МОСКВА, 24 сентября 2025 г. Аналитический центр ВЦИОМ представляет результаты исследования о ненормативной лексике.
Мат как новый языковой стандарт |
Как показывают результаты прошлых исследований Аналитического центра ВЦИОМ, россияне не первый год демонстрируют прогресс в борьбе с деструктивными привычками — курением, потреблением алкоголя и пр. Борьба за чистоту русского языка ведется менее успешно: по данным сентябрьского опроса, за последние 17 лет материться в российском обществе стали больше, а доля тех, кто делает это ежедневно, выросла за рассматриваемый период чуть ли не вдвое. В общей сложности нецензурная лексика присутствует в жизни семи из десяти наших сограждан.
За последнюю четверть века общественные представления о мотивах использования нецензурной лексики не претерпели изменений: россияне по-прежнему воспринимают мат как некий элемент повседневного общения, часто лишенный каких-либо оснований и цели («просто так, к слову приходится»). Рассуждая о том, почему люди матерятся, многие говорят и об эмоциональной разгрузке, возможности выплеснуть накопившиеся эмоции, отвести душу, нежели намеренно кого-то оскорбить. Нельзя игнорировать и социальный аспект: употребление нецензурной лексики, пусть и в меньшей степени, рассматривается как механизм укрепления социальных связей, демонстрации принадлежности к определенной группе.
Кому пора следить за языком |
Мат в России имеет мужское лицо. Почти каждый второй мужчина и только каждая четвертая женщина прибегают к нецензурной лексике ежедневно. Однако представители «сильного пола» едва ли способны выдержать в этом вопросе конкуренцию молодежи, для которой ненормативная лексика стала полноценным языком общения. Согласно полученным данным, две трети зумеров и более половины младших миллениалов матерятся каждый день, это в 1,7–1,9 раз чаще в сравнении с россиянами в целом. «В наше время такого не было», — могут возразить россияне постарше и будут абсолютно правы. В 2008 г. мат был более табуирован в молодежной среде. Что это — новый маркер искренности, попытка казаться взрослее или следствие снижения языковой культуры? Рассуждая о причинах, побуждающих людей ругаться матом, молодежь чаще других упоминает эмоциональный (психологическая разгрузка, речевая агрессия) и социальный (демонстрация принадлежности к определенной группе) аспекты. Личные мотивы использования нецензурной лексики все еще предстоит узнать.
Русский мат с трудом можно назвать локальным культурным феноменом. Использование ненормативной лексики в обыденной речи практически одинаково распространено вне зависимости от региона проживания (исключение — более консервативный Северо-Кавказский федеральный округ) и типа населенного пункта: вопреки стереотипам, жители обеих (в том числе культурной) столиц сквернословят не меньше сельских жителей. Чем больше населенный пункт, тем чаще мат видится местным жителям способом психологической разгрузки, что вполне закономерно: урбанизация со всеми сопутствующими ей факторами стресса создает потребность в простых и доступных, хоть и не всегда конструктивных способах выплеснуть эмоции.
«Проигран бой, но не война» |
Несмотря на широкое употребление мата в повседневной коммуникации, россияне выражают убежденность в том, что в информационном пространстве его быть не должно. К мату в Сети опрошенные по большей части относятся отрицательно и выражают поддержку законопроекту о маскировке интернет-контента, содержащего ненормативную лексику. Поддержка инициативы обусловлена эстетическими соображениями, заботой о детях и важностью соблюдения этикета в публичном пространстве. Противники законопроекта, которых насчитывается втрое меньше, чем сторонников, по большей части апеллируют к свободе слова/самовыражения.
Наибольший энтузиазм в борьбе за чистоту русского языка в Сети демонстрируют представители старшего поколения, т. е. те, кто в силу особенностей медиапредпочтений едва ли сталкивается с рассматриваемой проблемой. Равнодушнее других к ненормативной лексике в интернете относится главный «поставщик» матерного контента — молодые люди, чем в том числе объясняется их болезненное восприятие инициативы. Активные пользователи интернета, среди которых также преобладает молодежь, демонстрируют нейтрально-отрицательное отношение к нецензурной лексике в интернете, что, впрочем, не мешает им поддерживать обсуждаемую инициативу, пусть и менее рьяно в сравнении с активными телезрителями.
Автор: Людмила Карпова
«Мы неверно осознаем главный вред от мата – он не только в том, что «режет слух». А в том, что это инструмент упрощения восприятия и выражения в сложных, неопределённых или конфликтных ситуациях, играющий роль своеобразного «языкового костыля». Однако такая привычка снижает коммуникативную сложность, ограничивает сферу экспрессии, подталкивая нас к простоте, что, как известно, «хуже воровства». А это в долгосрочной перспективе может привести общество к проигрышу в культурном, интеллектуальном и социальном капитале.
Объективно мат для многих является эффективным приемом эмоциональной разрядки, способом подтвердить принадлежность к определённой группе, выразить протест против некоторых устоев или поведения других людей. И эта причина не позволит добиться лишь запретительными мерами хоть какого-то системного результата по борьбе с ним. Возможно, культурные барьеры (например, формирование образа мата как непрестижного явления) смогут оказать более сильное, пусть и не быстрое, влияние, чем простые административные ограничения. Поэтому более продуктивной представляется работа над повышением символического статуса нормативной и «высокоразвитой» речи вместо запретительной политики».
Перейти к странице эксперта