МОСКВА, 20 июля 2023 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет результаты опроса о посещении россиянами торговых центров, проведенного в рамках спецпроекта с РИА Новости.
Кто ходит в торговые центры?.. |
Розничная торговля за последние годы переживала трудности — ограничительные, карантинные меры, долгие периоды самоизоляции граждан, уход одних брендов и приход других. При этом активное развитие переживает онлайн-шопинг, который составляет все большую конкуренцию привычным форматам торговли «через прилавок». Как показал опрос, в общей сложности с разной периодичностью посещают торговые центры 71% россиян (2018 г. — 75%). За пять лет доля россиян, посещающих торговые центры раз в месяц и чаще, не изменилась — и сегодня, и в 2018 г. она составляла 53%. При этом доля тех, кто не посещает торговые центры, выросла за пять лет на 6 п.п. (2023 г. — 29%, 2018 г. — 23%). Такие результаты могут говорить как о том, что торговые центры «достигли потолка» своей аудитории, так и о том, что покупатели по каким-то причинам ограничивают себя в походах по торговым центрам, например экономят, и поэтому аудитория не растет. Также это может указывать и на то, что покупательская активность не снизилась или даже подросла, но перетекла в онлайн.
|
…и зачем? |
Современный торговый центр — это не только возможность шопинга, здесь можно посетить кафе или ресторан, организовать досуг себе и детям, встретиться с друзьями, позаниматься спортом, сходить в кино и многое другое. Как показало исследование, покупка продуктов и товаров длительного пользования остается главным мотивом посещения торговых центров — 71% и 65% соответственно. Сильно отстает общепит, которым пользуются 39% посетителей торговых центров. Далее следует «развлекательный кластер» — кино (26%), детские комнаты (25%), встречи с друзьями (23%), развлекательные мероприятия (11%). Условно «полезные» форматы проведения времени в торговом центре называют гораздо реже: 9% занимались спортом или фитнесом, 6% заходили на образовательные мероприятия. Иными словами, торговые центры — это место больше для развлечения, а не для «сосредоточения».
Мужчины и женщины ходят в торговые центры с примерно одинаковыми целями, можно отметить лишь то, что женщины чаще совершают покупки товаров длительного пользования (68% vs. 61%). А вот стратегии посещения торговых центров у людей разного возраста различаются, но покупки остаются на первых местах во всех возрастных группах.
- Посетители 18-24 лет: стратегия «шопинг, общепит и досуг для себя» — чаще других приходят в торговый центр за отдыхом и развлечениями, каждый второй ходил в кино (49% от числа посетителей этого возраста), 44% встречаются с друзьями, 26% посещают развлекательные мероприятия, 19% занимаются спортом.
- Посетители 25-34 лет: стратегия «шопинг, общепит, досуг для себя и для детей» — еще сохраняется развлекательная активность, как, например, встречи с друзьями (38%), посещение кафе, ресторанов (57%), но реже, чем у молодежи до 25 лет. В то же время именно на эту группу приходится дебют интереса к детским комнатам — 34% (vs. 6% в группе 18-24 лет), это легко объясняется тем, что в таком возрасте люди зачастую уже являются родителями.).
- Посетители 35-44 лет: стратегия «шопинг, общепит и досуг для детей» — в этом возрасте уже подрастают дети, их может быть больше одного, поэтому посещение детских комнат и развлечений для детей опережает все другие форматы активности — 37%. Остальные варианты досуга звучат намного реже, например, проводят время с друзьями 20%, это в два раза меньше, чем 18-24-летние (44%); ходят в кино 28% (vs. 49% в группе 18-24-летних).
- Посетители 45-59 лет: стратегия «преимущественно шопинг и общепит» — подросшие дети перешли в группу самостоятельных посетителей и внуками полноценно не заместились: процент тех, кто приводит в торговый центр детей на развлечения, снижается (22%). Продолжает снижаться интерес и к другим видам досуга, например, развлекательные мероприятия указывают только 6%. Возможно, предлагаемые торговыми центрами форматы активности нацелены на более молодую аудиторию и не находят отклика у людей среднего и старшего возраста. Но может быть и другая ситуация — в этой группе попросту снижается желание вести активный образ жизни.
- Посетители старше 60: стратегия «преимущественно шопинг» — в этой группе 81% приходят в торговые центры, чтобы купить продукты, еще 49% покупают товары длительного пользования. Остальные предложения торговых центров не пользуются популярностью у посетителей старшего возраста. Посещают заведения общепита в этой группе 18% — минимум среди всех возрастных групп.
На цели посещения торговых центров также влияет материальный статус семьи. Посетители с хорошим материальным положением проводят время в торговых центрах более разнообразно, чаще совершают покупки товаров длительного пользования (66% vs. 55% в группе с плохим материальным положением), посещают развлекательные мероприятия (16% vs. 10%), заведения общепита (46% vs. 36%), в два раза чаще ходят в кино (30% vs. 16%) и проводят время с друзьями (26% vs. 11%), а также чаще водят детей в детские комнаты (24% vs. 16%).
|
Расскажите про покупки! |
Последний год для розничной торговли в целом и торговых центров в том числе стал особенно непростым в силу ухода ряда брендов. При этом большая часть посетителей ТЦ не заметили, чтобы ассортимент товаров как-либо изменился за последние полгода (61%), 23% отметили, что ассортимент стал беднее, а 10%, напротив, увидели, что выбор товаров стал богаче. О том, что выбор стал хуже, чаще других говорят 25-34-летние (36%), активные пользователи интернета (34%), аудитория с неполным высшим и высшим образованием (31%) и те, кто имеет плохое материальное положение (34%). Чем больше размер населенного пункта, тем чаще опрошенные сетуют на недостаточный ассортимент — 14% на селе и 31% в обеих столицах.
Каждый второй посетитель торгового центра (49%) отметил, что сегодня здесь можно найти большинство товаров, еще 42% — что можно найти любой товар. Еще 6% отмечают дефицит многих товаров (среди 25-34-летних — 13%).
|
По мнению посетителей, для похода в торговый центр при себе нужно иметь в среднем около десяти тысяч рублей (9 524 руб.), 8% полагают, что туда можно ходить и без денег. Более скромные суммы называли посетители старше 60 лет и молодежь 18-24 лет (6 731 руб. и 7 807 руб. соответственно), а максимум пришелся на группу 45-59 лет — 12 186 руб. При этом посетители с хорошим материальным положением называли меньшие суммы, чем те, кто описывает материальное положение как плохое: 8 852 руб. и 12 560 руб. соответственно.