Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Сергей Зубков/Ямал-Медиа/ТАСС
Развлечения

Российская игровая консоль: игра стоит свеч!

Видеоигры уже давно перестали быть увлечением для подростков, сегодня гейминг — быстро растущая индустрия и часть повседневной культуры людей всех возрастов.
Фото:
Коротко о главном
  • Опыт видеоигр имеют 77% опрошенных, в том числе 44% играют сейчас, а 33% играли в прошлом.
  • Чаще всего для видеоигр используют ПК (82%), на втором месте мобильный телефон (63%), консольный гейминг, как и планшет, набирает 27%.
  • Знают или что-то слышали о разработке российской игровой консоли 27%; 57% относятся к этой идее положительно.
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • Опыт видеоигр имеют 77% опрошенных, в том числе 44% играют сейчас, а 33% играли в прошлом.
  • Чаще всего для видеоигр используют ПК (82%), на втором месте мобильный телефон (63%), консольный гейминг, как и планшет, набирает 27%.
  • Знают или что-то слышали о разработке российской игровой консоли 27%; 57% относятся к этой идее положительно.

МОСКВА, 4 июня 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты опроса активных интернет-пользователей об игровых консолях и их отношении к созданию российской игровой консоли.

Что наша жизнь? Игра!

Современный гейминг — не просто развлечение, а целая культура и индустрия. Сегодня в мире насчитывается около 3,32 миллиарда активных видеогеймеров (пандемия в том числе стала драйвером роста числа геймеров), Россия занимает седьмое место по количеству киберспортсменов.

Популярность гейминга в нашей стране подтверждает и майское исследование аналитического центра ВЦИОМ: в общей сложности опыт гейминга имеют 77% активных интернет-пользователей (для сравнения, в США показатель вовлеченности домохозяйств в видеоигры — 78%), из них 44% — активные игроки, а 33% — бывшие; каждый пятый никогда не тратил время на такой досуг.

  • Процент активных геймеров выше среди мужчин, молодежи, городских жителей, а также опрошенных с хорошим материальным положением. Стереотип о том, что в игры играют только подростки, давно устарел. Благодаря распространению интернета и смартфонов гейминг охватывает все возрастные группы.
  • Отсутствие опыта гейминга в большей степени свойственно женщинам, опрошенным старшего возраста, сельчанам и тем, кто имеет небольшой доход.

Чаще всего отказ от видеоигр происходит из-за утраты интереса и смены жизненных приоритетов. Кроме того, график работы или учебы и усталость не оставляют времени и энергии на игры. Финансовые или технические ограничения (отсутствие консоли, дороговизна новинок) встречаются значительно реже. Те же, кто никогда не играл в видеоигры, объясняют это преимущественно отсутствием интереса к такому досугу и тем, что не видят в этом смысла.

ПК vs. консоли

Исторически геймерская культура в России формировалась вокруг персонального компьютера. Именно компьютерные игры в 1990–2000-е годы стали для многих единственным доступным каналом к мировым играм: распространение нелицензионных сборников, пиратских магазинов с дисками и слабое проникновение на отечественный рынок импортных консолей делали ПК главным «окном» в мир видеоигр. И сегодня абсолютное большинство опрошенных игроков (82%) указали, что они когда-либо играли на ПК или ноутбуке. Эта модель, по-видимому, так и осталась спецификой российского гейминга: на мировом рынке и в США на рынке игр доминируют консоли, хотя ПК-гейминг тоже растет, но консолям заметно уступает.

На втором месте по распространенности стоит мобильный телефон (63%), что отражает тренды последних лет: с распространением смартфонов и дешевого мобильного интернета такие игры обрели популярность и на сегодняшний день именно они приносят наибольший доход всей игровой индустрии. В топ-3 вошли также планшеты (27%), они не являются первой «игровой платформой», но, по-видимому, выступают в роли запасного варианта.

Консольный гейминг в общей сложности набирает 27%[1]. Самой популярной консолью в России оказалась PlayStation (24%), которая заметно обходит Xbox (9%) и Nintendo SW (3%). Таким образом, российская игровая экосистема на сегодняшний день — это прежде всего ПК-игры и мобильный гейминг, а консольный сектор сохраняет свою роль как «привилегированное пространство», символ статуса (одна их отличительных особенностей владельцев консоли — хорошее материальное положение).

В целом игровые консоли уверенно занимают свою нишу: каждый пятый сказал, что у него уже есть консоль; каждый восьмой сообщил, что планирует купить ее в будущем. Как среди реальных, так и среди потенциальных покупателей преобладают мужчины, молодежь и геймеры.

Консоль покупают прежде всего как быстрый и доступный способ отвлечься от рутины и снять стресс, наполнить досуг впечатлениями, погружаясь в захватывающий сюжет и новые виртуальные миры. Она также служит источником для совместных игр с друзьями и близкими и дает доступ к эксклюзивному контенту, недоступному на ПК.

Консоль по-русски

Только 4% опрошенных хорошо знают о государственной инициативе по созданию российской консоли, четверть что-то слышали без деталей, а подавляющее большинство (73%) впервые узнали об этом в ходе опроса. Лучше других оказались осведомлены мужчины, молодежь, владельцы консолей и геймеры, то есть целевая аудитория игрового бизнеса.

Большинство активных интернет-пользователей (57%) положительно воспринимают идею создания отечественной консоли. При этом веру в то, что российская консоль сможет реально потягаться по качеству или быть на одном уровне с PlayStation или Xbox, разделяют не более четверти, тогда как четверо из десяти полагают, что она будет уступать. Особенно скептически настроены те, у кого уже есть игровой опыт или своя консоль. Иными словами, есть вера в идею, но не хватает веры в успех ее реализации.

Большинство тех, у кого уже есть консоль или кто хотел бы ее приобрести, ждут от отечественной консоли не просто «патриотичной замены», а полноценного игрового устройства мирового уровня: с огромной библиотекой игр (68%), производительностью наравне с PlayStation и Xbox (66%) и поддержкой популярных сервисов вроде Steam или PS Plus (59%). При этом ключевой дополнительный фактор — цена, которая должна быть заметно ниже зарубежных аналогов (53%), а сама консоль должна предлагать столь же удобный способ приобретения и оплаты игр (48%). В целом это означает, что для успеха российского продукта необходимо сочетание технического паритета, широкого игрового каталога, кроссплатформенной совместимости и экономической привлекательности: без всех этих элементов спрос, судя по всему, будет крайне ограничен. 

Автор: Татьяна Смак

 


[1] Указано значение после пересчета доли выбравших различные игровые консоли

С 21 по 23 мая 2025 г.

Всероссийский интернет-опрос ВЦИОМ «ВЦИОМ-Онлайн»

1604 опрошенныхВ опросе приняли участие 1604 россиянина в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — интернет-опрос по формализованной анкете на базе вероятностной панели «ВЦИОМ-онлайн». Участники панели рекрутируются в ходе ежедневного всероссийского телефонного (CATI) опроса «Спутник», который проводится по случайной (RDD) выборке мобильных номеров из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные всероссийского интернет-опроса взвешены по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки предельная погрешность с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Вы играете в видеоигры или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Да, играю

44

53

36

71

53

47

39

33

Раньше играл, но сейчас не играю

33

34

32

22

35

38

39

27

Никогда не играл в видеоигры

21

12

29

7

11

14

21

36

Затрудняюсь ответить

2

1

3

0

1

1

1

4

Почему Вы перестали играть в видеоигры? Вы можете дать любое количество ответов

(закрытый вопрос, любое кол-во, % от тех, кто перестал играть в видеоигры)

Пропал интерес к играм

51

Нет на это времени

49

Уже вырос из того возраста, когда можно играть в видеоигры

41

Перестал видеть в играх смысл

26

Устаю на работе / учёбе, чтобы играть в игры

20

Больше нет консоли (приставки) / игрового ПК

4

Сложно купить новые игры из-за санкций

4

В моём окружении больше никто не играет в видеоигры

4

Играть в видеоигры очень дорого

3

Мой партнёр / супруг(а) не доволен(льна), когда я играю в видеоигры

3

Другое

2

Затрудняюсь ответить

0

Почему Вы никогда не играли в видеоигры? Вы можете дать любое количество ответов

(закрытый вопрос, любое кол-во, % от тех, кто никогда не играл в видеоигры)

Нет интереса к видеоиграм

74

Никогда не видел в играх смысла

45

Не было на это времени

26

Не хотел тратить на это деньги

14

Никогда не было игровой консоли (приставки) / игрового ПК

12

В моём окружении никто не играл в видеоигры

10

Для меня это сложно

2

Другое

3

Затрудняюсь ответить

2

На каких устройствах Вы играете или когда-либо играли в видеоигры?

(закрытый вопрос, любое кол-во, % от тех, кто играет/играл в видеоигры)

Персональный компьютер / ноутбук

82

Мобильный телефон

63

Планшет

27

PlayStation

24

Xbox

9

Nintendo Switch

3

Steam Deck

1

Dendi

1

Sega

1

Другое

1

Затрудняюсь ответить

0

Сейчас У Вас дома есть игровая консоль, на которой Вы или Ваши близкие родственники играете в видеоигры (сами или с кем-то) хотя бы иногда?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Есть игровая консоль

20

23

18

29

30

24

18

13

Нет игровой консоли

80

77

82

71

70

76

82

87

Планируете ли Вы в ближайшие 1-3 года приобрести игровую консоль для себя или для кого-то из близких родственников?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Планируют покупку консоли

12

15

10

23

21

18

9

4

Не планируют покупку консоли

88

85

90

77

79

82

91

96

Для чего, прежде всего, Вы купили или планируете купить игровую консоль? Вы можете дать до пяти ответов.

(закрытый вопрос, до 3-х ответов, % от тех, у кого есть игровая консоль/ кто планирует ее покупку)

Отдохнуть от ежедневной рутины

43

Снять эмоциональное напряжение, стресс

39

Пройти игровой сюжет, познакомиться с новыми мирами и героями

30

Играть вместе с друзьями, коллегами, другими людьми

29

Скоротать время, не скучать в свободное время

28

Попросили купить / в подарок (например, ребёнок, другой близкий родственник)

25

Поиграть в эксклюзивные игры, доступные только для обладателей консоли

15

Получить новый опыт, научиться чему-то новому, узнать что-то новое

14

Посоревноваться с другими людьми в игре, одержать победу

9

Проверить свои навыки, достичь прогресса в той или иной игре

9

Хочу идти в ногу со временем, быть на передовой новых технологий

8

Реализовать свои фантазии, мечты в виртуальном мире

7

Мне подарили игровую консоль

5

У многих моих знакомых, коллег есть игровая консоль, вот и я захотел

3

Работаю в сфере разработки видеоигр, без консоли я не смогу работать

0

Не планирую покупать / не играю сам

2

Другое

1

Затрудняюсь ответить

6

В 2024 году на государственном уровне было поручено создать и наладить в России производство отечественной игровой консоли – аналога зарубежных PlayStation и Xbox. Вы знаете, слышали о данной идее разработки отечественной игровой консоли или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Хорошо знаю

4

8

1

13

9

5

2

0

Что-то слышал(а), но подробностей не знаю

23

26

20

15

24

23

22

25

Слышу впервые

73

66

79

72

67

72

76

75

В 2024 году на государственном уровне было поручено создать и наладить в России производство отечественной игровой консоли – аналога зарубежных PlayStation и Xbox. Вы знаете, слышали о данной идее разработки отечественной игровой консоли или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Есть опыт гейминга

Нет опыта гейминга

Есть игровая консоль

Нет игровой консоли

Хорошо знаю

4

5

0

6

4

Что-то слышал(а), но подробностей не знаю

23

24

18

28

21

Слышу впервые

73

71

82

66

75

Насколько, по Вашему мнению, российская игровая консоль может быть конкурентоспособной по качеству с PlayStation и Xbox?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Есть опыт гейминга

Нет опыта гейминга

Есть игровая консоль

Нет игровой консоли

Будет значительно лучше, чем PlayStation и Xbox

8

8

7

11

7

Будет немного лучше, чем PlayStation и Xbox

3

4

3

4

3

Будет на одном уровне с PlayStation и Xbox

14

13

15

14

14

Будет немного хуже, чем PlayStation и Xbox

16

18

9

18

16

Будет значительно хуже, чем PlayStation и Xbox

26

30

14

35

24

Затрудняюсь ответить

33

27

52

18

36

Как Вы оцениваете идею создания и производства отечественной игровой консоли – аналога зарубежных PlayStation и Xbox?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 и старше

Однозначно положительно

25

24

25

18

19

28

28

25

Скорее положительно

32

28

35

29

28

33

34

31

Скорее отрицательное

15

16

13

24

19

15

11

12

Однозначно отрицательно

11

18

5

21

17

13

10

5

Затрудняюсь ответить

17

14

22

8

17

11

17

27

Как Вы оцениваете идею создания и производства отечественной игровой консоли – аналога зарубежных PlayStation и Xbox?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Есть опыт гейминга

Нет опыта гейминга

Есть игровая консоль

Нет игровой консоли

Однозначно положительно

25

27

17

34

23

Скорее положительно

32

32

29

29

32

Скорее отрицательное

15

15

14

12

15

Однозначно отрицательно

11

12

8

15

10

Затрудняюсь ответить

17

14

32

10

20

Какими характеристиками должна обладать российская игровая консоль, чтобы Вы рассмотрели возможность её покупки?

(закрытый вопрос, до пяти ответов, % от тех, у кого есть консоль и планирующих купить игровую консоль)

Доступ к широкому ассортименту / большой библиотеке игр

68

Мощность «железа» как минимум такая же, как и у PlayStation / Xbox

66

Совместимость с другими игровыми сервисами (Steam, PS Plus и др.)

59

Стоимость должна быть существенно ниже зарубежных аналогов

53

Удобство покупки / оплаты игр

48

Дизайн и функции джойстиков (контроллеров) как минимум такие же, как и у PlayStation / Xbox

39

Возможность подключения к другим устройствам, наличие различных разъёмов

38

Хорошие отзывы среди геймеров, стримеров, экспертов

37

Наличие эксклюзивных игр

25

Небольшой размер приставки, занимает мало места

14

Наличие у Ваших друзей такой же игровой консоли

7

Нет ни одной причины, чтобы я купил российскую консоль

7

Другое

3

Затрудняюсь ответить

2

Даниил Ермолаев
Директор по развитию ВЦИОМ-Консалтинг

«Идея российской консоли воспринимается положительно, в том числе теми, у кого есть опыт консольного гейминга. Мы хотим свою приставку! В первую очередь потому, что она позволит не зависеть от политики зарубежных производителей как в части количества доступных устройств (дефицит PS5 не повторится), так и в плане удобства покупки игр через зарубежные сервисы (исчезнет комиссия и можно будет как раньше покупать тайтлы в один клик).

В то же время мало кто верит в то, что идея воплотится в реальность. В обществе все еще доминируют стереотипы о том, что проекты такого рода для России неподъемны, хороших специалистов у нас в стране нет, а технологии серьезно отстают. И это главный вызов, на который сегодня необходимо ответить – показать, что мы можем не только придумывать, но и делать. 

Как? Во-первых, выстроить полноценное информационное сопровождение производства консоли, сделать процесс прозрачным и открытым. Показывать «дневники разработчиков», сложности, с которыми сталкиваются производители, как они их преодолевают. Не прятать продукт от игровых журналистов и техноблогеров, а наоборот, вовлекать их в освещение процесса. Привлекать простых геймеров к тестированию прототипов и регулярно собирать у них обратную связь. 

Во-вторых, внимательно посмотреть на бизнес-модель проекта, не рассчитывать на полную окупаемость в течение первых 5–6 лет. Даже если консоль изначально будет слабее PS и Xbox, россияне будут готовы ее купить при условии, что цена окажется существенно ниже иностранных консолей. И это хороший ход. Если мы установим инвестиционный период в 5–6 лет, когда консоль будет продаваться дешевле конкурентов, это поможет приставке проникнуть в дома игроков и сформировать у них привычку использования, которая позволит в дальнейшем и продавать новые продукты и выстроить вокруг консоли полноценную экосистему. Геймдев и все, что с ним связано, — это игра в долгую, которая, если все сделать правильно, принесет отличные дивиденды».

Перейти к странице эксперта


04 июня 2025
Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07