Аналитический обзор
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Экономика

Потребительские планы — 2021

Самая популярная покупка 2020 года — смартфон. Самый популярный план на 2021 год — сделать ремонт в доме.
Фото:
Коротко о главном
  • Самое частое приобретение россиян в ушедшем году — мобильный телефон (27%)
  • В 2020 году на 5 п.п. больше, чем в среднем за предыдущие шесть лет, россиян сделали ремонт в квартире
  • Планы на следующий год: ремонт в квартире (26%) и туристический отдых (20%)
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Самое частое приобретение россиян в ушедшем году — мобильный телефон (27%)
  • В 2020 году на 5 п.п. больше, чем в среднем за предыдущие шесть лет, россиян сделали ремонт в квартире
  • Планы на следующий год: ремонт в квартире (26%) и туристический отдых (20%)

МОСКВА, 27 января 2021 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, какие крупные покупки россияне совершали в 2020 году и какие планируют совершить в 2021.

Приобретения 2020 года

На протяжении всего мониторинга, с 2013 г. до 2021 г., самый частым приобретением года россиян становится мобильный телефон или смартфон. В 2020 г. его купили 27% наших соотечественников. Доля сообщивших об этом увеличилась к концу года на 6 п.п. с сентября 2020 г.

На втором месте самых частых приобретений прошедшего года стал ремонт в квартире — 21% (в сентябре об этом сообщили 15%). Это значение выше усредненной доли за шесть лет мониторинга на 5 п.п.

Также в список популярных приобретений россиян в прошедшем году попала бытовая техника: холодильник, стиральная или посудомоечная машина, газовая или электрическая плита (19%). По 11% россиян оплатили образование и купили телевизор, домашний кинотеатр, еще по 8% купили ноутбук или компьютер, приобрели путевку в турпоездку (с сентября 2020 г. эта доля не изменилась). Владельцами нового автомобиля стали в 2020 г. 7% россиян, столько же купили абонемент в фитнес-клуб. Покупали предметы роскоши и квартиры 6% наших соотечественников.

Потребительские планы — 2021

Как и в начале двух предыдущих лет, каждый четвертый россиянин планирует сделать ремонт в квартире или купить мебель в текущем году (26%). Второй по популярности статьей расходов, запланированной нашими соотечественниками на следующий год, является туристическая поездка — ее хотят совершить 20% россиян (во второй половине ушедшего года об этом сообщали только 10%). Бытовую технику планируют приобрести 15% россиян, еще 12% оплатят обучение. Купить мобильный телефон или автомобиль в 2021 году хотят 11% наших соотечественников.

Купить абонемент в фитнес-клуб или квартиру, дом в грядущие 365 дней запланировали по 8% россиян, также по 7% хотят в этом году купить компьютер, ноутбук, планшет или телевизор.

Перечислите, пожалуйста, что из следующего списка товаров/услуг Вы приобрели для себя, своей семьи в 2020 году?

(закрытый вопрос, любое число ответов, % от всех опрошенных)

 

Приобрели в 2013 г.

Приобрели в 2015 г.

Приобрели в 2017 г.

Приобрели в 2018 г.

Приобрели в 2019 г.

Приобрели до сентября 2020 г.

Приобрели в 2020 г.

Мобильный телефон, смартфон

14

17

26

28

28

21

27

Ремонт в квартире, мебель

15

15

16

19

15

15

21

Бытовая техника: холодильник, стиральная машина, электрическая/газовая плита, посудомоечная машина

13

15

18

19

17

15

19

Плата за обучение (свое или детей)

4

4

9

10

10

11

11

Телевизор, домашний кинотеатр

8

9

10

12

8

8

11

Путевка в турпоездку

6

5

9

14

12

8

8

Компьютер, ноутбук, электронный планшет

7

9

6

10

6

7

8

Абонемент в фитнес-клуб

3

3

6

5

7

5

7

Автомобиль

5

6

11

9

7

6

7

Предметы роскоши (ювелирные изделия, антиквариат)

3

4

5

6

6

5

6

Квартира, дом, долю в строящемся доме

2

3

6

6

4

3

6

Аудио-, видеопроигрыватель, музыкальный центр, мультимедийная техника*

2

1

1

4

2

2

4

Полис добровольного медицинского страхования

2

2

5

3

2

2

3

Дача, загородный дом, земельный участок

1

2

3

2

2

1

2

Акции, облигации, пай в инвестиционном фонде и другие ценные бумаги

1

0

1

0

1

2

2

Видеокамера, цифровой фотоаппарат

5

1

2

2

1

1

2

Гараж, парковочное место

1

1

1

1

1

1

1

Не приобретал ничего из перечисленного

39

43

35

29

36

43

36

* До 2019 г. ответ звучал «Музыкальный центр, аудио-, видеомагнитофон, DVD»

Перечислите, пожалуйста, что из следующего списка товаров/услуг Вы планируете приобрести для себя, своей семьи в 2021-м?

(закрытый вопрос, любое число ответов, представлены содержательные ответы респондентов, планировавших приобрести что-либо из приведенного списка, % от всех опрошенных)

 

Планируют приобрести в 2013 г.

Планируют приобрести в 2014 г.

Планируют приобрести в 2016 г.

Планируют приобрести в 2018 г.

Планируют приобрести в 2019 г.

Планируют приобрести в 2020 г.

Планируют приобрести после сентября 2020 г.

Планируют приобрести в 2021 г.

Ремонт в квартире, мебель

26

20

21

23

26

25

19

26

Путевка в турпоездку

16

12

10

15

22

21

10

20

Бытовая техника: холодильник, стиральная машина, электрическая/газовая плита, посудомоечная машина

11

7

10

13

15

12

10

15

Плата за обучение (свое или детей)

9

5

3

10

12

11

12

12

Мобильный телефон, смартфон

5

4

4

7

7

8

7

11

Автомобиль

9

6

10

10

10

8

6

11

Абонемент в фитнес-клуб, спортивный тренажер

9

2

4

6

7

8

7

8

Квартира, дом, доля в строящемся доме

8

7

7

10

10

7

5

8

Компьютер, ноутбук, электронный планшет

2

2

3

4

5

6

5

7

Телевизор, домашний кинотеатр

8

4

5

6

7

5

4

7

Предметы роскоши (ювелирные изделия, антиквариат)

6

2

2

3

4

2

3

4

Дача, загородный дом, земельный участок

9

5

6

4

3

3

2

3

Полис добровольного медицинского страхования

2

1

0

3

3

2

2

3

Акции, облигации, пай в инвестиционном фонде и другие ценные бумаги

5

1

0

1

0

2

2

3

Гараж, парковочное место

6

2

2

2

2

2

1

2

Аудио-, видеопроигрыватель, музыкальный центр, мультимедийная техника*

3

1

1

1

2

2

1

2

Видеокамера, цифровой фотоаппарат

4

2

1

1

1

1

1

2

Не планирую приобретать ничего из перечисленного

31

31

35

34

30

32

43

35

* До 2019 г. ответ звучал «Музыкальный центр, аудио-, видеомагнитофон, DVD»

24 января 2021Инициативный всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 россиянВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров.

Выборка извлечена из полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%.

-

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07