Перебои в работе западных видеохостингов российскому зрителю, кажется, уже не страшны: отечественные платформы по популярности обгоняют западные аналоги. Как в связи с этим меняются тренды медиапотребления и сам контент для массового зрителя — читайте в аналитике ВЦИОМ.
Российская платформа опередила Youtube
ВЦИОМ выяснил, что видео россияне предпочитают смотреть на смартфонах, а также персональных компьютерах и ноутбуках. Первенство на смартфонах у российской платформы «VK Видео» (65%), которая обходит YouTube (60%). Следующие по популярности — «Дзен Видео» (54%), NUUM (54%) и «Видео» в «Одноклассниках» (50%).
Таким образом, отечественные сервисы постепенно обходят глобальные хостинги, чье лидерство еще недавно казалось неоспоримым. Российский зритель лоялен к отечественным сервисам, подтверждают эксперты, однако происхождение платформы все же не является главным критерием выбора. Главное — как работает видеоплатформа, насколько удобен ее функционал и что он показывает, то есть насколько широк выбор качественного, интересного контента.
«У российских пользователей и у бизнеса есть желание использовать российские социальные платформы в целом и видеохостинги в частности. Люди готовы. Успех платформы у пользователей определяется двумя факторами: качеством платформы как технологического продукта (функциональность, надежность, скорость работы, удобство, кабинет и авторские выплаты и т.д.) и наполненностью платформы качественным контентом», — отмечает директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics Василий Черный.
«Так, платформа «VK Видео» развивается очень быстро, буквально на глазах, отмечает эксперт. На «VK Видео» играет тесная интеграция с «ВКонтакте», которая помогает видеохостингу сразу рекомендовать вам контент тех авторов, на которых вы подписаны в соцсети. У платформы хороший «ассортимент» контента — от авторских трансляций и стримов до продюсированных программ и трансляций телеканалов. В «VK Видео» целенаправленно работают над привлечением интересных аудитории авторов. Большая часть российских блогеров уже работает с несколькими платформами», — отмечает Василий Черный.
Обо всем на свете
Российские зрители становятся более требовательными к качеству контента, отмечают эксперты.
По данным ВЦИОМ, интересы аудитории охватывают широкий спектр форматов — от развлекательного до образовательного и информационного видеоконтента. Наибольший интерес аудитории видеосервисов вызывает следующее: фильмы и сериалы (56%), новости (53%), юмор и развлекательный контент (51%), образование, просвещение и наука (49%), хобби и увлечения (48%), музыка, клипы и выступления артистов (45%). Достаточно востребован контент о путешествиях (38%), видео на тему технологий и гаджетов (26%), красоты и здоровья (25%), экономики и финансов, психологии (по 23%), компьютерных игр (22%). Несколько реже в ответах звучат такие тематические направления контента, как спорт и фитнес, бизнес (по 17%), семья и воспитание детей (16%) и мода, шопинг (12%). При этом, согласно исследованию популярных тематик Brand Analytics, в 2024 году заметно вырос интерес к личным темам: «Дети и воспитание», «Животные», «Психология и отношения», «Религия и духовность». Пользователей, конечно, волнует и общественный дискурс, связанный с темами «Политика» и «Военная тематика».
Если с содержанием роликов, которые находят отклик в сердце россиян, все в целом понятно, то актуальные, современные и востребованные форматы подачи контента российским платформам еще предстоит развить.
«Один из основных пробелов перед YouTube, который платформы ставят себе задачу заполнить с помощью привлечения популярных авторов, это контент в формате DYI — советы, как самостоятельно решить ту или иную, например, хозяйственную проблему», — поделился Василий Черный.
По мнению руководителя Департамента социальных исследований ВЦИОМ Андрея Даудрих, становится очевидным зрительский запрос на обновленные форматы просветительского контента: люди стремятся к знаниям, само получение которых превращается в увлекательный процесс, а не напоминает длинные лекции седативного действия. «За минувшие годы появилось много шоу-контента, хайповых форматов, которые смогли закрыть потребность своей части аудитории. В то же время ниша просветительского контента, доступного для понимания и интересного разной аудитории, остается полупустой — заполнить ее пока не смогли ни франчайзинговые реплики западных шоу, ни наши проекты, сконструированные по их принципу. В этом направлении стоит дальше развивать контент», — считает Даудрих.
Формула популярности: стабильная работа + разнообразие тем, форматов и авторов
Россия — одна из немногих стран в мире, у которых есть своя сетевая инфраструктура, видеосервисы, социальные сети, поисковые системы и целые цифровые экосистемы, констатирует Даудрих. По мнению эксперта, развитие отечественных социальных сетей и видеоплатформ становится важным направлением развития суверенной экономики. «У нас сохраняется задача по развитию технологического, в том числе цифрового суверенитета. Популярные у людей видеосервисы — здесь следует упомянуть прежде всего „VK Видео“ — играют в этой работе огромную роль», — подытоживает руководитель Департамента социальных исследований ВЦИОМ.
По мнению Василия Черного, российским платформам следует уделять еще больше внимания двум важнейшим аспектам работы: повышению технического качества работы и разнообразию авторского контента.
«В первую очередь — продукт и еще раз продукт, техническое качество платформы. Быстрая CDN, стабильные трансляции на всех доступных по качеству режимах, реально работающие рекомендательные алгоритмы, аналитика в кабинете автора и авторские отчисления и т.д. Второе, о чем выше уже тоже говорили, — грамотная работа по расширению портфеля авторов, которые смогут наполнить платформу разнообразным авторским контентом. А чтобы авторы и дальше приходили, нужен технологический продукт и, как следствие, будет и расширение аудитории, и заработки. Круг замкнулся», — резюмирует директор по стратегическим коммуникациям Brand Analytics.