МОСКВА, 28 февраля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, посвященного покупкам россиян на маркетплейсах.
За покупками в интернет |
Рынок онлайн-торговли активно развивается и наращивает аудиторию. По прогнозам экспертов, в скором времени онлайн-ритейл обгонит офлайн, а пока идет активная борьба за внимание и кошелек потребителей. Согласно нашим июльским данным, за последний год торговые центры с разной периодичностью посещали 71% россиян. Столько же наших сограждан ответили, что в 2023 г. хотя бы раз совершали покупку на маркетплейсах (71%) — таковы результаты свежего февральского опроса ВЦИОМ. Отсутствует подобный опыт у 28% наших сограждан.
Чаще покупки на маркетплейсах совершают женщины (74% vs. 68% мужчин), граждане с высшим и неоконченным высшим образованием (80%), горожане (69-81% vs. 64% жителей сел), а также активные интернет-пользователи (88% vs. 21% активных телезрителей). Наибольшей популярностью онлайн-шопинг пользуется у 18-34-летних (93-94%), что в целом вполне ожидаемо: молодые люди, как правило, чаще других поколений обладают базовыми цифровыми компетенциями, необходимыми для онлайн-покупок (пользование мобильными приложениями, онлайн-оплата и др.). Реже практикуют онлайн-шоппинг представители старшего поколения 60+ лет и активные телезрители (не совершали покупок на маркетплейсах 56% и 77% соответственно).
Что покупаем… |
Мебель, косметика, украшения, электроника и даже автомобили — разнообразие и ценовой диапазон товаров на российских маркетплейсах поражает воображение. С расширением ассортимента интернет-площадок у потребителей даже пропала необходимость ходить за продуктами в супермаркет — сегодня их могут доставить в кратчайшие сроки в пункт выдачи или домой. Впрочем, пока россияне заказывают преимущественно непродовольственные товары. По результатам опроса, самая популярная категория товаров на интернет-площадках — одежда и обувь: чаще всего в 2023 г. их заказывал каждый второй из числа имеющих опыт покупок на маркетплейсах (47%). Далее с заметным отрывом следуют товары для красоты и здоровья (23%, среди молодежи 18-24 лет — 41%), электроника и бытовая техника (20% и 19% соответственно), детские товары и товары для животных (19% и 17% соответственно). Каждый седьмой опрошенный за последний год чаще всего заказывал продукты питания и товары для хобби и творчества (по 15%), еще 13% — автомобильные товары, 12% — товары для строительства и ремонта. Каждый девятый чаще заказывал товары для дома, в том числе бытовую химию (11%), каждый десятый — книги и канцелярию (10%). Меньшей популярностью пользуются товары для спорта и отдыха (7%), мебель (5%) и ювелирные украшения (2%). По-видимому, их российские потребители предпочитают увидеть воочию.
Покупательские предпочтения мужчин и женщин на маркетплейсах различаются: в «женской» потребительской корзине можно чаще увидеть одежду и обувь (56% vs. 35% среди мужчин), детские товары (23% vs. 12%), товары для красоты и здоровья (32% vs. 11%), для животных (21% vs. 11%). В «мужской» — автомобильные товары (23% vs. 5% среди женщин), электронику (32% vs. 10%), товары для строительства и ремонта (17% vs. 8%), для спорта и отдыха (11% vs. 4%). |
…и на что обращаем внимание? |
Один из явных минусов онлайн-шопинга — невозможность потрогать товар, оценить его качество. Чтобы нивелировать этот недостаток, продавцы все чаще уделяют внимание визуальному контенту — инфографике, изображениям, видео и подробному описанию товара. Впрочем, как показывает опрос, визуальная составляющая — далеко не главный критерий выбора товара на маркетплейсе, таковыми являются отзывы других покупателей и стоимость товара (65% и 52% соответственно в группе имеющих опыт покупок на маркетплейсах за последний год).
Около четверти опрошенных в первую очередь обращают внимание на подробное описание товара (27%) и наличие удобных пунктов выдачи (23%), в то время как каждый пятый признался, что падок на скидки и акции (19%). Далее примерно с одинаковой частотой звучали такие варианты, как срок доставки (17%), общий рейтинг магазина (16%), возможность возврата товара (15%) и качество его фотографий (13%).
В самой старшей возрастной когорте (60+) рейтинг критериев выбора товаров возглавила цена (49%), тогда как отзывы важны только для 43% в этой группе (vs. 65% среди всех опрошенных). Молодые россияне 18-24 лет, напротив, чаще склонны перед покупкой изучать отзывы (78%) и смотреть на рейтинг продавца (31% vs. 16% среди всех опрошенных), тогда как акции и скидки важны лишь для 8% (vs. 19% по выборке). |
В условиях высокой конкуренции продавцы на маркетплейсах нередко прибегают к маркетинговым уловкам, предоставляя постоянным клиентам персональные скидки и начисляя баллы и бонусы за отзывы и покупки. Сколько бы они ни старались заручиться лояльностью покупателей, по-видимому, это удается не всегда. Причина тому — потребительские предпочтения российской аудитории маркетплейсов. Как показал опрос, россияне, имеющие недавний опыт покупок на маркетплейсах, в большинстве своем склонны делать заказы у разных продавцов (73%), и только каждый четвертый — у проверенных магазинов, где уже есть опыт покупок (25%).