МОСКВА, 30 января 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, посвященного отношению россиян к реализации национальных проектов в экономике.
Информированность |
Из-за санкционного давления, с которым столкнулась Россия в 2022 году, особую актуальность приобрела поддержка отечественного бизнеса. Серьезным подспорьем для развития импортозамещения стала реализация ряда национальных проектов – «Производительность труда», «Малое и среднее предпринимательство», «Международная кооперация и экспорт».
По результатам опроса, наиболее узнаваемыми мерами поддержки в рамках НП в экономике стали следующие пять:
- переобучение и повышение квалификации персонала (информированы 77%),
- льготные кредиты (77%);
- поддержка самозанятых (76%);
- поддержка фермеров (68%);
- обучение навыкам предпринимательства (53%).
Приоритетность |
Первенство в рейтинге приоритетных для государства направлений в экономической сфере занял рост производства российской продукции1 – повышение к нему государственного внимания в минувшем году отмечают 59% россиян. С последнего замера доля сторонников этой позиции выросла почти в два раза (июнь 2022 г. – 32%). На втором месте поддержка предпринимателей (39%), на третьем – поддержка экспорта российских предприятий (30%).
Эффективность |
Развитие импортозамещения стало не только одним из ключевых направлений деятельности государства в 2022 году, но и одной из наиболее заметных мер (как в рамках НП по экономике, так и среди всех национальных проектов). В ходе опроса 78% россиян согласились с тем, что за последний год стало производиться больше отечественной продукции. Почти две трети опрошенных также отмечают повышение интереса граждан к предпринимательской деятельности – 62% считают, что за последние 12 месяцев в России стали больше официально регистрироваться как самозанятые/индивидуальные предприниматели, 60% - что стали больше изучать программы в этой сфере. В топ-5 самых заметных изменений вошло также повышение квалификации персонала (59%) и увеличение числа компаний, продающих свою продукцию в дружественные страны2 (55%).
1 В июне 2022 г. вариант ответа звучал «Повышение производительности труда», корректировка формулировки могла оказать влияние на динамику показателя.
2 В июне 2022 г. формулировка была «Стало больше компаний, продающих свою продукцию в другие страны». Корректировка могла оказать влияние на динамику показателя.