Коротко о главном:
- 35% считают, что их квалификация полностью соответствует выполняемой работе (2005 г. — 33%).
- 43% работающих проходили профессиональную (пере)подготовку за последние 3 года (+9 п.п. к 2005 г.).
- Индекс влияния навыков на карьеру — 61 п. в 2025 г. (2005 г. — 50 п.).
- Индекс влияния навыков на доход составил 57 п. (2005 г. — 50 п.).
- Индекс востребованности навыков — 76 п. (2005 г. — 64 п.).
МОСКВА, 30 апреля 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян о профессиональных навыках.
Учиться, учиться и еще раз учиться… |
Для решения проблемы дефицита квалифицированных кадров в отраслях экономики с 1 января 2025 года началась реализация национального проекта «Кадры». В числе ключевых мероприятий нацпроекта — оценка квалификации, профессиональное обучение и переподготовка, совершенствование центров карьеры. Эффекты нацпроекта еще предстоит оценить в будущем, пока же самооценка россиянами соответствия уровня своей квалификации требованиям выполняемой работы остается примерно на одном уровне в течение последних 20 лет. Сегодня, как и в 2004 году, каждый третий уверен, что его компетенции полностью соответствуют его работе. Чем выше доход и образование, тем выше уверенность в релевантности своих навыков, то есть владение знаниями и экономическим капиталом не только повышает реальные возможности, но и формирует устойчивую субъективную уверенность в своей квалификации.
Четверо из работающих россиян проходили профессиональную (пере)подготовку в последние три года, это в 1,3 раза больше, чем в 2005 году (43% и 34% соответственно). Прирост произошел преимущественно за счет доли тех, кто проходил курсы повышения квалификации по своей профессии или по новой специальности: российский рынок труда становится более чувствительным к квалификации, а сами работники — более адаптивными.
За последние 20 лет в общественном восприятии произошел сдвиг в представлениях о профессиональных навыках в сторону признания их роли как ключевого элемента карьеры, дохода и спроса на рынке труда. Однако этот сдвиг носит асимметричный характер.
Индекс влияния профессионально-квалификационных навыков на доходы[1] демонстрирует умеренный рост: с 50 пунктов в 2005 году до 57 пунктов в 2025 году. При этом основное увеличение произошло в период с 2005 по 2013 год (+6 пунктов), тогда как в последующие 12 лет рост замедлился (+1 пункт).
На фоне относительной стабильности доходного компонента влияние профессиональных навыков на карьеру возрастает более устойчиво. Индекс[2] вырос с 50 пунктов в 2005 году до 61 пункта в 2025 году (с 2013 г. прирост составил 5 п.).
Максимальный прирост демонстрирует индекс востребованности профессиональных навыков[3]: с 64 до 76 пунктов за период с 2005 по 2025 год. Несмотря на отсутствие данных за 2013 год, можно с высокой долей уверенности утверждать, что повышение индекса отражает растущий дефицит квалифицированных кадров и возрастающее давление со стороны экономики на уровень подготовки работников.
Хотя востребованность в навыках для карьерного продвижения растет, их влияние на уровень доходов перестало увеличиваться после 2013 года. Это указывает на противоречие: рынок требует квалификации, но не готов полноценно ее капитализировать в оплате труда.
Широка страна моя родная… |
Все федеральные округа испытывают кадровый голод, но «диета» у всех разная. Анализ интегрального и компонентных индексов позволяет выявить устойчивые территориальные различия в восприятии роли профессионально-квалификационных навыков на рынке труда. Данные охватывают четыре ключевых измерения: влияние навыков на доходы, на карьеру, востребованность навыков, а также сводный интегральный индекс[4], отражающий обобщенное значение этих факторов.
Наивысшие значения интегрального индекса (67 п.) зафиксированы в двух зонах — Москве/Санкт-Петербурге и Дальневосточном федеральном округе, однако характер их лидерства различен:
- В Москве и Санкт-Петербурге наблюдается высокая оценка влияния навыков как на доходы (64 п.), так и на карьеру (65 п.), что типично для зрелых, конкурентных и институционально сложных рынков труда.
- В Дальневосточном ФО высокий интегральный показатель достигается за счет максимальной оценки спроса на квалификацию (78 п.) и высокого карьерного эффекта (66 п.) при умеренном уровне влияния навыков на доход (57 п.). Это может указывать на дефицит квалифицированных кадров и высокую чувствительность региона к профессиональной подготовке, быстрые карьерные лифты.
Следом за лидерами идут Приволжский и Центральный федеральные округа с интегральным значением 66 пунктов. Для них характерен баланс между всеми тремя компонентами, связь между навыками, доходом и карьерной динамикой довольно стабильная.
Южный (65 п.), Северо-Кавказский (64 п.) и Сибирский (63 п.) федеральные округа можно отнести к группе среднего уровня. Здесь навыки признаются значимыми, однако эффект их капитализации слабее, особенно в доходном аспекте.
Северо-Западный (62 п.) и особенно Уральский федеральный округ (61 п.) демонстрируют наименьшие значения по всем параметрам, особенно по влиянию на доходы (55 и 49 пунктов соответственно), при этом в Уральском округе отмечен максимальный разрыв между спросом и доходностью (26 пунктов, для сравнения в Москве и Санкт-Петербурге этот разрыв в три раза ниже — 9 пунктов).
Наибольшую отдачу от профессиональных навыков сегодня получают миллениалы (интегральный индекс 66-69 п.), они находятся в зрелом трудоспособном возрасте, активнее конкурируют на рынке за счет опыта по сравнению с зумерами и, вероятно, обладают более релевантным накопленным квалификационным капиталом по сравнению со старшими поколениями.
Мужчины в большей степени, чем женщины, ощущают, что профессиональные навыки конвертируются в доход и карьерный рост, имеют рыночную значимость. Это может быть связано как с гендерным разрывом в возможностях карьерной реализации, так и с разницей в профессиональных траекториях: мужчины чаще заняты в сферах с четкой зависимостью дохода от квалификации (например, технические и управленческие профессии).
- Капитализация навыков также выше у россиян с высшим или незаконченным высшим образованием, хорошим материальным положением, жителей крупных городов и работников коммерческой сферы.
|
Автор: Татьяна Смак
[2] Индекс влияния профессионально-квалификационных навыков на карьеру показывает, насколько сильным работающие россияне ощущают влияние своих навыков на карьеру. Индекс принимает значение от 0 до 100 пунктов, чем выше значение индекса, тем сильнее ощущаемое влияние навыков на профессиональный рост. Ответу «очень сильно» присвоен коэффициент 1; ответу «достаточно сильно» — коэффициент 0,7; ответу «отчасти» — коэффициент 0,5; ответу «слабо» — коэффициент 0,4; ответу «никак» — коэффициент 0; ответу «затрудняюсь ответить» — коэффициент 0,3.
[3] Индекс востребованности профессионально-квалификационных навыков показывает, насколько сильным работающие россияне ощущают востребованность своих компетенций. Индекс принимает значение от 0 до 100 пунктов, чем выше значение индекса, тем сильнее ощущаемое влияние навыков на профессиональный рост. Ответу «очень сильно» присвоен коэффициент 1; ответу «достаточно сильно» — коэффициент 0,7; ответу «отчасти» — коэффициент 0,5; ответу «слабо» — коэффициент 0,4; ответу «никак» — коэффициент 0; ответу «затрудняюсь ответить» — коэффициент 0,3.
[4] Интегральный индекс влияния профессионально-квалификационных навыков отражает комплексную оценку значимости профессиональных навыков для работающих россиян. Он рассчитывается как среднее арифметическое трех субиндексов:
- Индекса влияния профессионально-квалификационных навыков на доходы,
- Индекса влияния профессионально-квалификационных навыков на карьеру,
- Индекса востребованности профессиональных навыков на рынке труда.
Индекс принимает значения от 0 до 100 пунктов. Чем выше значение интегрального индекса, тем более значимыми респонденты считают свои профессиональные навыки в контексте трудовой деятельности как для текущего заработка, так и для карьерного продвижения и востребованности на рынке труда в целом. Индекс позволяет измерить обобщенную субъективную оценку капитализации навыков, отражая как непосредственные экономические последствия (доход), так и перспективы развития (карьера) и общее рыночное признание (востребованность).
19 апреля 2025 г.
Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»
1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.
Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.
Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Основные показатели результативности опроса 19 апреля 2025 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7678; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0188; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1138.
Рассчитаны в соответствии с корпоративным стандартом:
* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.
** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.
*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.
В какой мере уровень Вашей нынешней квалификации соответствует требованиям выполняемой Вами работы?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
| 2004* | 2005* | 2013* | 2019 | 2020 | 2025 |
Полностью соответствует | 35 | 33 | 35 | 37 | 36 | 35 |
Мое образование, квалификация выше, чем это требуется | 7 | 8 | 10 | 9 | 10 | 10 |
Мне не хватает образования, квалификации для выполнения нынешней работы | 9 | 6 | 6 | 6 | 5 | 4 |
Работаю по другой специальности, равноценной полученной | 10 | 9 | 12 | 7 | 11 | 13 |
Не работаю | 33 | 44 | 36 | 38 | 37 | 35 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 0 | 1 | 3 | 1 | 3 |
* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составлял 1600 респондентов.
В какой мере уровень Вашей нынешней квалификации соответствует требованиям выполняемой Вами работы?
(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)
| Все опрошенные | Мужской | Женский | Поколение цифры (2001 г. и позднее) | Младшие миллениалы (1992—2000) | Старшие миллениалы (1982—1991) | Реформенное поколение (1968—1981) | Поколение застоя (1948—1967) | Поколение оттепели (до 1947) |
Полностью соответствует | 35 | 42 | 30 | 43 | 45 | 44 | 43 | 23 | 6 |
Мое образование, квалификация выше, чем это требуется | 10 | 12 | 8 | 11 | 10 | 13 | 12 | 6 | 1 |
Мне не хватает образования, квалификации для выполнения нынешней работы | 4 | 4 | 4 | 5 | 3 | 5 | 4 | 4 | 1 |
Работаю по другой специальности, равноценной полученной | 13 | 13 | 13 | 10 | 22 | 17 | 19 | 5 | 0 |
Не работаю | 35 | 25 | 43 | 28 | 15 | 18 | 18 | 58 | 92 |
Затрудняюсь ответить | 3 | 4 | 2 | 3 | 5 | 3 | 4 | 4 | 0 |
Приходилось ли Вам за последние три года получать профессиональную подготовку? Если да, то в какой из перечисленных форм?
(закрытый вопрос, любое кол-во ответов, % от работающих)
| 2005* | 2025 |
Нет, не приходилось | 60 | 54 |
Прошел первичное профобучение (для не имевших профессии, специальности) | 7 | 3 |
Прошел обучение смежной профессии, специальности (близкой моей прежней профессии, специальности) | 5 | 5 |
Прошел переподготовку по новой, другой профессии, специальности | 6 | 11 |
Прошел курс повышения квалификации по своей профессии | 18 | 27 |
Затрудняюсь ответить | 6 | 3 |
* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составлял 1600 респондентов.
Приходилось ли Вам за последние три года получать профессиональную подготовку? Если да, то в какой из перечисленных форм?
(закрытый вопрос, любое кол-во ответов, % от работающих)
| Все опрошенные | Мужской | Женский | Поколение цифры (2001 г. и позднее) | Младшие миллениалы (1992—2000) | Старшие миллениалы (1982—1991) | Реформенное поколение (1968—1981) | Поколение застоя (1948—1967) | Поколение оттепели (до 1947) |
Нет, не приходилось | 54 | 57 | 52 | 44 | 46 | 52 | 55 | 66 | 83 |
Прошел первичное профобучение (для не имевших профессии, специальности) | 3 | 4 | 2 | 4 | 6 | 3 | 1 | 3 | 0 |
Прошел обучение смежной профессии, специальности (близкой моей прежней профессии, специальности) | 5 | 5 | 5 | 10 | 7 | 8 | 3 | 1 | 0 |
Прошел переподготовку по новой, другой профессии, специальности | 11 | 9 | 13 | 7 | 12 | 14 | 11 | 8 | 0 |
Прошел курс повышения квалификации по своей профессии | 27 | 26 | 28 | 36 | 31 | 23 | 30 | 20 | 17 |
Затрудняюсь ответить | 3 | 3 | 3 | 5 | 2 | 2 | 2 | 5 | 0 |
В какой степени Ваши доходы зависят от Ваших профессионально-квалификационных навыков (образования, знаний, опыта и так далее)?
(закрытый вопрос, один ответ, % от работающих)
| 2005* | 2013* | 2025 |
Очень сильно | 18 | 14 | 23 |
Достаточно сильно | 22 | 35 | 30 |
Отчасти | 23 | 29 | 19 |
Слабо | 11 | 7 | 6 |
Никак | 23 | 13 | 18 |
Затрудняюсь ответить | 3 | 2 | 4 |
Индекс влияния профессионально-квалификационных навыков на доходы** | 50 | 56 | 57 |
* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составлял 1600 респондентов.
** Индекс влияния профессионально-квалификационных навыков на доход показывает, насколько сильным работающие россияне ощущают влияние своих навыков на доход. Индекс принимает значение от 0 до 100 пунктов, чем выше значение индекса, тем сильнее ощущаемое влияние навыков на доход. Ответу «очень сильно» присвоен коэффициент 1; ответу «достаточно сильно» — коэффициент 0,7; ответу «отчасти» — коэффициент 0,5; ответу «слабо» — коэффициент 0,4; ответу «никак» — коэффициент 0; ответу «затрудняюсь ответить» — коэффициент 0,3.
В какой степени Ваши доходы зависят от Ваших профессионально-квалификационных навыков (образования, знаний, опыта и так далее)?
(закрытый вопрос, один ответ, % от работающих)
| Все опрошенные | Мужской | Женский | Поколение цифры (2001 г. и позднее) | Младшие миллениалы (1992—2000) | Старшие миллениалы (1982—1991) | Реформенное поколение (1968—1981) | Поколение застоя (1948—1967) |
Очень сильно | 23 | 27 | 18 | 26 | 20 | 30 | 23 | 13 |
Достаточно сильно | 30 | 29 | 32 | 28 | 41 | 30 | 26 | 30 |
Отчасти | 19 | 17 | 21 | 24 | 14 | 22 | 20 | 16 |
Слабо | 6 | 5 | 8 | 6 | 6 | 5 | 8 | 6 |
Никак | 18 | 18 | 19 | 16 | 18 | 11 | 21 | 27 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 4 | 2 | 0 | 1 | 2 | 2 | 8 |
Индекс влияния профессионально-квалификационных навыков на доходы | 57 | 59 | 55 | 60 | 58 | 64 | 55 | 47 |
В какой степени Ваша профессиональная карьера (должность, условия работы, авторитет, устойчивость положения и так далее) зависит от Ваших профессионально-квалификационных навыков (образования, знаний, опыта и так далее)?
(закрытый вопрос, один ответ, % от работающих)
| 2005* | 2013* | 2025 |
Очень сильно | 16 | 13 | 23 |
Достаточно сильно | 25 | 34 | 37 |
Отчасти | 23 | 31 | 18 |
Слабо | 9 | 7 | 5 |
Никак | 23 | 12 | 14 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 3 | 3 |
Индекс влияния профессионально-квалификационных навыков на карьеру** | 50 | 56 | 61 |
* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составлял 1600 респондентов.
** Индекс влияния профессионально-квалификационных навыков на карьеру показывает, насколько сильным работающие россияне ощущают влияние своих навыков на карьеру. Индекс принимает значение от 0 до 100 пунктов, чем выше значение индекса, тем сильнее ощущаемое влияние навыков на профессиональный рост. Ответу «очень сильно» присвоен коэффициент 1; ответу «достаточно сильно» — коэффициент 0,7; ответу «отчасти» — коэффициент 0,5; ответу «слабо» — коэффициент 0,4; ответу «никак» — коэффициент 0; ответу «затрудняюсь ответить» — коэффициент 0,3.
В какой степени Ваша профессиональная карьера (должность, условия работы, авторитет, устойчивость положения и так далее) зависит от Ваших профессионально-квалификационных навыков (образования, знаний, опыта и так далее)?
(закрытый вопрос, один ответ, % от работающих)
| Все опрошенные | Мужской | Женский | Поколение цифры (2001 г. и позднее) | Младшие миллениалы (1992—2000) | Старшие миллениалы (1982—1991) | Реформенное поколение (1968—1981) | Поколение застоя (1948—1967) |
Очень сильно | 23 | 27 | 19 | 27 | 27 | 24 | 24 | 17 |
Достаточно сильно | 37 | 34 | 39 | 29 | 37 | 43 | 33 | 35 |
Отчасти | 18 | 16 | 21 | 22 | 17 | 18 | 19 | 16 |
Слабо | 5 | 5 | 5 | 10 | 6 | 3 | 5 | 4 |
Никак | 14 | 14 | 13 | 11 | 12 | 9 | 16 | 21 |
Затрудняюсь ответить | 3 | 4 | 3 | 1 | 1 | 3 | 3 | 7 |
Индекс влияния профессионально-квалификационных навыков на карьеру | 61 | 62 | 60 | 63 | 64 | 65 | 59 | 53 |
В какой степени на Вашей работе востребованы Ваши профессионально-квалификационные навыки (образование, знания, опыт и так далее)?
(закрытый вопрос, один ответ, % от работающих)
| 2005* | 2025 |
Полностью | 34 | 50 |
Почти полностью | 21 | 21 |
Частично | 21 | 16 |
Почти никак | 9 | 5 |
Никак | 11 | 6 |
Затрудняюсь ответить | 4 | 2 |
Индекс востребованности профессиональных навыков*** | 64 | 76 |
* До 2017 г. опросы проводились методом поквартирных face-to-face интервью (проект «Экспресс»), выборка стратифицированная многоступенчатая с квотами по социально-демографическим параметрам, репрезентирует население РФ 18 лет и старше по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию и федеральному округу. Объем выборки составлял 1600 респондентов.
*** Индекс востребованности профессионально-квалификационных навыков показывает, насколько сильным работающие россияне ощущают востребованность своих компетенций. Индекс принимает значение от 0 до 100 пунктов, чем выше значение индекса, тем сильнее ощущаемое влияние навыков на профессиональный рост. Ответу «очень сильно» присвоен коэффициент 1; ответу «достаточно сильно» — коэффициент 0,7; ответу «отчасти» — коэффициент 0,5; ответу «слабо» — коэффициент 0,4; ответу «никак» — коэффициент 0; ответу «затрудняюсь ответить» — коэффициент 0,3.
В какой степени на Вашей работе востребованы Ваши профессионально-квалификационные навыки (образование, знания, опыт и так далее)?
(закрытый вопрос, один ответ, % от работающих)
| Все опрошенные | Мужской | Женский | Поколение цифры (2001 г. И позднее) | Младшие миллениалы (1992—2000) | Старшие миллениалы (1982—1991) | Реформенное поколение (1968—1981) | Поколение застоя (1948—1967) |
Полностью | 50 | 52 | 48 | 34 | 49 | 51 | 55 | 47 |
Почти полностью | 21 | 19 | 23 | 27 | 20 | 23 | 19 | 20 |
Частично | 16 | 17 | 15 | 27 | 18 | 15 | 14 | 17 |
Почти никак | 5 | 5 | 6 | 5 | 6 | 7 | 4 | 5 |
Никак | 6 | 6 | 6 | 4 | 6 | 4 | 7 | 10 |
Затрудняюсь ответить | 2 | 1 | 2 | 3 | 1 | 0 | 1 | 1 |
Индекс востребованности профессиональных навыков | 76 | 76 | 75 | 70 | 75 | 78 | 77 | 71 |
Расчетные значения индексов влияния навыков на доходы, карьеру, востребованности навыков и интегральный индекс влияния навыков, по полу и возрасту, в пунктах
| Все опрошенные | Мужской | Женский | Поколение цифры (2001 г. И позднее) | Младшие миллениалы (1992—2000) | Старшие миллениалы (1982—1991) | Реформенное поколение (1968—1981) | Поколение застоя (1948—1967) |
Индекс влияния профессионально-квалификационных навыков на доходы | 57 | 59 | 55 | 60 | 58 | 64 | 55 | 47 |
Индекс влияния профессионально-квалификационных навыков на карьеру | 61 | 62 | 60 | 63 | 64 | 65 | 59 | 53 |
Индекс востребованности профессиональных навыков | 76 | 76 | 75 | 70 | 75 | 78 | 77 | 71 |
Интегральный индекс влияния профессионально-квалификационных навыков**** | 65 | 66 | 63 | 64 | 66 | 69 | 64 | 57 |
**** Интегральный индекс влияния профессионально-квалификационных навыков отражает комплексную оценку значимости профессиональных навыков для работающих россиян. Он рассчитывается как среднее арифметическое трех субиндексов:
- Индекса влияния профессионально-квалификационных навыков на доходы,
- Индекса влияния профессионально-квалификационных навыков на карьеру,
- Индекса востребованности профессиональных навыков на рынке труда.
Индекс принимает значения от 0 до 100 пунктов. Чем выше значение интегрального индекса, тем более значимыми респонденты считают свои профессиональные навыки в контексте трудовой деятельности, как для текущего заработка, так и для карьерного продвижения и востребованности на рынке труда в целом. Индекс позволяет измерить обобщённую субъективную оценку капитализации навыков, отражая как непосредственные экономические последствия (доход), так и перспективы развития (карьера) и общее рыночное признание (востребованность).
Расчетные значения индексов влияния навыков на доходы, карьеру, востребованности навыков и интегральный индекс влияния навыков, по федеральным округам, в пунктах
| Индекс влияния профессионально-квалификационных навыков на доходы | Индекс влияния профессионально-квалификационных навыков на карьеру | Индекс востребованности профессиональных навыков | Интегральный индекс влияния профессионально-квалификационных навыков |
РФ | 57 | 61 | 76 | 65 |
Москва, Санкт-Петербург | 64 | 65 | 73 | 67 |
Дальневосточный федеральный округ | 57 | 66 | 78 | 67 |
Приволжский федеральный округ | 59 | 62 | 77 | 66 |
Центральный федеральный округ | 59 | 62 | 77 | 66 |
Южный федеральный округ | 59 | 61 | 74 | 65 |
Северо-Кавказский федеральный округ | 56 | 61 | 74 | 64 |
Сибирский федеральный округ | 55 | 59 | 74 | 63 |
Северо-Западный федеральный округ | 55 | 58 | 73 | 62 |
Уральский федеральный округ | 49 | 58 | 75 | 61 |
«На российском рынке сложилась парадоксальная ситуация – высокая востребованность профессиональных навыков не приводит к их монетизации. Работодатели активно ищут профессионалов, но либо не хотят, либо не знают, как адекватно оценивать их труд, но скорее всего – просто не могут себе позволить платить больше.
Это приводит к тому, что квалификация становится более значимой для карьерного роста, но не для повышения дохода. То есть карьера выступает отложенной компенсацией за усилия работника по повышению своего профессионализма.
Такая ситуация усугубляет социальное неравенство через дифференциацию возможностей обмена личных компетенций на материальный достаток:
• Компетенции легче монетизировать в мегаполисах, нежели в регионах
• Миллениалы находятся в наиболее выгодном положении за счет достаточного опыта при отсутствии возрастных ограничений
• Завышенные ожидания зумеров рынок не в состоянии обеспечить
• Гендерный разрыв остается ярко выраженным и предпосылок к его преодолению пока не видно
Экономика все больше зависит от человеческого капитала, но механизмы его справедливой оценки и вознаграждения все еще далеки от идеала».
Перейти к странице эксперта