Мне звонил ВЦИОМ

Мы не потревожим Вас чаще, чем раз в полгода. Но если Вы не хотите, чтобы Вам звонил ВЦИОМ, укажите Ваш номер телефона и мы удалим его из базы обзвона.

Иногда недобросовестные компании представляются нашим именем. Вы можете проверить, действительно ли Вам звонил ВЦИОМ

Прошу удалить мой номер

Введите номер телефона, на который поступил звонок:

Укажите номер телефона

Хочу убедиться, что мне звонил ВЦИОМ

Введите номер телефона, на который поступил звонок, и email для связи с Вами:

Укажите номер телефона

Фото: Алексей Зотов/ТАСС
Экономика

Маркетплейсы в России: новая эра электронной торговли

Семь из десяти россиян за последний год хотя бы раз совершали покупки на маркетплейсах. Чаще всего при выборе товаров на интернет-площадках они ориентируются на отзывы о товаре и цену.
Фото:
Коротко о главном
  • 7 из 10 россиян за последний год хотя бы раз совершали покупки на маркетплейсах (71%), каждый второй из их числа чаще всего заказывал одежду и обувь (47%).
  • Отзывы других покупателей и стоимость — два ключевых фактора при выборе товаров на маркетплейсах (65% и 52% соответственно от числа совершавших покупки за последний год).
Обзор Комментарии Таблицы Методика Инфографика Презентация Массив

Коротко о главном:

  • 7 из 10 россиян за последний год хотя бы раз совершали покупки на маркетплейсах (71%), каждый второй из их числа чаще всего заказывал одежду и обувь (47%).
  • Отзывы других покупателей и стоимость — два ключевых фактора при выборе товаров на маркетплейсах (65% и 52% соответственно от числа совершавших покупки за последний год).

МОСКВА, 28 февраля 2024 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса, посвященного покупкам россиян на маркетплейсах.

За покупками в интернет

Рынок онлайн-торговли активно развивается и наращивает аудиторию. По прогнозам экспертов, в скором времени онлайн-ритейл обгонит офлайн, а пока идет активная борьба за внимание и кошелек потребителей. Согласно нашим июльским данным, за последний год торговые центры с разной периодичностью посещали 71% россиян. Столько же наших сограждан ответили, что в 2023 г. хотя бы раз совершали покупку на маркетплейсах (71%) — таковы результаты свежего февральского опроса ВЦИОМ. Отсутствует подобный опыт у 28% наших сограждан.

Чаще покупки на маркетплейсах совершают женщины (74% vs. 68% мужчин), граждане с высшим и неоконченным высшим образованием (80%), горожане (69-81% vs. 64% жителей сел), а также активные интернет-пользователи (88% vs. 21% активных телезрителей). Наибольшей популярностью онлайн-шопинг пользуется у 18-34-летних (93-94%), что в целом вполне ожидаемо: молодые люди, как правило, чаще других поколений обладают базовыми цифровыми компетенциями, необходимыми для онлайн-покупок (пользование мобильными приложениями, онлайн-оплата и др.). Реже практикуют онлайн-шоппинг представители старшего поколения 60+ лет и активные телезрители (не совершали покупок на маркетплейсах 56% и 77% соответственно).

Что покупаем…

Мебель, косметика, украшения, электроника и даже автомобили — разнообразие и ценовой диапазон товаров на российских маркетплейсах поражает воображение. С расширением ассортимента интернет-площадок у потребителей даже пропала необходимость ходить за продуктами в супермаркет — сегодня их могут доставить в кратчайшие сроки в пункт выдачи или домой. Впрочем, пока россияне заказывают преимущественно непродовольственные товары. По результатам опроса, самая популярная категория товаров на интернет-площадках — одежда и обувь: чаще всего в 2023 г. их заказывал каждый второй из числа имеющих опыт покупок на маркетплейсах (47%). Далее с заметным отрывом следуют товары для красоты и здоровья (23%, среди молодежи 18-24 лет — 41%), электроника и бытовая техника (20% и 19% соответственно), детские товары и товары для животных (19% и 17% соответственно). Каждый седьмой опрошенный за последний год чаще всего заказывал продукты питания и товары для хобби и творчества (по 15%), еще 13% — автомобильные товары, 12% — товары для строительства и ремонта. Каждый девятый чаще заказывал товары для дома, в том числе бытовую химию (11%), каждый десятый — книги и канцелярию (10%). Меньшей популярностью пользуются товары для спорта и отдыха (7%), мебель (5%) и ювелирные украшения (2%). По-видимому, их российские потребители предпочитают увидеть воочию.

Покупательские предпочтения мужчин и женщин на маркетплейсах различаются: в «женской» потребительской корзине можно чаще увидеть одежду и обувь (56% vs. 35% среди мужчин), детские товары (23% vs. 12%), товары для красоты и здоровья (32% vs. 11%), для животных (21% vs. 11%). В «мужской» — автомобильные товары (23% vs. 5% среди женщин), электронику (32% vs. 10%), товары для строительства и ремонта (17% vs. 8%), для спорта и отдыха (11% vs. 4%).

 

…и на что обращаем внимание?

Один из явных минусов онлайн-шопинга — невозможность потрогать товар, оценить его качество. Чтобы нивелировать этот недостаток, продавцы все чаще уделяют внимание визуальному контенту — инфографике, изображениям, видео и подробному описанию товара. Впрочем, как показывает опрос, визуальная составляющая — далеко не главный критерий выбора товара на маркетплейсе, таковыми являются отзывы других покупателей и стоимость товара (65% и 52% соответственно в группе имеющих опыт покупок на маркетплейсах за последний год).

Около четверти опрошенных в первую очередь обращают внимание на подробное описание товара (27%) и наличие удобных пунктов выдачи (23%), в то время как каждый пятый признался, что падок на скидки и акции (19%). Далее примерно с одинаковой частотой звучали такие варианты, как срок доставки (17%), общий рейтинг магазина (16%), возможность возврата товара (15%) и качество его фотографий (13%).

В самой старшей возрастной когорте (60+) рейтинг критериев выбора товаров возглавила цена (49%), тогда как отзывы важны только для 43% в этой группе (vs. 65% среди всех опрошенных). Молодые россияне 18-24 лет, напротив, чаще склонны перед покупкой изучать отзывы (78%) и смотреть на рейтинг продавца (31% vs. 16% среди всех опрошенных), тогда как акции и скидки важны лишь для 8% (vs. 19% по выборке).

В условиях высокой конкуренции продавцы на маркетплейсах нередко прибегают к маркетинговым уловкам, предоставляя постоянным клиентам персональные скидки и начисляя баллы и бонусы за отзывы и покупки. Сколько бы они ни старались заручиться лояльностью покупателей, по-видимому, это удается не всегда. Причина тому — потребительские предпочтения российской аудитории маркетплейсов. Как показал опрос, россияне, имеющие недавний опыт покупок на маркетплейсах, в большинстве своем склонны делать заказы у разных продавцов (73%), и только каждый четвертый — у проверенных магазинов, где уже есть опыт покупок (25%).

18 февраля 2024 г.

Всероссийский телефонный опрос «ВЦИОМ-Спутник»

1600 опрошенныхВ опросе приняли участие 1600 россиян в возрасте от 18 лет.

Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной случайной выборке, извлеченной из полного списка сотовых телефонных номеров, задействованных на территории РФ.

Данные взвешены по социально-демографическим параметрам. Предельная погрешность выборки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо погрешности смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.

Основные показатели результативности опроса 18 февраля 2024 г.: коэффициент кооперации (КК)* = 0,7618; минимальный коэффициент ответов (МКО)** = 0,0162; коэффициент достижимости (КД)*** = 0,1032. Рассчитан в соответствии с корпоративным стандартом:  

* КК равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью и б) всех несостоявшихся интервью с теми, кто подтвердил соответствие критериям отбора.

** МКО равен соотношению количества полных интервью к сумме: а) полных интервью, б) прерванных интервью после успешного прохождения скрининга и в) всех респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет.

*** КД рассчитывается так же, как и МКО, с той лишь разницей, что количество респондентов, о которых осталось неизвестным, удовлетворяют они выборочным критериям или нет, уменьшается пропорционально доле подходящих для опроса респондентов в числе всех респондентов, чье соответствие или несоответствие отборочным критериям удалось установить.

Поговорим о маркетплейсах. Это интернет-платформы, на которых продаются товары различных категорий от разных поставщиков. Например, Озон, Вайлдберриз, Яндекс.Маркет и другие. Скажите, пожалуйста, Вы совершали или не совершали покупку на маркетплейсах хотя бы один раз за прошлый 2023 год?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от всех опрошенных)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Да

71

68

74

94

93

83

73

43

Нет

28

32

25

6

7

17

27

56

Затрудняюсь ответить

1

0

1

0

0

0

0

1

Скажите, товары каких категорий Вы заказывали чаще всего за прошлый 2023 год?

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от тех, кто хотя бы раз совершал покупку на маркетплейсах за 2023 год)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Одежда и обувь

47

35

56

50

43

52

51

38

Красота и здоровье

23

11

32

41

22

22

18

20

Электроника

20

32

10

23

22

23

16

15

Бытовая техника

19

22

16

11

18

17

19

28

Детские товары

19

12

23

10

27

28

14

9

Товары для животных

17

11

21

18

22

12

17

17

Продукты питания

15

13

17

12

14

16

16

18

Хобби и творчество

15

14

16

23

12

16

14

13

Автомобильные товары

13

23

5

11

11

15

14

11

Строительство и ремонт

12

17

8

3

11

15

14

11

Товары для дома, в том числе бытовая химия (из другого)

11

8

13

9

8

9

12

15

Книги и канцелярия

10

9

11

16

12

12

8

7

Спорт и отдых

7

11

4

12

8

6

8

2

Мебель

5

4

6

3

6

6

7

3

Ювелирные украшения

2

2

3

4

2

2

2

2

Другое

2

2

2

1

1

1

2

4

Затрудняюсь ответить

0

1

0

0

1

0

0

1

Скажите, пожалуйста, на что Вы обращаете внимание в первую очередь, когда покупаете товары на маркетплейсе? Выберите до трех наиболее важных для Вас критериев

(закрытый вопрос, до трех ответов, в % от тех, кто хотя бы раз совершал покупку на маркетплейсах за 2023 год)

 

Все опрошенные

Мужской

Женский

18-24 года

25-34 года

35-44 года

45-59 лет

60 лет и старше

Отзывы других покупателей

65

60

69

78

71

71

65

43

Стоимость товара

52

53

51

50

49

55

54

49

Подробное описание товара (развернутая характеристика / качество товара / общий вид товара)

27

25

29

24

27

23

31

30

Наличие удобных пунктов выдачи (по расположению, времени работы)

23

21

25

16

20

26

24

28

Акции, скидки на товары

19

15

22

8

20

24

16

25

Срок доставки

17

18

16

18

19

16

14

18

Общий рейтинг магазина, продавца

16

18

14

31

23

14

14

4

Возможность возврата товара

15

13

17

12

12

15

19

18

Качество фотографий товара

13

12

14

19

15

12

11

12

Наличие у продавца собственного сайта / интернет-магазина

3

3

3

5

4

2

3

3

Наличие кэшбека

2

2

3

3

<1

3

3

2

Широкий ассортимент (из другого)

1

1

1

<1

1

1

<1

1

Производитель товара (из другого)

1

<1

1

<1

<1

<1

1

1

Возможность доставки на дом (из другого)

<1

<1

<1

<1

<1

1

<1

1

Другое

1

1

1

<1

<1

1

<1

3

Затрудняюсь ответить

1

2

1

<1

2

<1

1

3

Какое из следующих суждений Вам ближе?

(закрытый вопрос, один ответ, в % от тех, кто хотя бы раз совершал покупку на маркетплейсах за 2023 год)

 

Все опрошенные

Я предпочитаю покупать товары на маркетплейсах у проверенных продавцов и магазинов, у которых уже заказывал что-либо

25

Я не отдаю предпочтений конкретным продавцам и магазинам на маркетплейсах, заказываю у разных

73

Затрудняюсь ответить

2

Тематический каталог

Эксперты ВЦИОМ могут оценить стоимость исследования и ответить на все ваши вопросы.

С нами можно связаться по почте или по телефону: +7 495 748-08-07