Аналитический обзор
Фото:
Экономика

Потребительские настроения россиян: осторожный оптимизм

Потребительские настроения россиян улучшаются. Отношение к банкам неоднозначно.
Фото:
Коротко о главном
  • Индексы потребительского и кредитного доверия достигли максимумов в текущем году
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • Индексы потребительского и кредитного доверия достигли максимумов в текущем году

МОСКВА, 20 сентября 2016 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные опроса о том, насколько подходящим россияне считают нынешнее время для крупных покупок и кредитов, какую модель экономического поведения считают наиболее верной.

Для крупных трат и кредитования, по мнению россиян, сейчас более благоприятное время, чем было в начале года. Индекс потребительского доверия*, постепенно прибавляя с января, в августе достиг 36 п., при диапазоне от 10 до 90 п. Год назад показатель был немного ниже (32 п.), тогда как в предыдущие годы уровень значений, напротив, был выше. Неблагоприятным для крупных покупок нынешнее время считают 60% наших сограждан, приемлемым – 24%.

Индекс кредитного доверия** также достиг максимума в текущем году (22 п.), при диапазоне от 10 до 90 п. Для сравнения, год назад он был равен 23 п., в августе 2009 г. – 25 п. В аналогичные периоды 2010-2014 гг. в вопросах кредитования россияне были настроены более оптимистично (значения индекса составляли 32-36 п.). Доля респондентов, называющих нынешнее время для кредитов неподходящим, снижается (до 79% в августе с.г.), однако по-прежнему существенно превышает долю положительных ответов (9%).

Отношение россиян к банкам остается противоречивым: 38% полагают, что если деньги есть в банке, то их стоит забрать, и почти столько же (36%) - что свободные средства сейчас лучше положить в банк.

Доля тех, кто считает, что сейчас лучше потратить зар­плату или пенсию на данный момент составляет 27%. О необходимости сократить повседневные расходы говорят вдвое больше (61%).

Ситуацию оценивает эксперт ВЦИОМ Олег Чернозуб: «Как известно, в августе 2016 мы пережили две недели сезонной дефляции. Инфляция в августе составила 0%, и специалисты уже допускают, что годовую инфляцию удастся опустить ниже 6%. И основания для столь оптимистичных ожиданий есть: продефляционный консенсус в обществе сохраняется, домохозяйства не торопятся расставаться с деньгами, это ведет к замедлению скорости оборота денег в экономике, что подавляет инфляцию. В то же время с начала 2016 года продефляционные настроения стали ослабевать. В основе этого процесса – крепнущая уверенность общества в том, что риски массовой безработицы миновали. Все эти факты, взятые в целом, говорят о том, что общественное сознание понимает, что экономика становится ближе к фазе подъема».

*Индекс потребительского доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для совершения крупных покупок. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас – хорошее время, чтобы делать крупные покупки, или нет?» Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» – 0,1, «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для крупных приобретений.

**Индекс кредитного доверия показывает, насколько благоприятным россияне считают нынешнее время для кредитования. Индекс строится на основе вопроса: «Как Вы думаете, сейчас хорошее время, чтобы брать кредиты, или нет?». Ответу «Скорее хорошее» присваивается коэффициент 0,9, ответу «Скорее плохое» – 0,1, «Затрудняюсь ответить» – 0,5. Индекс измеряется в пунктах и может колебаться в пределах от 10 до 90. Чем выше значение индекса, тем более благоприятным россияне считают текущий момент для взятия кредита.

Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведен 27-28 августа 2016 г. в 130 населенных пунктах в 46 областях, краях и республиках и 8 ФО России. Объем выборки 1600 человек. Выборка репрезентирует население РФ в возрасте 18 лет и старше по полу, возрасту, образованию, типу населенного пункта. Выборка многоступенчатая стратифицированная, с пошаговым отбором домохозяйств, с применением квот на последнем этапе отбора. Для данной выборки максимальный размер ошибки (с учетом эффекта дизайна) с вероятностью 95% не превышает 3,5%. Метод опроса - личные формализованные интервью по месту жительства респондента. Помимо ошибки выборки смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07