Ежемесячный всероссийский опрос "Экспресс"

ЧТО ТАКОЕ «Экспресс»? Общие сведения

«Экспресс» - всероссийский квартирный опрос ВЦИОМ. Каждый месяц мы опрашиваем 1600 респондентов по всей стране – в 45 регионах, 146 населённых пунктах. Метод опроса – личные интервью на дому у респондента. 100% анкет собирается на планшетах. Реализуемая нами выборка репрезентирует население РФ по типу населенного пункта, полу, возрасту, образованию. Исследование охватывает все федеральные округа.

«Экспресс» - опрос омнибусного типа. Это значит, что анкета каждого опроса включает в себя разные темы (от политики и экономики до маркетинга).

ВЦИОМ проводит «Экспресс» более 20 лет – это позволило нам отточить технологию, установить прочное сотрудничество с региональными партнёрами, вместе с которыми мы работаем на общий результат – надёжные данные.

«Экспресс» проводят профессиональные интервьюеры, которые проходят обучение и инструктажи. «Экспресс» сопровождается многоуровневым контролем качества данных на всех этапах исследования: наблюдение супервайзеров, прослушивание записей интервью, контроль соблюдения маршрутов.

Этот инструмент поможет Вам, если:

  1. У Вас короткий список вопросов (от 1 до 20)
    Для того, чтобы их задать, организовывать отдельный опрос – слишком дорого, каждая анкета получается «золотой». В «Экспрессе» Вы платите только за Ваши вопросы. Мы добавим их к нашей анкете и обеспечим Вам качественный сбор данных.
  2. У Вас сложная анкета
    Личное интервью на дому у респондента позволяет задавать длинные и сложные вопросы, демонстрировать респонденту карточки и визуальные материалы, а также видеоматериалы, так как опрос проводится на планшетах.
  3. Вам важен мониторинг динамики показателей
    «Экспресс» гарантирует каждый раз точное воспроизводство технологии опроса, у Вас не будет необъяснимых скачков данных и вопросов к их качеству.

ЧЕМ УДОБЕН Экспресс?

  1. Он работает для опросов по любым темам.
    Экспресс показал свою надёжность в исследованиях политической и социальной проблематики, в изучении экономических процессов и в проведении всевозможных маркетинговых исследований, касавшихся потребления мяса, банковских и телекоммуникационных услуг, отношения россиян к некоторым крупнейшим российским компаниям и многих других. В личных интервью люди часто бывают откровеннее – например, когда речь идёт о самых интимных вещах.
  2. Опрос с помощью электронных планшетов и специально разработанных программ сбора данных. Уже на этапе сбора информации отсекается часть возможных ошибок интервьюеров и респондентов.
  3. Многоуровневый контроль качества данных: прослушивание записей, логический контроль и контроль маршрутов позволяет нам гарантировать 100% соблюдение технологии опроса, предусмотренной инструкцией.
  4. В цену включен полный цикл исследования: мы поможем Вам доработать анкету, возьмём на себя сбор и контроль качества данных, проведём их базовую обработку – на выходе Вы получите массив данных и готовые таблицы распределений ответов.
  5. Квартирный опрос позволяет использовать при проведении интервью цветные карточки с различными изображениями, демонстрацию предметов или видеороликов, демонстрацию карточек с записанными вариантами ответов на закрытые вопросы.

БОНУС!  При заказе вопросов Вы получаете бесплатно:

Социально-демографические данные по респондентам:

  • Пол
  • Возраст (в виде возрастных групп 18-24 года, 25-34 года, 35-44 года, 45-59 лет, 60 лет и старше)
  • Образование (начальное, неполное среднее, среднее, среднее-специальное, незаконченное высшее и высшее)
  • Доход
  • Занятость
  • Пользование интернетом
  • Размер семьи
  • Субъективная оценка материального положения
  • Тип населенного пункта, где проживает респондент
  • Федеральный округ, где проживает респондент

ВЫБОРКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Как мы выбираем населенные пункты и респондентов для опроса

Сначала мы отбираем субъекты РФ, в которых будет проводиться опрос. Для каждого региона мы вычисляем «ранг представительности» - чем выше этот ранг, тем картина мнений по региону ближе к среднероссийской.

Как мы вычисляем этот ранг? Во-первых, наиболее представительными считаются субъекты, обладающие наибольшим населением. Во-вторых, для представительности должно учитываться, что данный субъект, в определенном смысле (по ряду параметров), похож на остальные субъекты.

Сначала мы проводим расчёты для измерения сходства между регионами. Для этого используется широкий ряд параметров, объединённых в следующие факторы:

  • Уровень политической лояльности.
  • уровень экономического благополучия региона (в данный фактор включается и проникновение Интернета).
  • Уровень проникновения традиционных СМИ.
  • Урбанизация.
  • Включенность региона в сырьевую экономику
  • Социальная напряженность.
  • Индустриальная ориентация региона.
  • Экономическое отставание региона.

Далее согласно модели рассчитывается «ранг представительности» каждого региона.

  • вычисляется расстояние региона от модельного среднего, «наиболее типичного» региона;
  • численность населения субъекта делится на это расстояние – тем самым получается «индекс представительности», отражающий представительность по населению, скорректированную с учетом типичности этого населения;

В результаты мы получаем рейтинг регионов по уровню их представительности, что позволяет включать в опрос наиболее представительные регионы.

Далее мы отбираем конкретные города и сёла, в которых будет проводиться опрос. Для этого мы сначала рассчитываем количество респондентов, которое приходится на данный каждый регион в общей выборке – оно пропорционально доле населения региона в РФ.

Затем на основе данных Росстата мы пропорционально распределяем респондентов по разным типам населённых пунктов. Таких типов всего 7, это города с населением более 1 млн. чел., города с населением от 500 тыс. до 1 млн. чел., от 100 тыс. до 500 тыс. чел., от 50 тыс. до 100 тыс. чел, менее 50 тыс. чел., ПГТ, сельские районы. Таким образом мы определяем, сколько респондентов нужно опросить, например, в сёлах, а сколько – в городах с населением от 100 до 500 тыс. человек.

Далее мы выбираем, какие конкретные города и сёла должны войти в нашу выборку в регионе. Если в регионе имеется только один населённый пункт нужного типа, именно он и включается в выборку. Но часто бывает, что поселений нужного типа (например, сёл) в регионе много. Тогда мы выбираем тот населённый пункт, который будет ближе всего к среднестатистическому по численности населения. Если на населённый пункт приходится более 16 респондентов и в регионе есть другие населённые пункты такого же типа, выборка делится между ними.

На третьей ступени мы отбираем конкретные точки опроса в населённом пункте. Это делается методом случайного отбора. Поскольку полного списка улиц и домов для России нет (он доступен только для отдельны поселений), в качестве единицы отбора мы используем избирательные участки.

Для каждого опроса мы проводим случайный отбор избирательных участков, на территории которых будет проводиться опрос. В рамках отобранного нами избирательного участка наши региональные партнёры определяют начальную точку маршрута и его направление. Таким образом, один и тот же дом не может попасть в несколько волн опроса подряд.

Далее нам нужно отобрать конкретные дома и квартиры, в которых будет проводиться опрос. Отбор домов и квартир производится методом сплошных посещений, когда интервьюер обращается во все дома и квартиры в доме по маршруту. При этом установлено ограничение на предельное число квартир в одном доме в зависимости от этажности дома и числа квартир в нём. В отличие от пошаговой системы отбора квартир, такой отбор возможно эффективно контролировать.

На последнем этапе проводится отбор респондента внутри квартиры. Отбор проводит интервьюер на основе выданного ему квотного задания - распределения респондентов в населённом пункте по полу, возрасту и типу образования. Это позволяет добиться структурной (нестатистической) представительности, при том, что при соблюдении всех условий отбора, выборка с контролем квот может рассматриваться как достаточно хорошее приближение к случайной.

Репрезентативность данных и статистическая погрешность

Репрезентативность данных обеспечивается попаданием в выборку наиболее представительных по численности и типичных, т.е. похожих на остальные субъекты регионов, соблюдение пропорций в численности населения и численности опрошенных между населенными пунктами разного типа, случайным отбором участков и маршрутов.

Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта.

Для данной многоступенчатой стратифицированной выборки, с маршрутным отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Контроль качества данных

Данные – наш основной продукт, и мы уделяем огромное внимание их качеству. Мы реализуем многоуровневый контроль, который начинается на этапе подготовки к опросу, продолжается в ходе всего опроса, а на завершающем этапе включает в себя разные методы проверки качества собранных данных.

Как мы обеспечиваем качество данных:

  1. Для каждой анкеты составляется инструкция по проведению исследования и каждый интервьюер проходит инструктаж, на котором разбираются все сложные вопросы.
  2. Опрос проходит под контролем специально подготовленных супервайзеров, которые следят за соблюдением инструкций и консультируют интервьюеров при необходимости.
  3. Электронное программирование анкеты защищает от ошибок ввода: интервьюер не может ввести в текстовое поле цифры или отметить несколько вариантов там, где предусмотрен только один.
  4. Мы проверяем соблюдение маршрутов не только по координатам GPS, но и путём ручной сверки адресов в анкетах с картами. И мы регулярно – не реже, чем раз в месяц – проводим пеший контроль.
  5. Благодаря тому, что интервью проводится на планшетах, мы можем быть уверены в том, что методика опроса соблюдается. 100% интервью записываются и далее проводится прослушивание 20% случайно отобранных интервью. Если у интервьюера обнаружены нарушения хотя бы в одной отобранной анкете, прослушиваются все его анкеты.
  6. По собранному массиву проводится логический контроль данных. Выявляются и отправляются на прослушивание все анкеты, по которым зафиксировано слишком короткое время интервью. Выявляются интервьюеры, анкеты которых показывают распределение данных, существенно отличное от среднего – такие анкеты также отправляются на прослушивание. Все отбракованные анкеты удаляются из массива, по ним проводится доопрос.

Взвешивание

Многоступенчатая стратифицированная выборка с контролем квот на последнем этапе отбора в общем случае не требует дополнительных выравниваний структуры с помощью весов.

Есть вопросы или хотите заказать исследование?

Наши специалисты могут оценить стоимость исследования и ответить на все Ваши вопросы.

С нами можно связаться любым удобным для вас способом

1. По почте или по телефону: +7 (495) 982-50-75

2. Заказать звонок специалиста, он проконсультирует Вас по всем направлениям исследований ВЦИОМ и ответит на ваши вопросы.

3. Заполнить специальную форму заказа исследования, в которой обозначена необходимая информация, она позволит более полно и быстро ответить на Ваш запрос.


ВЦИОМ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЛЕНОМ

В своей деятельности ВЦИОМ следует принципам научной объективности и строгости, руководствуясь Кодексом ESOMAR. Генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров - член ESOMAR.

Данные опросов проекта Омнибус

Все результаты опросов с 1992 года ВЦИОМ публикует в открытом доступе. Найти данные можно по поиску в нашей Базе данных.

Контакты