Аналитический обзор
Фото:
Экономика

Потребительские настроения россиян в ноябре

Потребительские настроения не улучшаются. Вместо того чтобы покупать, россияне предпочитают создавать финансовые резервы «на черный день».
Фото:
Коротко о главном
  • Индексы потребительского и кредитного доверия не демонстрируют заметных колебаний
  • 37% россиян считают нужным положить деньги в банк, 38% - забрать их оттуда
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Индексы потребительского и кредитного доверия не демонстрируют заметных колебаний
  • 37% россиян считают нужным положить деньги в банк, 38% - забрать их оттуда

МОСКВА, 14 декабря 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, насколько подходящим россияне считают нынешнее время для крупных покупок и кредитов, какую модель экономического поведения считают наиболее верной.

Индекс потребительского доверия* в последние полгода колеблется в узких пределах 33-36 п. Ноябрьское значение показателя с.г. (34 п.) полностью повторяет результат годичной давности, а также близко к уровню декабря 2014 г. (36 п.), возможный диапазон от 10 до 90 п. Неблагоприятным для крупных покупок нынешнее время считает 61% россиян, приемлемым – 23%.

Индекс кредитного доверия** стагнирует: с августа по ноябрь он остается на отметке 22 п.  (максимум в текущем году), при диапазоне от 10 до 90 п. От ноябрьского значения 2015 г. (21 п.) он практически не отличается.  Лишь каждый десятый респондент (10%) говорит, что сейчас вполне подходящее время для крупных займов, тогда как 80% дают негативные оценки.

Отношение россиян к банкам в последние месяцы также существенно не менялось: 38% полагают, что если в банке есть деньги, то их стоит оттуда забрать (среди людей с высоким, по их оценкам, достатком – 48%, среди респондентов с плохим материально положением – 26%), и почти столько же (37%) - что свободные средства сейчас лучше положить на счет. О необходимости сократить повседневные расходы говорят 65% россиян. Напротив, быстрее потратить зар­плату или пенсию считают целесообразным 24%.

Ситуацию оценивает эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб: «Возникшие в начале осени надежды на активизацию спроса со стороны домохозяйств пока не оправдываются. Измерения ВЦИОМ по этому вопросу органично дополняются данными статистики: второй год подряд расходы россиян падают быстрее, чем доходы. Это значит, что население активно создаёт финансовые резервы. Очень важно, чтобы эти резервы не оказались «под подушкой», а были вложены в развитие экономики. В этом вопросе сохраняется высокая степень неопределённости: показатели доверия к банкам стагнируют, выраженной тенденции к их росту пока не наблюдается».

*Индекс потребительского доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас – хорошее время, чтобы делать крупные покупки, или нет?» Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» – 0,1, «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для крупных приобретений.

**Индекс кредитного доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для кредитования. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас хорошее время, чтобы брать кредиты, или нет?». Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» – 0,1, «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для взятия кредита.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 26-27 ноября 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ. 

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07