Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Егор Алеев/ТАСС
Развлечения

Спорт с приставкой кибер

Киберспорт пока не завоевал статус полноценного спорта в российском обществе, но есть все основания полагать, что уже скоро это изменится.
Фото:
Коротко о главном
  • 25% опрошенных смотрят или смотрели раньше кибертурниры по видеоиграм.
  • 40% считают киберспорт спортом, 51% не считают.
  • 69% «за» развитие киберспорта в России; 56% поддержали бы увлечение ребенка киберспортом.
  • Топ-3 наиболее узнаваемых российских видеоигр: «Atomic Heart», «Warface» (по 30%), «Дальнобойщики» (29%) и «Смута» (24%).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 25% опрошенных смотрят или смотрели раньше кибертурниры по видеоиграм.
  • 40% считают киберспорт спортом, 51% не считают.
  • 69% «за» развитие киберспорта в России; 56% поддержали бы увлечение ребенка киберспортом.
  • Топ-3 наиболее узнаваемых российских видеоигр: «Atomic Heart», «Warface» (по 30%), «Дальнобойщики» (29%) и «Смута» (24%).

МОСКВА, 26 июня 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса россиян о видеоиграх и киберспорте.

Гейминг и кибертурниры

Гейминг — популярное в России увлечение, о чем аналитический центр ВЦИОМ писал совсем недавно. Опыт игры в видеоигры, по собственным оценкам, имеют почти восемь из десяти пользователей Рунета.

У российских геймеров разнообразные жанровые вкусы. Устойчиво лидируют логические игры и стратегии, первые заметно чаще выбирают представители старших возрастов и женщины. Молодежь, напротив, тяготеет к более динамичным и сюжетным форматам — шутерам, RPG и симуляторам. В топ-10 популярных жанров вошли также квесты, гонки, аркады, приключения и выживание. Гендерный разрыв проявляется особенно четко: мужчины чаще выбирают экшен, шутеры и стратегии, женщины — логические игры, квесты и аркады.

Несмотря на широкое распространение видеоигр, киберспортивные турниры остаются нишевым зрелищем: их смотрит или когда-то смотрел каждый четвертый, тогда как семь из десяти никогда не делали этого. Аудитория киберспорта представлена преимущественно молодыми мужчинами до 35 лет. Среди зумеров кибертурниры смотрел уже каждый второй (vs. каждый седьмой в старших поколений). Женская аудитория слабо вовлечена в киберспорт, интерес к турнирам среди женщин в 2,5 раза ниже, чем среди мужчин.

Внутри зрительской аудитории лидируют турниры по Counter-Strike и Dota 2. При этом в младших возрастах заметен интерес к PUBG:Battlegrounds и Fortnite, тогда как у аудитории 25-59 лет — к Call of Duty.

Спорт или не спорт?

Россия занимает седьмое место по количеству киберспортсменов. Но в массовом восприятии киберспорт пока не получил признания как вид спорта. Половина опрошенных не готовы приравнять его к обычному спорту, четверо из десяти считают иначе. И это можно назвать высоким результатом, учитывая, что традиционно кмберспорт воспринимался как локальное увлечение. Старшие поколения и женщины чаще настроены скептически, в то время как молодежь и мужчины гораздо более открыты к признанию его как полноценной дисциплины.

Несмотря на споры о статусе, большинство (семь из десяти) россиян считают, что киберспорт в России следует развивать. Особенно сильна поддержка в целевой аудитории если не киберспорта, то зрителей кибертурниров и видеоигр в целом — мужчин и молодежи до 35 лет. Но и в старших группах идея развития получает устойчивое одобрение, пусть и с меньшим энтузиазмом.

О том, что киберспорт как явление постепенно нормализуется в общественном мнении и, скорее всего, в будущем его ждет большее признание, говорят следующий факт: почти половина респондентов готовы положительно отнестись к увлечению своего ребенка киберспортом. Наиболее открытыми к новому виду спорта оказались мужчины и молодежь — видимо, смена поколений постепенно преодолевает преубеждения в отношении увлечений видеоиграми. Иными словами, развитие киберспорта — это не только про индустрию, но и про то, насколько люди готовы воспринимать киберспортивные достижения.

Киберспорт по-русски

В последние годы российский игровой сегмент пережил серьезные изменения из-за геополитических событий и экономических санкций. Несмотря на это, индустрия демонстрирует адаптацию и большой успех отдельных проектов. Знание игр российских разработчиков имеет ярко выраженную поколенческую специфику. Отечественный геймдев — пока скорее сфера интереса, а не массового узнавания.

Молодежь до 35 лет уверенно называет ключевые игры последних лет, такие как «Atomic Heart», «Warface», «Смута», «Escape from Tarkov», «Бесконечное лето». Можно сказать, для них российский геймдев — это медиафеномен, присутствующий в повестке.

У опрошенных постарше знание игр существенно ниже и фокусируется на ностальгических проектах 2000-х: «Дальнобойщики», «Петька и Василий Иванович», «Корсары», «Heroes of Might and Magic V». При этом значительная доля респондентов старше 45 лет вовсе не слышали ни об одной игре. Гендерный разрыв также заметен: мужчины лучше ориентируются в геймдеве, женщины чаще затрудняются с ответом или вовсе не знакомы с российскими играми.

Российский геймдев в глазах большинства — больше бренд, чем практика. Хотя многие респонденты слышали о российских видеоиграх, играют в них единицы. Даже в самые узнаваемые — «Atomic Heart», «Warface», «Дальнобойщики» — играют редко. Заметно выделяется на общем фоне «Atomic Heart», среди 18-24-летних в него играл почти каждый шестой. В целом молодые геймеры (до 25 лет) демонстрируют наибольшую вовлеченность: среди них выше доля тех, кто играл, и именно в новые, визуально и технически продвинутые проекты.

Не только играть, но и смотреть!

Контент о видеоиграх потребляют более трети респондентов, и это устойчивое медиаповедение прежде всего молодежной аудитории и мужчин. Среди 18–24-летних восемь из десяти в той или иной форме получают контент о гейминге: смотрят летсплеи, обзоры, стримы и образовательные разборы, воспринимая, по-видимому, игры не только как развлечение, но и как увлечение, принадлежность к определенному сообществу.

Наиболее популярные игровые блогеры среди аудитории такого контента — «Kuplinov Play», «StopGame», «Marmok», «IGM» и «IXBT Games». Это инфлюенсеры для глубоко вовлеченной и подкованной аудитории. У молодежи до 25 лет особенно заметна популярность стримеров с эмоциональной и даже «сериальной» подачей («windy31», «MrLololoshka»).

Автор: Татьяна Смак

С 12 по 13 июня 2025 г.

Всероссийский интернет-опрос ВЦИОМ «ВЦИОМ-Онлайн»

1601 опрошенныйВ опросе принял участие 1601 россиянин в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — интернет-опрос по формализованной анкете на базе вероятностной панели «ВЦИОМ-онлайн». Участники панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной (RDD) выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные всероссийского интернет-опроса взвешены по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Вы играете в видеоигры или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Да, играю

44

53

36

71

53

47

39

33

Раньше играл, но сейчас не играю

33

34

32

22

35

38

39

27

Никогда не играл в видеоигры

21

12

29

7

11

14

21

36

Затрудняюсь ответить

2

1

3

0

1

1

1

4

В целом какие жанры видеоигр Вам нравятся больше всего?

(закрытый вопрос, до 5 ответов, % от тех, у кого есть опыт гейминга)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Логические игры

50

31

68

26

34

44

58

68

Стратегия

41

52

30

44

51

42

41

31

Шутер/стрелялки

30

51

10

47

38

34

31

15

RPG (РПГ, ролевая игра)

28

41

16

52

51

33

20

7

Квесты

27

15

39

15

26

30

34

24

Симулятор

27

33

21

47

37

27

23

17

Гонки

23

28

18

16

21

30

21

22

Аркады

16

12

21

12

15

17

17

18

Адвенчура (приключенческая игра)

14

13

15

28

21

17

11

5

Выживание

14

20

7

30

21

16

10

4

Экшен

10

15

6

20

14

15

5

4

Инди-игры

7

7

6

23

14

5

4

0

Ужасы

4

5

4

11

5

6

3

2

Файтинги

2

4

1

7

4

4

0

0

Другой жанр (пожалуйста, напишите)

3

3

2

4

3

3

1

3

Никакие не нравятся

3

3

3

1

3

2

3

6

Затрудняюсь ответить

3

2

4

0

2

2

2

6

Вы смотрите соревнования, кибертурниры по видеоиграм (например, по Dota 2, Counter-Strike, Fortnite и др.) или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Смотрю, отслеживаю определённые киберспортивные турниры

7

10

5

14

14

9

5

2

Раньше смотрел, но сейчас уже не интересуюсь этим

18

28

10

36

30

15

14

12

Никогда не смотрел

72

60

82

50

55

74

78

80

Затрудняюсь ответить

3

2

4

0

1

2

3

6

Соревнования по каким видеоиграм Вы смотрите или смотрели раньше?

(закрытый вопрос, любое кол-во ответов, % от тех, кто смотрит или смотрел киберспортивные турниры)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Counter-Strike

47

51

39

61

65

48

33

20

Дота 2

41

43

38

45

53

51

32

17

Call of Duty

17

16

20

6

21

29

15

11

Лига Легенд

16

15

19

16

13

17

16

22

PUBG: Battlegrounds

14

15

12

26

22

13

3

1

Fortnite

9

8

12

13

6

14

10

4

Apex Legends

5

4

8

6

7

5

4

5

Street Fighter

5

4

8

0

5

8

7

4

World of Tanks

4

6

0

2

4

6

5

4

Tom Clancy’s Rainbow Six Siege

4

5

1

7

6

4

1

0

Rocket League

4

4

2

8

3

7

0

0

Honor of Kings

3

2

6

0

1

3

4

7

Warface

1

1

0

0

1

1

2

0

Warcraft

1

1

0

0

3

1

0

0

Starcraft

1

1

0

0

1

0

1

0

Не помню название

9

7

13

1

2

6

13

28

Другое

7

8

5

13

7

6

7

4

Затрудняюсь ответить

3

4

3

0

0

2

5

12

Соревнования по компьютерным играм оценивают по-разному. Одни считают их спортом. Другие полагают, что приравнивать киберспорт к обычному спорту нельзя. А Вы как считаете, можно ли приравнивать киберспорт к обычному спорту или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Скорее можно

40

46

35

70

51

39

29

34

Скорее нельзя

51

47

54

26

42

51

61

55

Затрудняюсь ответить

9

7

11

4

7

10

10

11

На Ваш взгляд, следует или не следует развивать киберспорт в России?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Определенно следует

31

41

23

43

46

33

28

21

Скорее следует

38

36

40

41

30

34

37

44

Скорее не следует

12

9

15

7

13

15

12

12

Определенно не следует

5

5

4

2

6

4

5

5

Затрудняюсь ответить

14

9

18

7

5

14

18

18

Представьте, что Ваш ребенок или внук увлекся киберспортом. Как бы Вы к этому отнеслись?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Скорее положительно

46

52

42

64

53

48

45

38

Скорее безразлично

10

14

8

21

13

11

9

7

Скорее отрицательно

29

24

33

11

22

29

31

37

Затрудняюсь ответить

15

10

17

4

12

12

15

18

О каких играх от российских разработчиков Вы знаете, что-то слышали?

(закрытый вопрос, любое кол-во ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

«Atomic Heart»

30

44

18

79

57

36

21

4

«Warface»

30

39

22

70

56

36

21

7

«Дальнобойщики»

29

44

16

33

45

40

23

16

«Смута»

24

37

13

63

42

28

15

7

«Корсары»

20

33

9

32

37

27

14

7

«Heroes of Might and Magic V»

18

29

8

23

35

25

14

6

«Русы против ящеров»

17

27

9

53

36

17

6

6

«Петька и Василий Иванович спасают галактику»

17

26

9

14

26

25

14

9

«Escape from Tarkov»

14

26

4

49

32

16

5

2

«Аллоды»

14

24

6

26

30

18

9

3

«Warhammer 40,000: Space Marine 2»

13

20

8

34

32

15

7

2

«Бесконечное лето»

13

19

7

59

26

10

2

2

«Альтушка для скуфа»

9

12

6

42

16

7

2

2

«King's Bounty»

8

13

3

12

15

12

6

2

«Зайчик»

8

10

5

41

15

5

2

0

«MiSide»

6

10

3

30

12

5

1

1

«MudRunner»

6

11

1

15

12

9

2

0

«Черная книга (Black Book)»

5

7

3

10

9

6

4

2

«Vladik Brutal»

5

10

1

19

12

6

1

0

«Beholder»

5

9

2

23

12

4

0

0

«Indika»

4

7

2

15

12

4

1

1

«Pathfinder: Wrath of Righteous»

4

6

3

9

11

7

1

0

«Loop Hero»

3

6

2

8

9

5

1

0

«Breathedge»

3

6

1

5

8

5

1

0

Ни о каких не слышали

28

20

35

3

15

24

31

42

Другое

2

4

1

3

2

2

3

2

Затрудняюсь ответить

13

7

18

2

5

8

14

23

В течение последних двух-трех лет Вы играли или нет в видеоигры, созданные российскими разработчиками? Если играли, пожалуйста, напишите, в какие игры

(закрытый вопрос, любое кол-во ответов, % от тех, у кого есть опыт гейминга)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Atomic Heart

6

9

4

17

12

7

3

1

WARFACE

2

4

0

4

5

2

2

0

World Of Tanks

2

4

0

0

1

2

3

1

Зайчик Tinny Bunny

2

2

2

11

1

2

0

0

Бесконечное лето

2

2

2

8

3

1

0

0

Аллоды

1

2

1

2

1

3

1

0

Дальнобойщики / 2 / 3

1

2

1

1

2

2

1

1

Loop Hero

1

2

0

4

3

1

0

0

Heroes of Might and Magic V

1

1

1

0

1

2

2

0

MiSide

1

2

0

5

3

0

0

0

Escape From Tarkov

1

1

1

3

3

1

0

0

Корсары

1

2

0

1

3

1

0

0

Space Rangers 2

1

1

0

0

2

1

0

0

Beholder

1

1

0

1

4

0

0

0

Black book

1

1

1

2

2

1

1

0

Смута

1

1

0

1

1

1

1

0

Игры в слова / составление слов (без уточнения)

1

0

1

0

0

0

1

1

War Thunder

1

1

0

1

2

0

0

0

World of Warships

1

1

0

0

1

0

1

1

Warhammer: Space Marine 2

1

1

0

2

2

1

0

0

Сокровища пиратов

1

0

1

0

0

0

1

1

Русы против Яшепов

1

1

0

2

1

0

0

0

Pathfinder

1

1

0

2

1

1

0

0

Mudrunner

1

1

0

2

0

1

0

0

King's Bounty / King’s Bounty II

1

1

0

0

1

1

1

0

Не играл

59

54

64

47

53

58

65

63

Другое

7

8

6

7

6

6

7

8

Затрудняюсь ответить

16

13

20

6

14

18

17

21

Смотрите ли Вы какой-либо контент по видеоиграм: стримы, обзоры, игрофильмы (прохождение игрового сюжета без комментариев игрока), летсплеи (Let's Play)?

(закрытый вопрос, любое кол-во ответов, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Да, смотрю обзоры на видеоигры

18

27

10

42

31

21

11

7

Да, смотрю летсплеи (видео с прохождением и комментариями блогера) по видеоиграм

16

21

12

53

33

15

8

5

Да, смотрю онлайн-стримы по видеоиграм

11

16

7

25

26

13

5

2

Да, смотрю образовательно-развлекательный контент про видеоигры (например, «Разбор полетов от StopGame)

9

15

4

31

21

10

2

2

Да, смотрю игрофильмы (видео с прохождением игры без комментариев блогера)

7

9

5

14

15

7

4

3

Да, читаю специализированные сайты про видеоигры

6

10

3

15

9

8

3

3

Да, читаю специализированные журналы, связанные с видеоиграми (например, «Мир Фантастики»)

1

2

1

0

4

2

0

1

Не смотрю / не читаю контент по видеоиграм

61

49

70

22

39

57

73

75

Другое или ЗО

2

2

2

4

1

5

1

2

Затрудняюсь ответить

5

4

6

1

3

4

4

9

Каких видеоигровых блогеров/ каналы Вы смотрите?

(закрытый вопрос, любое кол-во ответов, % от тех, кто смотрит контент по видеоиграм)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Kuplinov Play

34

31

40

57

49

23

17

12

StopGame

21

27

11

25

29

23

6

11

Marmok

18

18

18

23

25

19

7

9

IGM

16

22

6

17

33

13

5

1

IXBT Games

15

21

3

8

21

19

10

8

Alina Rin

10

12

8

10

14

13

1

10

Компот

7

3

14

2

5

9

5

17

MrLololoshka

6

5

7

13

4

2

7

4

TheBrainDit

5

7

4

11

7

5

0

2

windy31

5

3

8

16

1

2

1

3

Metallyst

5

4

5

9

4

4

0

8

Джохан

5

4

5

7

8

3

0

1

BlackUFA

5

5

4

3

6

6

5

0

Karmik Koala

5

5

3

4

7

6

0

4

DeadP47

4

6

1

8

6

3

2

0

ЛАНА КОШКА

4

2

8

2

2

5

6

8

Restart

4

4

4

2

5

4

5

2

EdisonPts

3

2

5

5

2

4

2

2

Другое

21

25

14

26

26

22

18

7

Затрудняюсь ответить

17

18

14

5

8

22

36

22

Не смотрю видеоигровых блогеров/ каналы

8

7

10

6

3

6

14

19

Даниил Ермолаев
Директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг

"Видеоигры в России из «развлечения для детей», коим их часто называли в 90-е и нулевые, стали полноценной досуговой практикой, как книги или сериалы. И это прекрасно, потому что пользы они приносят не меньше, тренируя логическое мышление, скорость реакции, расширяя кругозор, открывая новые и уникальные миры, а также выстраивая устойчивые социальные группы, будь то комьюнити зрителей стримеров или лобби онлайн-игроков в различных играх. По сути, в каком-то смысле, игры любопытный пример борьбы с цифровым одиночеством в интернет-среде. 

Оживает и российский геймдев – интересные проекты у нас появлялись всегда, но последние годы это были, в большей степени, инди-проекты – Индика, Зайчик, Loop Hero и др. Игры вроде Atomic Heart рождались в муках и, скорее, вопреки. Сейчас же есть надежда, что за счет системной государственной поддержки ситуация изменится. Главное избежать излишней зарегулированности и упростить процедуру выделения финансирования. А за геймдевом в целом подтянется и киберспорт".

Перейти к странице эксперта


26 июня 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07