Аналитический обзор
Фото:
Экономика

ПР как профессия: престиж, доходность, моральный уровень

Несмотря на довольно высокие оценки доходности профессии пиар-специалиста, большинство россиян не желали бы своим детям карьеры в ПР-отрасли. Причина – в низком престиже и низком моральном уровне представителей этой профессии.
Фото:
Коротко о главном
  • ТОП-5 ассоциаций со словом «пиар»: реклама, «черный» пиар, обман, пропаганда, продвижение
  • По пятибалльной шкале доходность профессии пиар-специалиста оценивается россиянами в среднем на 4,11 балла, престижность – на 3,42, моральный уровень – на 2,54
  • Выбор ребенком ПР-отрасли для построения карьеры поддержали бы только 17% наших сограждан
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • ТОП-5 ассоциаций со словом «пиар»: реклама, «черный» пиар, обман, пропаганда, продвижение
  • По пятибалльной шкале доходность профессии пиар-специалиста оценивается россиянами в среднем на 4,11 балла, престижность – на 3,42, моральный уровень – на 2,54
  • Выбор ребенком ПР-отрасли для построения карьеры поддержали бы только 17% наших сограждан

МОСКВА, 8 декабря 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования об отношении россиян к профессии пиар-специалиста.

С годами понятие «пиар» стало более привычным для россиян: доля затрудняющихся его охарактеризовать с 2010 г. по 2016 г. снизилась в три раза (с 15% до 5%), а содержательные ответы стали более наполненными.

Пиар у наших сограждан ассоциируется, прежде всего, со словом «реклама» (за 6 лет доля респондентов, выбирающих данный вариант ответа, выросла почти вдвое – с 33% до 59%). Далее отмечают такие характеристики, как «черный» пиар (с 21% в 2010 г. до 43% в 2016 г.), обман (с 21% до 41%), пропаганда (39%), продвижение (с 19% до 38%), имидж (с 25% до 37%), СМИ, медиа (с 23% до 37%).

Моральный уровень «пиарщика» оценивается невысоко: по пятибалльной шкале – в среднем на 2,54 балла. При этом уровень престижности профессии пиар-специалиста, по оценкам россиян, выше (3,42 балла), а доходность, в сравнении с другими параметрами, оказывается ее главным преимуществом (4,11 балла – с 3,8 в 2010 г.). Пожилые люди (средний балл 4,17 среди 60-летних и старше), также как женщины (4,15), москвичи и петербуржцы (4,15) склонны считать работу пиар-специалиста более высокооплачиваемой, в сравнении с молодежью (3,89 среди 18-24-летних), мужчинами (4,06) и жителями сел (3,95). При этом оценки престижности и морального облика работников ПР-отрасли, данные молодыми, превышают оценки людей пенсионного возраста.

Профессию пиар-специалиста нельзя назвать желанной: уже почти три четверти россиян (72% - с 56%) не желают в будущем видеть своих детей работниками данной отрасли. Тех, кто поддержал бы выбор ребенком профессии специалиста по связям с общественностью, всего 17%. Чаще такой гипотетический выбор поддерживают молодые люди 18-24 лет (24%) и респонденты с высоким, по их оценкам, материальным достатком (24%), а реже – опрошенные в возрасте 60+ (14%) и малообеспеченные (15%).

Данные комментирует генеральный директор ВЦИОМ Валерий Федоров: «Лидерам отрасли общественных связей стоит серьезно задуматься о том имидже, который сформировался у отрасли в России: это имидж аморальных дельцов, зарабатывающих на пропаганде, обмане и рекламе. Пришло время заняться «пиаром пиара», ведь динамика отношения людей к этой специальности выраженно негативная. Креативность и творческий подход, который пиарщики неустанно демонстрируют своим клиентам, должны быть наконец применены для разрушения сложившихся негативных стереотипов и формирования позитивного общественного мнения относительно этой важной, востребованной и, без всякого преувеличения, благородной профессии».

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 3-4 декабря 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07