МОСКВА, 8 августа 2017 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования, посвященного изучению отношения россиян к программе реновации жилья.
Запуск программы реновации пятиэтажек в Москве стал резонансным событием в масштабах всей страны: по данным опроса на конец июня о ней слышали 70% россиян.
Мнения наших сограждан по вопросу об остроте проблемы ветхого жилья в столице разделились практически поровну: 35% считают, что она не слишком серьезна или ее нет вовсе, 33%, напротив, согласны с тем, что ее масштабы велики, еще 32% не смогли дать определенный ответ. В то же время, на вопрос о состоянии жилья в своем регионе, задававшийся всем респондентам, кроме жителей Москвы, более половины (59%) дали негативные ответы («большая проблема»/«очень большая проблема»).
Текущую ситуацию в столице подходящей для реализации программы реновации назвали 48% всех опрошенных (заметно выше эта доля среди жителей Москвы и Санкт-Петербурга – 60%), обратную точку зрения высказали только 19%. В отношении своего места проживания на аналогичный вопрос утвердительный ответ дал 51% респондентов, а несвоевременной реновацию сочли 30% (по ответам всех опрошенных, кроме жителей Москвы).
Около трех четвертей россиян (73%) разделяют ту позицию, что ряд регионов страны больше нуждается в реализации программы реновации, чем столичный мегаполис (причем даже среди москвичей и петербуржцев эта доля высока – 70%). В то же время, сопоставляя актуальность темы сноса ветхого, аварийного жилья и других проблем в своем городе, 42% респондентов сказали о приоритете реализации программы реновации жилья, а 47% - указали на существование более острых проблем, требующих решения (москвичам этот вопрос не задавался).
Компания «Медиалогия» проанализировала упоминаемость темы «реновация» в российских СМИ. Было зафиксировано более 140 тыс. сообщений. В феврале Владимир Путин поручил мэру Москвы Сергею Собянину снести пятиэтажные дома - так называемые «хрущевки» и на их месте построить новые дома. «Пик» упоминаемости темы приходится на май: в СМИ активно обсуждались тонкости процесса реновации, также ситуацию комментировал мэр Сергей Собянин. Также Мосгордума приняла в целом закон «О дополнительных гарантиях жилищных и имущественных прав физических и юридических лиц при осуществлении реновации жилищного фонда в городе Москве». В городе стартовал процесс голосования. В начале августа СМИ сообщали о том, что на заседании президиума правительства Москвы утвердили программу реновации. В список попало 5144 дома.
Данные комментирует руководитель практики политического анализа и консультирования ВЦИОМ Михаил Мамонов: «Тема реновации имеет не только московское, но и общероссийское звучание, поскольку затрагивает одну из самых актуальных проблем – состояние жилого фонда. Как и можно было предположить, она переживается россиянами крайне остро, и они уверены, что ситуация в этой сфере в их регионах хуже, чем в Москве. Примечательно, что сами москвичи согласны с таким мнением. Но гипотеза о том, что большинство выскажется за реализацию программы реновации в их субъекте, не подтвердилась. Причина этого не только в более скромных запросах, но и в оценке степени реалистичности данной программы в их регионах. Россияне видят, с какими скрипом идет реализация уже действующих программ, и не питают особых надежд. К тому же, фокус внимания жителей регионов традиционно смещен к проблемам повседневности: состояние экономики, наличие рабочих мест, уровень цен и качество работы ЖКХ, состояние дорог».
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 22-27 июня 2017 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.
Мониторинг и анализ публикаций в российских СМИ проведен компанией «Медиалогия». Исследование проводилось по базе СМИ «Медиалогии», включающей порядка 41 800 источников: ТВ, радио, газеты, журналы, информационные агентства, Интернет-СМИ. Период исследования: 1 февраля – 4 августа 2017 года.