МОСКВА, 8 октября 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса россиян о пользовании видеосервисами.
Что и как смотреть? |
Видеосервисы прочно вошли в повседневную жизнь россиян, став неотъемлемой частью современного потребления. Они предоставляют пользователям широкий выбор контента — от коротких развлекательных роликов до обучающих и документальных видео — и дают возможность потреблять контент в любое время и в любом месте. ВЦИОМ выяснил, что смартфоны и персональные компьютеры/ноутбуки являются основными устройствами, с которых россияне предпочитают просматривать видеоконтент на различных видеосервисах. Первенство на смартфонах занимает российская платформа VK Видео (65%), обходя при этом YouTube (60%), далее следуют Дзен Видео (54%), NUUM (54%) и Видео в Одноклассниках (50%). Смотреть контент на компьютерах и ноутбуках чаще предпочитают пользователи Twitch (54%), Видео в Одноклассниках (42%), Дзен Видео (40%), RUTUBE (34%) и YouTube (25%). В меньшей степени оказались популярны планшеты (2–4%) и ТВ с приставкой, Smart TV (2–16%).
Контентные интересы аудитории охватывают широкий спектр форматов — от развлекательного до образовательного и информационного видеоконтента. Наибольший интерес аудитории видеосервисов вызывает следующее: фильмы и сериалы (56%), новости (53%), юмор и развлекательный контент (51%), образование, просвещение и наука (49%), хобби и увлечения (48%), музыка, клипы и выступления артистов (45%). Достаточно востребован контент о путешествиях (38%), видео на тему технологий и гаджетов (26%), красоты и здоровья (25%), экономики и финансов, психологии (по 23%), компьютерных игр (22%). Несколько реже в ответах звучат такие тематические направления контента, как спорт и фитнес, бизнес (по 17%), семья и воспитание детей (16%) и мода, шопинг (12%).
Догнать и перегнать |
Опрошенные пользователи скорее высоко оценивают опыт использования различных видеосервисов. В топ-3 видеосервисов по оценкам пользователей вошли YouTube, VK Видео и Дзен Видео (71%, 54% и 51% соответственно довольны их использованием). Далее следуют Twitch (46%), Видео в Одноклассниках (40%) и RUTUBE (39%). При этом среди пользователей YouTube наиболее высокая доля отказавшихся от сервиса — каждый пятый (21%) отметил, что ранее пользовался платформой, а сейчас — нет.
Российские видеосервисы в конкурентной борьбе за зрителя сегодня становятся ближе к глобальному YouTube. Наиболее близок к этому VK Видео — 59% опрошенных пользуются платформой несколько раз в день или почти каждый день, у YouTube этот показатель — 78%. В топ-5 также вошли Дзен Видео (54%), RUTUBE (43%) и Видео в Одноклассниках (41%).
В целом данные исследования указывают на высокую удовлетворенность пользователей основными видеосервисами в России, а также на растущую конкурентоспособность российских платформ.
Самый быстрый |
Скорость загрузки видео — один из важнейших параметров видеосервиса. ВЦИОМ выяснил, что самыми быстрыми по скорости загрузки видео пользователи называют YouTube (25%) и VK Видео (20%), на третьем месте — RUTUBE (8%). При этом среди аудитории подростков 14–17 лет, кто, как правило, проводит в Сети больше всех времени и чаще смотрит видео, самым быстрым видеосервисом признают VK Видео (30%), за ним следует YouTube (27%). Остальные сервисы в условном рейтинге скорости набирают не более 8%.
«Успех любого видеосервиса зависит от трех составляющих: наличие интересного эксклюзивного контента, стабильность работы и оптимизация. Все остальное, включая страновую принадлежность – вторично. Для пользователя, по большей части, нет разницы – американский сервис (YouTube, Twich), российский (VK Видео, RuTube), китайский (Youku, Bilibili) или любой другой, важно, чтобы было интересно и удобно смотреть/слушать ролики «на фоне», когда делаешь домашние дела, едешь в метро или просто гуляешь с собакой.
И по каждому из трех параметров российские платформы долгие годы проигрывали иностранным. Тот же RuTube так и не смог в 10-х годах составить конкуренцию YouTube, поскольку, с одной стороны, работал значительно медленнее, а с другой – использовал ту же модель, что и ТВ (одно время в сервис просто дублировались фильмы и сериалы с телеканалов), и это было критично – пользователи не понимали, почему им просто не включить телевизор, а начинающие блогеры не видели смысла идти на платформу.
Но, за последние два года ситуация изменилась. Отчасти на это повлияла международная обстановка, отчасти – тот факт, что развитием сервисов начали заниматься люди, которые понимают, как работать с контентом, удерживать внимание зрителя и как выстроить инфраструктуру таким образом, чтобы она легко загружалась на смартфонах и стабильно работала при большом количестве зрителей.
Наибольших успехов, как мы видим, добились коллеги из VK видео. Причем, на мой взгляд, не просто за счет замедления YouTube и притока новых пользователей из запрещенной социальной сети, но и благодаря продуманной политике по работе с контентом и выстраиванию полноценной информационной экосистемы. С одной стороны, мы видим эксклюзивы, вроде ЧБД, с другой, пользователи могут спокойно переключаться между видео, музыкой и социальной сетью, а с третьей – VK много и плотно работает и с блогерами, и с молодежной аудиторией как в онлайн, так и в офлайн. Все это дает свои плоды.
В то же время, говорить о том, что все в ближайшие время переедут в VK и забудут YouTube было бы странно. Пользовательские привычки меняются медленно, плюс многие блогеры продолжают активно использовать американский сервис. И это, на самом деле, не плохо, как и тот факт, что многие смотрят Nuum, или Twich, поскольку рождает здоровую конкуренцию, за счет которой и рождаются новые форматы, а также происходит развитие».