят видеть в нем не просто развлечение, а содержательное, эмоциональное и захватывающее действие. Цирк также интересен как место осмысления глубоких смыслов и тем, как место отдыха для взрослой аудитории. Он становится своего рода индикатором общественных настроений, актуальность находит свое отражение в сюжетах, форматах взаимодействия со зрителем, использовании новых технологий. Сегодня цирк выступает как живой культурный феномен, одновременно сохраняющий опыт и традиции, и отражающий социальные изменения».
Перейти к странице эксперта