МОСКВА, 31 мая 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса о распространенности курения в России.
Антитабачный закон в действии |
В 2013 году в России был принят антитабачный закон, предусматривающий запрет на курение в общественных местах, рекламу табачной продукции и ограничение ее розничной продажи [1]. Результат не заставил себя ждать — уже за первый год доля курящих россиян снизилась на 6 п.п. (35%, 2013 г. — 41%). Впоследствии темп снижения показателя несколько замедлился и не превышал 1-3 п.п. в год. В общей сложности за последние десять лет доля курящих россиян сократилась с 41% до 30%. Доля бросивших курить с 2013 г. выросла вдвое — в наши дни победой над пагубной привычкой может похвастаться каждый пятый (19% vs. 10% в 2013 г.).
Согласно полученным данным, антитабачный закон сильнее «ударил» по заядлым курильщикам — тем, кто ежедневно выкуривает пачку сигарет и больше: за десять лет таких стало на 7 п.п. меньше (17%, 2013 г. — 24%). Ситуация с периодическим курением (несколько сигарет в день/неделю) за это время почти не изменилась (13%, 2013 г. — 17%).
- Курению по-прежнему чаще подвержены мужчины: каждый третий выкуривает не менее пачки сигарет в сутки (31%), среди женщин эта доля в шесть раз меньше (5%). Успешным опытом борьбы с вредной привычкой также чаще могут поделиться мужчины — 27% (vs. 12% женщин).
- Заядлого курильщика отличает средний возраст (35-44 лет — 27%), наличие неполного среднего образования (31%), плохое материальное положение (24%), работа в коммерческой организации (24% vs. 12% в бюджетной), проживание в небольших городах с населением до 100 тыс. человек и селах (21% и 20% соответственно).
- Нерегулярное курение — явление, одинаково распространенное во всех социально-демографических группах; чуть выше доля периодических курильщиков — среди россиян со средним образованием (24%).
|
Более половины курящих россиян (доля группы — 30%) ответили, что курят с такой же интенсивностью, как и год назад (58%), чаще такой ответ звучал от заядлых курильщиков (65%). Каждый пятый за последние 12 месяцев стал курить больше (20%), столько же сообщили об обратном (стали курить меньше — 21%).
Интенсивность курения и желание избавиться от вредной привычки связаны. Те, кто хочет бросить курить, чаще говорили, что стали курить меньше (25%); в группе нежелающих отказываться от сигарет эта доля почти вдвое ниже — 14%. То есть курящие не только декларируют желание расстаться с вредной привычкой, но и делают для этого конкретные шаги.
Бросить курить легко, я сам бросал раз сто |
Курящие россияне в большинстве своем хотели бы избавиться от вредной привычки. В ходе майского опроса о желании побороть никотиновую зависимость высказались две трети курильщиков (67%), что на 10 п.п. больше, чем десятью годами ранее (2013 г. — 57%). Не хотят бросать курить на сегодняшний день 30%.
Желание — далеко не единственный помощник в борьбе с табачной зависимостью. Более того, в сравнении с 2017 г. его стали считать таковым заметно реже (13% в группе курящих, 2017 г. — 22%). Ответы курильщиков на вопрос о том, что может побудить их избавиться от пагубной привычки, можно условно разделить на пять групп:
- внутренний стержень («желание бросить курить» — 13%, «появилась сила воли/самоуверенность» — 9%, «мотивация / весомая причина» — 3%);
- ограничения по здоровью («проблемы со здоровьем / болезни» — 11%, «беременность» — 1%);
- благоприятный эмоциональный фон («отсутствие стрессовых ситуаций / спокойная жизнь» — 8%, «жизнь наладилась / благополучие» — 2%, «стабильность в стране» — 2%);
- внешние ограничения («закрытие производства / запрет на продажу сигарет» — 4%, «повышение стоимости табачной продукции» — 3%);
- маловероятные события («апокалипсис/катаклизм» — 2%, «чудо» — 2%).
Еще 8% ответили, что не бросят курить ни при каких обстоятельствах, в сравнении с прошлым годом уверенности в этом поубавилось (2022 г. — 13%). У каждого третьего этот вопрос вовсе вызвал затруднения (31%).
Не курим и вам не советуем! |
В ходе опроса каждый второй россиянин признался, что никогда не курил (50%). Равнодушие к табаку чаще декларируют женщины (69%), граждане с высшим образованием (57%), а также представители двух «крайних» возрастных групп — молодежь 18-24 лет (59%) и россияне 60+ (61%). Как показывают данные 10-летней давности, старшее поколение и прежде было безразлично к сигаретам (2013 г. — 65%), чего нельзя сказать о молодых людях. Если сегодня среди 18-24-летних курят 23%, то в 2013 г. такая доля приходилась только на заядлых молодых курильщиков, а общий процент курящих в этой возрастной группе составлял 48%. В целом это частично подтверждает гипотезу о приверженности миллениалов здоровому образу жизни и более внимательному отношению к себе в сравнении с другими поколениями.
О роли социальной рекламы |
На государственном уровне борьба с курением не заканчивается на законодательных ограничениях и акцизной политике. В качестве вспомогательного инструмента укрепления здоровья нации может быть задействована так называемая мягкая сила, одной из форм которой является социальная реклама. Впрочем, россияне видят в ней решение других общественных проблем — по их мнению, социальная реклама в первую очередь должна быть направлена на борьбу с жестоким обращением с детьми (43%), коррупцией (39%) и наркоманией (36%). Борьбу с курением называют заметно реже — только 11%. Запрос граждан на антитабачную рекламу затих вслед за снижением распространенности курения в стране: если в 2011 г. в общем перечне проблем она занимала пятую строчку (20%), в 2017 г. — седьмую (18%), то в 2023 г. — последнюю, восьмую.
[1] Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».