Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Валентина Певцова/ТАСС
Общество

Антитабачный закон в России: десять лет без сигарет?

За десять лет действия антитабачного закона курить в России стали меньше, а доля желающих избавиться от вредной привычки возросла.
Фото:
Коротко о главном
  • За последние десять лет доля курильщиков в России снизилась с 41% до 30%.
  • 67% курящих хотели бы избавиться от вредной привычки (2013 г. — 57%), а каждый пятый стал курить меньше в сравнении с прошлым годом (21%).
Обзор Таблицы Методика Комментарии Инфографика Презентация Материалы

Коротко о главном:

  • За последние десять лет доля курильщиков в России снизилась с 41% до 30%.
  • 67% курящих хотели бы избавиться от вредной привычки (2013 г. — 57%), а каждый пятый стал курить меньше в сравнении с прошлым годом (21%).

МОСКВА, 31 мая 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты мониторингового опроса о распространенности курения в России.

Антитабачный закон в действии

В 2013 году в России был принят антитабачный закон, предусматривающий запрет на курение в общественных местах, рекламу табачной продукции и ограничение ее розничной продажи [1]. Результат не заставил себя ждать — уже за первый год доля курящих россиян снизилась на 6 п.п. (35%, 2013 г. — 41%). Впоследствии темп снижения показателя несколько замедлился и не превышал 1-3 п.п. в год. В общей сложности за последние десять лет доля курящих россиян сократилась с 41% до 30%. Доля бросивших курить с 2013 г. выросла вдвое — в наши дни победой над пагубной привычкой может похвастаться каждый пятый (19% vs. 10% в 2013 г.).

Согласно полученным данным, антитабачный закон сильнее «ударил» по заядлым курильщикам — тем, кто ежедневно выкуривает пачку сигарет и больше: за десять лет таких стало на 7 п.п. меньше (17%, 2013 г. — 24%). Ситуация с периодическим курением (несколько сигарет в день/неделю) за это время почти не изменилась (13%, 2013 г. — 17%).

  • Курению по-прежнему чаще подвержены мужчины: каждый третий выкуривает не менее пачки сигарет в сутки (31%), среди женщин эта доля в шесть раз меньше (5%). Успешным опытом борьбы с вредной привычкой также чаще могут поделиться мужчины — 27% (vs. 12% женщин). 
  • Заядлого курильщика отличает средний возраст (35-44 лет — 27%), наличие неполного среднего образования (31%), плохое материальное положение (24%), работа в коммерческой организации (24% vs. 12% в бюджетной), проживание в небольших городах с населением до 100 тыс. человек и селах (21% и 20% соответственно). 
  • Нерегулярное курение — явление, одинаково распространенное во всех социально-демографических группах; чуть выше доля периодических курильщиков — среди россиян со средним образованием (24%). 

Более половины курящих россиян (доля группы — 30%) ответили, что курят с такой же интенсивностью, как и год назад (58%), чаще такой ответ звучал от заядлых курильщиков (65%). Каждый пятый за последние 12 месяцев стал курить больше (20%), столько же сообщили об обратном (стали курить меньше 21%).

Интенсивность курения и желание избавиться от вредной привычки связаны. Те, кто хочет бросить курить, чаще говорили, что стали курить меньше (25%); в группе нежелающих отказываться от сигарет эта доля почти вдвое ниже — 14%. То есть курящие не только декларируют желание расстаться с вредной привычкой, но и делают для этого конкретные шаги.

Бросить курить легко, я сам бросал раз сто

Курящие россияне в большинстве своем хотели бы избавиться от вредной привычки. В ходе майского опроса о желании побороть никотиновую зависимость высказались две трети курильщиков (67%), что на 10 п.п. больше, чем десятью годами ранее (2013 г. — 57%). Не хотят бросать курить на сегодняшний день 30%.

Желание — далеко не единственный помощник в борьбе с табачной зависимостью. Более того, в сравнении с 2017 г. его стали считать таковым заметно реже (13% в группе курящих, 2017 г. — 22%). Ответы курильщиков на вопрос о том, что может побудить их избавиться от пагубной привычки, можно условно разделить на пять групп:

  1. внутренний стержень («желание бросить курить» — 13%, «появилась сила воли/самоуверенность» — 9%, «мотивация / весомая причина» — 3%);
  2. ограничения по здоровью («проблемы со здоровьем / болезни» — 11%, «беременность» — 1%);
  3. благоприятный эмоциональный фон («отсутствие стрессовых ситуаций / спокойная жизнь» — 8%, «жизнь наладилась / благополучие» — 2%, «стабильность в стране» — 2%);
  4. внешние ограничения («закрытие производства / запрет на продажу сигарет» — 4%, «повышение стоимости табачной продукции» — 3%);
  5. маловероятные события («апокалипсис/катаклизм» — 2%, «чудо» — 2%).

Еще 8% ответили, что не бросят курить ни при каких обстоятельствах, в сравнении с прошлым годом уверенности в этом поубавилось (2022 г. — 13%). У каждого третьего этот вопрос вовсе вызвал затруднения (31%).

Не курим и вам не советуем!

В ходе опроса каждый второй россиянин признался, что никогда не курил (50%). Равнодушие к табаку чаще декларируют женщины (69%), граждане с высшим образованием (57%), а также представители двух «крайних» возрастных групп — молодежь 18-24 лет (59%) и россияне 60+ (61%). Как показывают данные 10-летней давности, старшее поколение и прежде было безразлично к сигаретам (2013 г. — 65%), чего нельзя сказать о молодых людях. Если сегодня среди 18-24-летних курят 23%, то в 2013 г. такая доля приходилась только на заядлых молодых курильщиков, а общий процент курящих в этой возрастной группе составлял 48%. В целом это частично подтверждает гипотезу о приверженности миллениалов здоровому образу жизни и более внимательному отношению к себе в сравнении с другими поколениями.

О роли социальной рекламы

На государственном уровне борьба с курением не заканчивается на законодательных ограничениях и акцизной политике. В качестве вспомогательного инструмента укрепления здоровья нации может быть задействована так называемая мягкая сила, одной из форм которой является социальная реклама. Впрочем, россияне видят в ней решение других общественных проблем — по их мнению, социальная реклама в первую очередь должна быть направлена на борьбу с жестоким обращением с детьми (43%), коррупцией (39%) и наркоманией (36%). Борьбу с курением называют заметно реже — только 11%. Запрос граждан на антитабачную рекламу затих вслед за снижением распространенности курения в стране: если в 2011 г. в общем перечне проблем она занимала пятую строчку (20%), в 2017 г. — седьмую (18%), то в 2023 г. — последнюю, восьмую.

[1] Федеральный закон от 23.02.2013 № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

12 мая 2023 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 12 мая 2023 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7908; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0176; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1876. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом.

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Курите ли Вы или нет? Если да, то как часто?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

2009

2011

II.2013

2014

2015

2016

2017

2022

2023

Одну пачку сигарет в день или больше

21

21

24

20

22

17

20

20

17

Несколько сигарет почти каждый день

16

13

14

12

9

12

9

9

10

Иногда несколько сигарет в неделю или в месяц

4

4

3

3

3

2

3

4

3

Я бросил(а) курить и не курю уже некоторое время

8

9

10

13

11

12

19

17

19

Я никогда не курил(а)

51

52

48

52

55

57

49

50

50

Затрудняюсь ответить

0

1

1

0

0

0

0

0

1

Курите ли Вы или нет? Если да, то как часто?

(закрытый вопрос, один ответ, % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Одну пачку сигарет в день или больше

17

31

5

6

17

27

19

11

Несколько сигарет почти каждый день

10

10

11

11

12

10

14

7

Иногда несколько сигарет в неделю или в месяц

3

3

2

6

5

3

2

1

Я бросил(а) курить и не курю уже некоторое время

19

27

12

15

22

18

18

19

Я никогда не курил(а)

50

28

69

59

44

41

46

61

Затрудняюсь ответить

1

1

1

3

0

1

1

1

За последний год Вы стали курить больше, меньше или курите сейчас так же, как и год назад?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто курит)

 

2014

2015

2016

2017

2022

2023

Сейчас курю больше

10

16

16

14

16

20

Сейчас курю меньше

24

29

28

25

22

21

Курю так же, как и год назад

66

54

54

60

61

58

Затрудняюсь ответить

0

1

2

1

1

1

Хотели бы Вы лично бросить курить или нет?

(закрытый вопрос, один ответ, % от тех, кто курит)

 

2013

2017

2022

2023

Скорее да

57

79

62

67

Скорее нет

38

19

31

30

Затрудняюсь ответить

5

2

7

3

Что должно произойти, чтобы Вы бросили курить? Вы можете дать несколько ответов

(открытый вопрос, любое число ответов, % от тех, кто курит, представлены ответы, набравшие 2% и больше)

 

2017

2022

2023

Внутренний стержень

Желание бросить курить / захотеть бросить

22

16

13

Появилась сила воли / самоуверенность

-

8

9

Мотивация / весомая причина

-

2

3

Ограничения по здоровью

Проблемы со здоровьем / болезни

11

16

11

Беременность

3

3

1

Благоприятный эмоциональный фон

Отсутствие стрессовых ситуаций / спокойная жизнь / меньше нервов

5

5

8

Жизнь наладилась / благополучие

-

2

2

Стабильность в стране

-

1

2

Внешние ограничения

Закрытие производства / перестанут продавать / запрет на продажу

1

2

4

Повышение стоимости сигарет / финансовые проблемы

3

4

3

Маловероятные события

Апокалипсис / катаклизм

1

1

2

Чудо

1

-

2

Иное

Смерть

2

3

2

Медицинская помощь

-

-

2

Могу бросить в любой момент

-

-

2

Другое

3

2

1

Не брошу

6

13

8

Затрудняюсь ответить

38

26

31

Как Вы считаете, на что сегодня прежде всего должна быть направлена социальная реклама в нашей стране?

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от всех опрошенных)

 

2011

V.2017

2023

На борьбу с жестоким обращением с детьми, насилием в семье

34

40

43

На борьбу с коррупцией

33

30

39

На борьбу с наркоманией

68

59

36

На борьбу с алкоголизмом

60

42

26

Призывать к ответственному поведению на дорогах, соблюдению правил дорожного движения

14

28

22

На борьбу с жестоким обращением с животными

10

20

20

Призывать к помощи окружающим, благотворительности

8

12

12

На борьбу с курением

20

18

11

Никакая социальная реклама не нужна

4

3

5

Другое

2

7

11

Затрудняюсь ответить

1

3

3

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07